Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием состава преступление.
В декабре 2018г. ко мне со своей бедой обратилась Анастасия. В начале ноября 2018г. у нее с супругом Алексеем произошел конфликт, который перерос в драку, в ходе которой супруг ее избил.
Анастасия обратилась с заявлением в отдел полиции, но дело пошло не совсем так, как должно было бы… в результате проверки по ее заявлению в отношении Алексея возбудили уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч.1 ст. 119 УК РФ – угроза убийством. Анастасию допросили потерпевшей по данному уголовному делу, хотя она и не понимала причем тут угроза убийством — почему возбудили уголовное дело по данной статье, когда она просила наказать мужа именно за причинение ей телесных повреждений.
Решив помочь женщине, я обратился к дознавателю с ходатайством об ознакомлении с материалами дела, производимыми с участием доверителя. После прочтения материалов дела стало всё ясно, — несмотря на то, что Анастасия подала заявление в полицию о причинении ей телесных повреждений, в заявлении кроме этого было указано, что в ходе нанесения телесных повреждений муж высказывал угрозы убийством которые она воспринимала реально. Показания Анастасией совпадали с заявлением.
После ознакомления я разъяснил Анастасии в чем дело, объяснил, что нанесение супругом ей телесных повреждений с высказыванием в ее адрес угроз убийством или угроз причинения тяжкого вреда здоровья образуют состав преступления предусмотренный ст. 119 УК РФ, то есть угрозу убийством, на что Анастасия сообщила мне о том, что никаких угроз убийством со стороны ее супруга не было. А на мой вопрос, почему так указали в заявлении и в своем допросе, был получен ответ, что она впервые об этом слышит, и вообще собственно не помнит о том, чтобы ей такое заявлялось.
На момент обращения ко мне Анастасия со своим супругом жили раздельно, и вопрос шел к разводу. Я поинтересовался у Анастасии не оказывает ли ее супруг на нее давление, на что она ответила что обращение ко мне — это ее собственное решение, она говорила что Алексей негодяй, но он должен отвечать только за те деяния, которые он совершил.
Я разъяснил положения ст. 306 УК РФ о заведомо ложном доносе, и ст. 307 УК РФ дача ложных показаний, Анастасия получила объективную консультацию и сказала о том, что как бы то ни было лучше пускай ее привлекают к ответственности, чем из-за нее привлекут человека за то деяние, которое он не совершал.
На момент обращения ко мне между Анастасией и ее супругом уже была проведена очная ставка, на которой Анастасия указала о том, что словесных угроз никаких со стороны Алексея не было.
Такие показания Анастасии явно не удовлетворили сотрудников полиции, и всячески сотрудники полиции пытались убедить ее в том, что несмотря на ее пояснения, лучше указать что угрозы убийства были.
Впрочем, адвокат ей был отчасти нужен для того, чтобы противостоять сотрудникам правоохранительных органах, так как ей прямо сказали, у нас будет дело либо на твоего мужа за угрозу убийством, либо на тебя за заведомо ложный донос – выбирай!!! Бедная женщина обратилась в полицию за защитой, а в ответ ее использовали для достижения своих показателей работы по палочной системе!
Сотрудники полиции не успокаивались и вызвали Анастасию на очную ставку с сестрой, которой якобы косвенно были известны обстоятельства по делу со слов Анастасии.
На очной ставке также Анастасия пояснила о том, что словесных угроз никаких не было, сестра Анастасии по поводу высказываний угроз Алексеем ничего пояснить не могла, так как не являлась очевидцем происходящего.
Через пару недель Анастасию вызвали на повторную очную ставку с сестрой, в ходе проведения очной ставки дознаватель пыталась внести свои пояснения в показания как и моей доверительницы, так и в показания свидетеля, на что было письменно внесено в протокол замечание и написано заявление в следственный комитет в связи с фальсификацией дознавателем доказательств.
Примерно через месяц Анастасию вызвали на дополнительный допрос и она дала следующие показания:
«Заявление в отношении Алексея и первоначальные показания в качестве потерпевшей о том, что он высказывал в мой адрес слова угрозы убийством дала только потому, что сотрудники полиции сказали, что надо написать именно так, а поскольку я находилась как я уже говорила неоднократно в психологическом подавленном состоянии, я не принимая во внимания важности и значения формулировки — так как юридически не образована, подписала протокол допроса и заявление, лишь потом, по истечению некоторого времени, я поняла, что именно высказывания об угрозе убийства является ключевым обстоятельством для квалификации преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ. Вместе с тем, желаю дополнить о том, что прямого заведомого умысла, направленного на ложный донос, а также дачи ложных показаний именно в части того, что мой супруг высказывал словесно угрозы убийством у меня не было. Я желаю, чтобы он понес наказание именно за те деяния, которые он совершил. Я пояснила сотрудникам полиции, что Алексей наносил мне телесные повреждения и поэтому я думала, что была угроза моей жизни и здоровью, но точно утверждаю, словесных высказываний Алексея в мой адрес о том, что он убьет меня или причинит тяжкий вред здоровью не было. Не возражаю о прекращении уголовного дела в отношении него по ст. 119 УК РФ, и прошу привлечь его к ответственности предусмотренной законом РФ за нанесения мне телесных повреждений.
Я узнала о том, что высказывания угрозы образуют состав именно по ст. 119 УК РФ только от адвоката, только тогда я поняла, насколько важным моментом являлись высказывания угрозы убийства. Да я испугалась за свою жизнь и здоровье, но только потому, что я всегда боюсь, если мне причиняют физическую боль, сейчас я понимаю, что если бы мой муж хотел меня убить, он мог бы это сделать, если бы хотел меня испугать — он бы угрожал мне словесно, но он просто хотел меня побить, а про убийство ничего и не говорил, получается, что я сама себя напугала. Я очень разочарована тем, что во время подачи заявления дежурный и в дальнейшем дознаватель не пояснили мне, в чем отличия угрозы убийства от побоев, тогда бы я сразу указала, что были причинены именно побои».
После дачи показаний, в отношении Анастасии была проведена проверка по факту заведомо ложного доноса, в результате проверки участковый вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
А следом, уголовное дело в отношении Алексея было прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. А за причинение побоев Алексея привлекли к административной ответственности.
Вот так, благодаря порядочной женщине — Анастасии восторжествовало правосудие на стадии предварительного расследования.