Бытовой конфликт закончился тем, что один человек напал на другого с ножом, нанеся при этом 9 ножевых ранений.
Каким-то чудом потерпевший остался жив, достаточно быстро приехала скорая помощь и полиция. В этом деле я выступал на стороне потерпевшего.
Экспертиза показала легкий вред здоровью:
«… непроникающее колото-резаное ранение передней брюшной стенки с повреждением по ходу раневого канала подкожной жировой клетчатки, межреберных мышц, непроникающее колото-резаное ранение поясничной области слева с повреждением по ходу раневого канала мышц поясничной области, непроникающее колото-резаное ранение поясничной области слева, колото-резаное ранение на наружной поверхности левого плеча (глубина раневого канала 2,5 см), колото-резаное ранение на наружной поверхности левого плеча (глубина раневого канала 3 см.), колото-резаное ранение на внутренней поверхности правого бедра на границе верхней средней третей с повреждением по ходу раневого канала подкожной жировой клетчатки, колото-резаное ранение на внутренней поверхности правого бедра на границе верхней и средней третей с повреждением по ходу раневого канала подкожной жировой клетчатки, которые как в совокупности, так и каждое в отдельности квалифицируются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно),… поверхностное колото- резанное ранение мягкого неба справа в области крыловидно — нижнечелюстной складки… ссадины в области угла рта слева, на слизистой мочке полости рта в области альвеолярного отростка верхней челюсти на уровне шестого зуба верхней челюсти слева, не причинившие вред здоровью…»
Возбуждения уголовного дела по по ч.2 ст. 115 УК РФ и ч.1 ст. 119 УК РФ
На этом основании полиция возбудила уголовное дело по ч.2 ст. 115 УК РФ и ч.1 ст. 119 УК РФ. Потерпевший был с этим не согласен, он считал, что имело место покушение на убийство ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ. Одно из ножевых ранений было нанесено в верхнее нёбо в ротовой полости, куда обвиняемый вставил лезвие ножа. И лишь по удачному стечению обстоятельств он не смог протолкнуть нож глубже и нанести раны несовместимые с жизнью. Одним из доказательств намерений подсудимого был тот факт, что угроза убийством высказывалась вслух непосредственно перед нападением.
Все наши ходатайства о переквалификации были отклонены на стадии дознания. Дело было отправлено в прокуратуру и затем в суд.
В суде подсудимый вину не признавал, считая это обоюдной дракой, мы же настаивали на том, что это было покушение на убийство, просили вернуть дело в прокуратуру, заявляли о неправильной квалификации.
Мировой судья в целом не сильно хотел заморачиваться над этим делом, было видно как ему не нравится процесс не в особом порядке (к которому все мировые судьи очень привыкли). Поэтому примерно за 3-4 заседания мы перешли к прениям и приговору.
Приговор нас не устроил. Обвиняемый был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119, п. «в» ч.2 ст. 115 УК РФ, и ему было назначено наказание: по п. «в» ч.2 ст. 115 УК РФ – 250 (двести пятьдесят) часов обязательных работ; по ч.1 ст. 119 УК РФ – в виде 1 (одного) года ограничения свободы.
На основании ч.2 ст. 69 УК РФ путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно назначено наказание по настоящему уголовному делу в виде 1 (одного) года ограничения свободы
Апелляция и отмена приговора
Мной была подана апелляционная жалоба. Районный суд принял жалобу к производству только с 3 раза, два раза дело было отправлено обратно для устранения ошибок, связанных с уведомлением сторон.
Давил я на то, что согласно материалам дела, подсудимый в состоянии алкогольного опьянения нанес множественные ножевые ранения потерпевшему, причинив, согласно экспертизе: «Множественные колото-резанные раны брюшной стенки и левого плеча. Непроникающее колото-резанное ранение поясничной области слева. Колото-резанную поверхностную рану мягкого нёба слева, ссадины угла рта слева, слизистой полости рта».
В соответствии с п. 3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (с изменениями и дополнениями) при решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.
В нашем случае подсудимый целенаправленно взял именно кухонный нож, словесно выражал свои намерения, что подтверждается показаниями потерпевшего и свидетеля, наносил удары в область шеи (потерпевший закрылся плечом, получив колото-резанные раны плеча), засунул лезвие ножа потерпевшему в рот.
На наш взгляд, данное преступление следовало квалифицировать по ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 105 УК РФ, как покушение на убийство, то есть покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Учитывая, что суд не может переквалифицировать на более тяжкую статью, просили приговор отменить и дело вернуть прокурору.
ч.2 ст. 252 УПК РФ: «Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту».
Но суд апелляционной инстанции поступил немного иначе. Приговор он отменил, но дело направил обратно в мировой суд. В апелляционном постановлении суд указал на не исследование отдельных материалов дела в судебных заседаниях, и на не рассмотрение гражданского иска.
Дело еще не окончено, продолжение следует.