Как известно, любой гражданин на случай своей смерти может распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, составив завещание, в котором он вправе завещать имущество любому лицу по своему желанию, определить доли наследников, лишить наследства кого-либо из наследников либо всех наследников по закону, а также сделать иные распоряжения при условии, что они не противоречат Гражданскому кодексу РФ.

Самая распространенная форма завещания – нотариально удостоверенная, когда завещание совершено в письменной форме и удостоверено нотариусом. При этом нотариус проверяет, не противоречит ли воля завещателя требованиям закона, проверяет дееспособность завещателя, то есть в целом контролирует правильность оформления завещания и, соответственно, содержание завещания для него не является секретом.

Но бывают случаи, когда завещатель желает оставить свою волю на распределение наследства в тайне.

Для этого существует закрытое завещание, о содержании которого не знает никто, кроме самого завещателя.

Кому завещатель может завещать своё имущество по закрытому завещанию?

Это правило едино для всех форм завещаний.

Завещатель вправе завещать свое имущество (п. 2 ст. 1116, п. 1 ст. 1119 ГК РФ):

  • наследникам по закону;
  • лицам, не являющимся наследниками по закону; гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства;
  • юридическим лицам, включая иностранные;
  • Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям;
  • иностранным государствам;
  • международным организациям.

Завещатель не ограничен ни кругом наследников по закону, ни очередностью их наследования и вправе завещать все имущество или часть его лицам, не входящим в число наследников по закону.

Составление закрытого завещания – процесс ответственный, потому что от того, насколько Вы соблюдёте требования закона, настолько Ваша воля и будет исполнена.

Важно, чтобы условия завещания не противоречили положениям закона, потому что это, как минимум, сделает его неисполнимым, как максимум, приведет к судебному спору и вполне возможно – к признанию завещания недействительным.

Вы ведь этого не хотите?

Как составить закрытое завещание, чтобы не оставить наследников без наследства и исключить споры?

Во-первых, при составлении завещания Вы должны быть дееспособным: совершеннолетним, отдавать отчет своим действиям, понимать сущность своих действий по составлению завещания.

Если Вы больны таким заболеванием, которое не позволяет Вам в полном мере понять свои действия, суть завещания, на Вас кто-то морально давит, вынуждая составить завещание, но Вы этого не хотите, или если Вы находитесь в состоянии опьянения, отложите принятие решения до лучших времен, иначе Вы увеличиваете шансы на признание завещания недействительным теми наследниками, которых Вы обделили в завещании.

Во-вторых, закрытое завещание должно быть написано собственноручно разборчивым почерком и подписано завещателем.

Это обязательное условие.

Если Вы его не соблюдете и, например, напечатаете завещание, оно будет являться недействительным даже при условии, что Вы его собственноручно подписали.

Не следует писать завещание и карандашом.

Указывать имущество можно в общей форме, то есть завещать всё имущество, которое будет Вам принадлежат ко дню смерти, либо доли в праве собственности на него, либо разделить между наследниками конкретное имущество (например, сыну – квартиру, брату – автомобиль, соседу — телевизор).

В-третьих, еще одно основное условие, которое Вам необходимо соблюсти при описании конкретного имущества – это указать индивидуальные признаки имущества (например, кадастровый номер дома, марка и год выпуска автомобиля).

Если Вы этого не сделаете, то впоследствии между наследниками могут возникнуть споры, а также невозможность исполнения Вашей воли по завещанию.

В завещании не должно быть приписок, поправок и даже незначительных исправлений.

Если всё-таки это произошло, то все исправления должны быть оговорены в завещании и подтверждаться подписью завещателя.

Для того, чтобы закрытое завещание приобрело силу, его необходимо передать нотариусу лично в заклеенном конверте без повреждений.

В-четвертых, чтобы завершить процедуру, Вам также нужно найти двух свидетелей, которые смогут прийти к нотариусу вместе с Вами и засвидетельствовать передачу завещания нотариусу.

Лица, которые не могут быть свидетелями, перечислены в ст. 1124 ГК РФ: это и нотариус; и наследник, в пользу которого Вы составили завещание, а также его супруг, дети и родители; неграмотные лица; лица, не обладающие дееспособностью в полном объеме и пр.

Поскольку завещание закрытое и о его содержании знаете только Вы, то и обязанность по тщательному отбору свидетелей ложится на Ваши плечи. В противном случае, при участии свидетеля, подпадающего под перечень, указанный в ст. 1124 ГК РФ, завещание впоследствии может быть признано недействительным.

Как Вы уже убедились, составить закрытое завещание непросто. 

Что можно сделать в этом случае?

Вы можете самостоятельно изучить действующее законодательство, нотариальные рекомендации, судебную практику, но не имея практического опыта в таких делах, несмотря на потраченное время, у Вас всё равно остается шанс совершить ошибку.

Чтобы этого избежать и обезопасить себя и наследников от ненужных драм при разделе наследства, чтобы быть уверенным в том, что Ваша воля будет исполнена, обратитесь к юристу или адвокату.

Плюс Вы решите свой вопрос гораздо быстрее.

«Но ведь о содержании завещания никто не должен знать», — возразите Вы.

«А никто и не узнает» — успокою Вас я.

В законе есть такое понятие как «адвокатская тайна».

Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю (ст.8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002г. № 63-ФЗ)

Даже сам факт Вашего обращения к адвокату является адвокатской тайной, которую адвокат обязан хранить несмотря ни на что. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

В случае обращения к юристу, Вам остается надеяться только на его порядочность, потому деятельность юристов законодательно не урегулирована.

О том, как найти адвоката, Вы узнаете из этих статей:

Праворуб: Как найти «своего» адвоката? Часть 2. Где искать?

Праворуб: Как найти "своего" адвоката? Выбираем адвоката за 3 шага

Праворуб: Как заключить договор с адвокатом? Правильный договор. Отказ ...

Фото автора.

Автор публикации

Адвокат Минина Ольга Витальевна
Южно-Сахалинск, Россия
Адвокат по гражданским делам.
Очно и дистанционно.
Нахожу решение вашей проблемы за одну консультацию. Работаю под конкретную задачу и на результат. Тел. +7(914)755-15-05

Да 30 30

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Коробов Евгений, Семячков Анатолий, Сычевская Марина, Минина Ольга, Болонкин Андрей, Рисевец Алёна, Ларин Олег
  • 27 Апреля 2020, 11:01 #

    Уважаемая Ольга Витальевна, интересная статья, после прочтения которой я понял, что вряд ли смогу составить закрытое завещание, что закрытое завещание — это как посидеть на бочке с порохом, в которую вставлен зажжённый фитиль.

    Вот пришёл я и составил открытое завещание. Если я о нём не расскажу, то по сути оно также закрытое от чужих глаз и при этом никаких подводных камней и никакого адвоката с его охраняемой адвокатской тайной.

    Кстати, а Вы сами знаете, когда тайна, действительно тайна?;)

    +6
  • 27 Апреля 2020, 12:28 #

    Уважаемая Ольга Витальевна, очень интересная статья. (Y)
    После её прочтения каждому должно стать понятно, что закрытое завещание — это очень ответственная и рисковая штука. Как говорится, не для слабонервных.:?

    +4
  • 27 Апреля 2020, 12:31 #

    Уважаемая Ольга Витальевна, если серьёзно, то соглашусь с тем, что такое завещание надо составлять в присутствие специалиста, который поможет составить без ошибок данное завещание, поможет правильно подобрать двух свидетелей. 

    Закрытое завещание, как я понимаю, — это завещание большей частью для состоятельных граждан. Простые фигу и так могут в бумагу завернуть.

    +3
  • 27 Апреля 2020, 12:48 #

    Уважаемая Ольга Витальевна,  а мне вот интересно, на сколько часто применяется такой способ составления завещания. У знакомых нотариусов сколько не интересовалась, говорят, что у них ни разу такого в практике не было...(shake)

    +3
    • 27 Апреля 2020, 13:03 #

      Уважаемая Марина Владимировна, их немного. Скорее всего потому, что мало кто из граждан знает о такой форме завещания. 
      Но методические рекомендации по оформлению приема закрытого завещания у нотариусов точно есть.

      +4
      • 27 Апреля 2020, 13:09 #

        Уважаемая Ольга Витальевна, ну уж чего чего, а методических рекомендаций у нас в стране каких только нет… Кто во что горазд!

        ***Мне эта тема сейчас, как красная тряпка. Заканчиваю кассационную жалобу как раз сегодня по спору с ПФР, где как раз и применили не Закон, а одну вот такую методичку… (devil) (headbang)(gun)

        +3
        • 27 Апреля 2020, 13:13 #

          Уважаемая Марина Владимировна, суд не перестает удивлять))

          +3
          • 27 Апреля 2020, 13:21 #

            Уважаемая Ольга Витальевна, именно!  Я честно говоря, очень рассчитывала на то, что апелляция не станет выставлять себя на посмешище и будет руководствоваться Законом, а не методическими рекомендациями для сотрудников ПФР, носящими рекомендательный характер.
            Но нет… ничего личного, как говорится, но миссия по охране пенсионного бюджета, оказывается,  важней самоуважения...
            Кстати, чтоб достучаться,  аналогию им приводила как раз связанную с методичками для нотариусов… Не-а.

            +3
            • 27 Апреля 2020, 13:42 #

              Уважаемая Марина Владимировна, это всё называется одним словом «система», а не государство.
              И направлена эта система не для защиты прав граждан, как в любом государстве, а наоборот.

              +4
    • 27 Апреля 2020, 13:06 #

      Уважаемая Марина Владимировна, кстати, на Праворубе эта тема тоже не раскрыта))

      +3
  • 27 Апреля 2020, 18:28 #

    Уважаемая Ольга Витальевна!

    нотариус… проверяет дееспособность завещателя,Имеется ли у нотариусов утверждённый алгоритм? 
    Или как?

    +5
    • 27 Апреля 2020, 18:47 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, конечно имеется! Чем выше благодарность, тем выше полная дееспособность! ;)

      +5
      • 27 Апреля 2020, 18:58 #

        Уважаемый Евгений Алексеевич!
        Чем выше благодарностьПро это я в курсе.
        Получается, что всё зависит от порядочности нотариуса (открытое завещание) + свидетелей (закрытое завещание).

        +4
        • 27 Апреля 2020, 19:09 #

          Уважаемый Анатолий Кириллович, это везде так. Что у экспертов, что у юристов, что у адвокатов, отношение к работе зависит от порядочности каждого. В целом нотариусы молодцы. Но к сожалению, как и везде, не без паршивых  овец и это горько и обидно.

          +4
          • 27 Апреля 2020, 19:18 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич!
            Что у экспертов, что у юристов, что у адвокатов… не без паршивых овецКак мне после этих слов убедиться в порядочности юриста Коробова Е.А. и убедить других в своей собственной экспертной порядочности.

            +3
            • 27 Апреля 2020, 19:35 #

              Уважаемый Анатолий Кириллович,  только по делам его можно познать человека. 

              Жизнь диктует свои правила жизни, поэтому я стараюсь работать с теми, кого либо знаю сам, либо кого могут рекомендовать другие. Это снижает риск нарваться на " на паршивую овцу", хотя от этого и я оказался не застрахованным.

              +3
              • 27 Апреля 2020, 21:08 #

                Уважаемый Евгений Алексеевич!

                Спасибо за дискуссию!
                Спокойной ночи!
                Буду ждать сахалинского рассвета, чтобы узнать лично от Ольги Витальевны:
                Имеется ли у нотариусов утверждённый алгоритм?

                +3
              • 28 Апреля 2020, 05:18 #

                Уважаемый Евгений Алексеевич, действительно, это снижает риск.
                Но полностью не избавляет от него.

                +2
                • 28 Апреля 2020, 08:17 #

                  Уважаемый Олег Юрьевич, завещателям надо запасаться справками от психиатра.

                  +2
                  • 28 Апреля 2020, 08:28 #

                    Уважаемая Ольга Витальевна, а проще всё-таки завещателям «постучать себе по лбу», хотя бы указательным пальцем, и обратиться за составлением завещания к специалисту. Тем более, что адвокат скован адвокатской тайной, а, следовательно, и о разглашении нотариальной тайны говорить не придётся.
                    Ибо соблюдение клиентской тайны юристом зависит от совести и порядочности самого юриста.
                    К тому же обращение к психиатру за справкой может закончиться диагнозом «шизофрения». Ибо шизофрения и гениальность почти тождественные по своему смыслу термины.

                    +2
                • 28 Апреля 2020, 09:08 #

                  Уважаемый Олег Юрьевич, в нашей работе риск остается всегда. Мне становится смешно, когда риэлтор или адвокат или юрист говорит, что сделка проверена и на 100% чистая! 

                  Не может она быть на 100% чистой, ибо есть факторы оспаривающие сделку на вполне законных основаниях, которых нет в документах, а они, как суслики, в реалиях есть.

                  +1
                  • 28 Апреля 2020, 09:16 #

                    Уважаемый Евгений Алексеевич, здесь соглашусь. Ибо даже после смерти нельзя быть на 100% уверенным попадёшь в рай или ад. Впереди ещё и Страшный Суд.

                    +2
            • 28 Апреля 2020, 08:18 #

              Уважаемый Анатолий Кириллович, я Вам подскажу: только открытостью и добросовестностью.

              +2
              • 28 Апреля 2020, 11:22 #

                Уважаемая Ольга Витальевна!
                я Вам подскажуВы же знаете, сколько развелось обольстительных прохиндеев, для которых достаточно только войти в контакт с жертвой.
                А далее они с иезуитской вкрадчивостью изобразят Вам не
                только открытостью и добросовестностьюно и все лучшие качества человеческой души.

                +2
                • 28 Апреля 2020, 11:34 #

                  Уважаемый Анатолий Кириллович, тогда Вы откоыто и добросовестно должны все их уловки вытащить за ушко да на солнышко. На всеобщее, так сказать, обозрение.

                  +2
    • 27 Апреля 2020, 21:25 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, вот мне эта фраза, про проверку дееспособности нотариусом, тоже глаз режет.  Давно и сильно.
      Я когда сама составляю доверенности для удостоверения альтернативным способом, пишу «дееспособность сомнений не вызывает». Акцентирую таким образом внимание именно на субъективном восприятии лицом, удостоверяющим доверенность. Без возложения на него не свойственных ему функций.
       
      Про алгоритм и инструкции точно не скажу. Наверняка, есть какие-то рекомендации. Однако, это в любом случае просто формализм. Реальной компетенции для этого у нотариуса нет и быть не может (если он, конечно, не врач-психиатр по первому высшему).

      +4
      • 27 Апреля 2020, 21:40 #

        Уважаемая Марина Владимировна, я в деле несколько лет участвовал вместе и с судьями, а потом бац и заключение института Сербского, что человек уже как лет десять невменяемый! 
        А тут нотариус за полчаса общения заключение, человек вменяемый!

        +3
        • 27 Апреля 2020, 21:54 #

          Уважаемый Евгений Алексеевич, ну так об этом и речь. Без знаний и, самое главное, без опыта,  далеко не в каждом «психе» можно заподозрить  даже отдаленные признаки.
          Поэтому не переживайте. Вы были не обязаны знать. :)
          Но бывает и по другому. 
          На пустом месте можно оказаться «посланным»  нотариусом.
          Человек, например, просто  по натуре может быть не очень контактный. Проявит себя «букой» на приеме у нотариуса, и все, до свидания.
          Или кому-то вопросы нотариуса, направленные на установление дееспособности, покажутся нарушением личных границ...
          А бывает, что и сам нотариус  недееспособен просто не умеет устанавливать психологический контакт с людьми…

          +4
          • 28 Апреля 2020, 05:20 #

            Уважаемая Марина Владимировна, особенно если человек даже с тяжелым психическим заболеванием находится в состоянии ремиссии.

            +2
        • 28 Апреля 2020, 08:16 #

          Уважаемый Евгений Алексеевич, так и отсуживают через годы проданные квартиры, например.

          +2
          • 28 Апреля 2020, 08:28 #

            Уважаемая Ольга Витальевна, читаешь заключение судебно-психиатрической экспертизы, принятое нашим рассеянским судом, и слезы  бессилия душат тебя. А в экспертизе написано, что прочитав в протоколах судебных заседаний то, что было сказано участниками процесса и свидетелеми, комиссия хэрспектов решила, что человек был невменяем. Это как?

            И этот произвол проходит все, заметьте, все судебные инстанции!

            +1
      • 28 Апреля 2020, 08:15 #

        Уважаемая Марина Владимировна, я считаю, что для совершения таких действий необходимо требовать справку врача-психиатра, которую должны выдавать после обследования, которое, в свою очередь, тоже не всегда может сразу и однозначно выявить психическое заболевание, но тем не менее, позволит в какой-то степени обезопасить завещателя в большинстве случаев.

        +2
      • 28 Апреля 2020, 13:53 #

        Уважаемая Марина Владимировна!
        Реальной компетенции для этого у нотариуса нетМетодические рекомендации
        Случай из моей жизни

        +2
    • 28 Апреля 2020, 08:09 #

      Уважаемый Анатолий Кириллович, да, у нотариусов имеется утвержденный алгоритм в виде методических рекомендаций по оформлению завещаний. Видимо, потому, что это рекомендации, их особо и не стремятся выполнять. Я часто сталкиваюсь с необоснованным отказом в совершении того или иного нотариального действия, связанного с наследством (и не только). Есть очень болезненные вопросы. При этом, вопреки закону нотариусы отказывают устно, не вынося письменное постановление. Да, в принципе, и граждане не в курсе, что нотариус должен оформлять отказ письменно.
      ↓ Читать полностью ↓

      Нотариусам рекомендовано проверять дееспособность на основании:
      - документа, удостоверяющий личность, для проверки наступления совершеннолетия;
      — свидетельства о регистрации брака в случае приобретения дееспособности в полном объеме в результате заключения брака до достижения 18-летнего возраста;
      — документа об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным): решение органа опеки и попечительства (если эмансипация производилась с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей) или решение суда (если эмансипация производилась без указанного согласия).

      Способность завещателя отдавать отчет в своих действиях проверяется путем проведения нотариусом беседы с завещателем. В ходе беседы нотариус выясняет адекватность ответов завещателя на задаваемые вопросы, на основании чего нотариусом делается вывод о возможности гражданина понимать сущность своих действий.

      Не подлежит удостоверению завещание от имени гражданина, хотя и не признанного судом недееспособным, но находящегося в момент обращения к нотариусу в состоянии, препятствующем его способности понимать значение своих действий или руководить ими.

      Коллеги правы — в ходе беседы невозможно установить адекватность обратившегося, только если нет серьезных проявлений заболевания, например. 

      Именно поэтому суд удовлетворяет некоторые иски об оспаривании завещаний.

      Не исключено и вмешательство «третьих сил», о чем пишет Евгений Алексеевич. Недавно столкнулась с одним неприятным делом, касающимся наследства, но там расстарался орган опеки и попечительства. Заинтересованные лица не пошли в суд по некоторым причинам.

      +2
      • 28 Апреля 2020, 11:46 #

        Уважаемая Ольга Витальевна!

        Почему я влез не в свою тему?
        Рассказываю случай из своей не судебно-медицинской практики.
        Пациент в возрасте и с серьёзным душевным диагнозом, поставленном после двух недель лечения в стационаре областной психической больницы. Родственников нет. После выписки из больницы, дома получает таблеточное лечение, которое временами создаёт ремиссию.
        Сиделка, воспользовавшись его состоянием, везёт её в банк и к нотариусу, получает доверенности, по которым за три месяца выгребает все три миллиона, которые старик копил всю жизнь.
        Через полгода смерть от имевшегося сердечного заболевания.
        Кто виноват и что делать?
        Полиция в возбуждении уголовного дела отказала.
        Уголовные адвокаты перспективы не увидели.
        Действительно, нотариус и работники банка могли обмануться приличным внешним видом вкладчика.
        О психическом заболевании знала только сиделка.
        Но что с этого можно поиметь?

        +2
        • 28 Апреля 2020, 12:46 #

          Уважаемый Анатолий Кириллович, во-первых, это уголовно наказуемо. Но чтобы это доказать в реалиях российской действительности, нужно приложить много усилий и потратить прилично времени. Возможно, не один год.
          Во-вторых, выдача доверенности — это сделка. Ее также можно оспорить.

          +2
          • 28 Апреля 2020, 13:18 #

            Уважаемая Ольга Витальевна!
            уголовно наказуемо…
            это сделка. Ее также можно оспорить.
            В конечном итоге вся эта тягомотина упрётся в посмертную судебно-психиатрическую экспертизу.
            К этому времени окажется. что сиделка не имеет ни имущества, ни денег.

            +1
            • 28 Апреля 2020, 13:24 #

              Уважаемый Анатолий Кириллович, совершенно верно.

              +2
            • 28 Апреля 2020, 17:44 #

              К этому времени окажется. что сиделка не имеет ни имущества, ни денег.
              Уважаемый Анатолий Кириллович, на мой взгляд, лучше жалеть о неудавшейся попытке, чем об упущенной возможности.

              +3
              • 28 Апреля 2020, 19:40 #

                Уважаемая Марина Владимировна!
                лучше жалеть о неудавшейся попыткеПопытка трудоёмкая, нервозатратная и не вознаградится искомым.

                +2
                • 28 Апреля 2020, 22:30 #

                  Уважаемый Анатолий Кириллович, у меня не так давно был случай. Одна дама продала муниципальную квартиру. Еще и расписку дала, что деньги получила от покупателя. Когда у покупателя открылись глаза, «продавец», естественно, отказалась что-либо возвращать, мотивировав тем, что покупатель там жила))
                  Из-за того, что расписка была дефектом, нужно было в гражданском процессе кое что доказывать, чтобы вернуть деньги. Второй путь — через уголовное дело. Покупатель выбрал второй путь. Да, это было непросто. Бились не на жизнь, а на смерть: при очевидном составе преступления дело возбуждать не хотели. Заслуга покупателя в том, что он не опустил руки и не отступил, как это делают многие, написав пару жалоб и успокоившись. Было написано «100500» жалоб — и на отказы в ВУД, и на районного прокурора, который по факту отписывался от этих жалоб, жалобы на то, что не дают ответа на жалобы и т.д. Итог: прокурора уволили, дело возбудили, деньги вернули. Впоследствии дело по амнистии прекратили, но это уже неважно)) Расходы на юридическую помощь возметило государство.
                  Временные затраты — почти год. Была проделана колоссальная работа. Но она того стоила.

                  +3
  • 28 Апреля 2020, 05:25 #

    Уважаемая Ольга Витальевна, как раз на последней конференции при комментировании выступления про актуальные вопросы земельного законодательства  был задет подобный случай закрытого завещания, в котором были прописаны несусветные вещи — «земля одному, дом другому».
    А болезнь наследодателя была даже не психическая, а «популярная» несколько десятилетий — онкология.

    +3
    • 28 Апреля 2020, 08:13 #

      Уважаемый Олег Юрьевич, эта болезнь называется «юридическая безграмотность, осложненная нежеланием обратиться к профессионалу потому, что ...гладиолус» (подставьте любую фразу и она попадет в точку).

      +3
      • 28 Апреля 2020, 08:19 #

        Уважаемая Ольга Витальевна, вот комментарий и был способом, чтобы у лиц, кто прочитал данную статью и комментарии, вызвать именно эту мысль.
        Но ведь почти каждый думает, что у него «семь пядей во лбу, а юристы (сиречь адвокаты) — бесплатное приложение».

        +3
        • 28 Апреля 2020, 08:28 #

          Уважаемый Олег Юрьевич, тогда для лучшего понимания, раз уж нас читают неспециалисты, в том числе, позволю дополнить, что именно в той ситуации не так: существует принцип единства земельного участка и находящего на нем капитального строения, то есть кому дом, тому и земля, и наоборот!

          +2
          • 28 Апреля 2020, 08:32 #

            Уважаемая Ольга Витальевна, вот именно это также озвучивал в комментарии к «Актуальные вопросы земельного законодательства».
            Кстати, сейчас появилось немного больше информации по тому казусу.
            В итоге было обращение в суд именно за признанием завещания недействительным. И в итоге заключено мировое соглашение, которое восстановило данный статус-кво и наследство принято, согласно положениям ГК РФ о наследовании по закону.

            +2
    • 28 Апреля 2020, 09:05 #

      закрытого завещания, в котором были прописаны несусветные вещи — «земля одному, дом другому». Уважаемый Олег Юрьевич, не мог пройти мимо, ибо вижу у Вас ошибочное понимание норм материального права. Закон позволяет дарить дом отдельно и землю отдельно. Есть по этому вопросу практика ВС РФ.

      +1
      • 28 Апреля 2020, 09:11 #

        Уважаемый Евгений Алексеевич, здесь было именно завещание.

        +1
        • 28 Апреля 2020, 09:12 #

          Уважаемый Олег Юрьевич, ВС РФ рассматривал именно завещание в котором был подарен дом отдельно от земельного участка. Всё законно. Просто земельный участок делился не в зависимости от долей в праве на дом.

          +1
          • 28 Апреля 2020, 09:15 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич, с удовольствием ознакомился бы с такой практикой.
            Тем не менее, есть как тот реальный случай, который привёл, так и мировое соглашение. Тем более, что спор рассматривал сам председатель суда (он потом ушёл на пенсию).

            +2
            • 28 Апреля 2020, 09:28 #

              Уважаемый Олег Юрьевич, определение ВС РФ от 6 февраля 2018 года №87-КГ17-14.

              +1
              • 28 Апреля 2020, 09:34 #

                Уважаемый Евгений Алексеевич, там описан совсем другой случай.

                +1
                • 28 Апреля 2020, 09:53 #

                  Уважаемая Ольга Витальевна, внизу написал. Причем там другой случай, если дом и земельный участок являются самостоятельными объектами гражданского оборота и, соответственно, дом одному, землю второму.

                  При этом земля под домом в определенных случаях должна следовать судьбе дома. 

                  Сейчас у меня дело в ВС РФ со ссылкой на позицию ВС РФ, которую проигнорировали в том числе Первый кассационный суд, согласно которой вещное право на земельный участок, собственника недвижимости, возникшее до вступления в законную силу ЗК РФ, сохраняется за собственником такой недвижимости, хотя суды уверяют, что такое право испарилось.

                  Мне даже интересно, поддержит ВС РФ свою же позицию или пустит жалобу в проформу?

                  +1
              • 28 Апреля 2020, 09:43 #

                Уважаемый Евгений Алексеевич, права Ольга Витальевна в том, что в Определении СК по гражданским делам ВС РФ изложен другой случай.
                А в обсуждаемом казусе в закрытом завещании было так: «100% коттеджа (дома) одному наследнику, 100% земельного участка, на котором расположен коттедж (дом) другому наследнику».

                +1
                • 28 Апреля 2020, 09:45 #

                  Уважаемый Олег Юрьевич, Вы невнимательны: дом и земля — это отдельные объекты гражданского оборота. Дом, как отдельный объект гражданского оборота одному, а землю, как отдельный объект гражданского оборота другому. Что не так?

                  +1
                  • 28 Апреля 2020, 09:59 #

                    Уважаемый Евгений Алексеевич, дело в единстве судьбы строения и земельного участка, согласно гражданскому законодательству и судебной практике — подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 30.07.2013 г. № 4-КГ13-24. Правда, здесь в судебной практике дарение. Но то же самое можно отнести и к наследованию. Кстати, на Праворубе есть статья «О единстве судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости» под авторством  Владислава Игоревича Солдатенкова.

                    +2
                    • 28 Апреля 2020, 10:09 #

                      Уважаемый Олег Юрьевич, как же многие любят брать нормы права либо их толкование судами в отрыве от иных норм права.

                      Если Здание находится на чужом земельном участке то либо оно как самострой подлежит сносу, либо собственник здания уплачивает аренду, причем только за земельный участок, находящийся под зданием, если собственник земельного участка больше не даёт, либо пытается выкупить в собственность этот земельный участок, либо, как в моем случае, за собственником сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования с уплатой земельного налога за пользование земельным участком.

                      +1
                      • 28 Апреля 2020, 10:18 #

                        Уважаемый Евгений Алексеевич, коттедж был построен и оформлен до смерти завещателя.
                        Земельный участок также был оформлен до смерти завещателя.
                        Даже при большой фантазии суд не смог бы признать коттедж самостроем.
                        У меня было как-то ещё в 2015 году на дистанционном дело в Крыму, связанное с признанием сделки дарения домовладения недействительной, там и самострой был, и препятствия в пользования, и встречки заявлялись, и экспертизы проводились. Правда, окончилось совсем не так, как предполагали, — просто ответчик умер и никакого правопреемства.
                        В Вашем предложении есть один не очень хороший момент к тому казусу, о котором речь: Наследник земельного участка возжелал также пользоваться домом. Если уж аренда за земельный участок, то тогда владелец земли пусть платит аренду за пользование домом. Именно так и был поставлен вопрос, когда эти два наследника разругались вдрызг.
                         не было иного варианта, как прийти через судебное разбирательство о недействительности завещания как односторонней сделки к мировому соглашению. Хорошо, хоть они оба за ум взялись и пришли к такому соглашению.

                        +2
                        • 28 Апреля 2020, 10:28 #

                          Уважаемый Олег Юрьевич, многое зависит от лиц, представляющих стороны спора, если они есть в деле. У меня на стадии ВС РФ попалось дело, в котором адвокат истца на выходе получил акт, ущемляющий права не только ответчиков, но и истца, который при объединении земельного участка «потерял» проход на «свой» земельный участок, в результате того, что кадастровый инженер тупанул, забыв учесть при объединении земли общего пользования, и сам земельный участок потерял целую сотку земельного участка.

                          Ещё раз. Истца представлял адвокат, человек имеющий статус адвоката, сдавший экзамен на адвоката, исключительно имеющий право на оказание квалифицированной юридической помощи.

                          Кроме матных слов ничего нет. ВС РФ запустил дело в проформу. Истец кусает себе одни штуки, но кто из двух соседей даст ему проход за счёт своей доли земельного участка. Пусть попробует выйти в суд, и я хотел бы посмотреть, что будет делать суд, который не захотел признать свою ошибку, построенную на ошибке кадастрового инженера и работе квалифицированного адвоката.

                          +1
                          • 28 Апреля 2020, 10:33 #

                            Уважаемый Евгений Алексеевич, вот. Ситуации разные и нельзя делать копирки одну под другую. Кстати, так как клиентка разрешила при определенных условиях опубликовать «крымское дело», о котором выше сказал, то публикация сейчас на стадии подготовки. Думаю, что на неделе размещу. В нём очень довольно много интересных моментов было.

                            +1
                  • 28 Апреля 2020, 10:05 #

                    Уважаемый Евгений Алексеевич, как Вы предполагаете должно быть исполнено такое завещание, если землю для обслуживания дома придется «отдать»? Воля завещателя исполнена не будет.

                    0
                    • 28 Апреля 2020, 10:13 #

                      Уважаемая Ольга Витальевна, воля завещания не абсолютна, а относительно — то, чему я втолковываю судам, а многие из судей этого не понимают. Воля любого субъекта гражданского оборота связана пределами, установленными законами. 

                      Ну Вам ли не знать про свободу договора: свободны во всём за исключением законодательных ограничений и запретов.

                      П. 2 ст. 1 ГК РФ Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

                      0
                      • 28 Апреля 2020, 10:47 #

                        Уважаемый Евгений Алексеевич, вот Аы сами и подтвердили правоту нашу правоту: завещание должно быть исполнимым и соответствовать требованиям закона. А поэтому если волю завещателя исполнить невозможно или затруднительно, то и завещание неисполнимо.

                        +1
                        • 28 Апреля 2020, 11:15 #

                          Уважаемая Ольга Витальевна, не вижу никаких проблем в части неисполнения завещания. Воля направлена на завещание одному дому, второму земельного участка. В данном случае дом должен отходить с земельным участком, находящимся под домом и необходимым для его эксплуатации (содержания) — так установлено законом, второму земельный участок.  Всё!(hi)

                          +1

Да 30 30

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как избежать роковых ошибок при составлении закрытого завещания» 5 звезд из 5 на основе 30 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации