Поскольку нередки случаи, когда происходит непонимание различия между оперативно-розыскными и следственными действиями, я решил, хотя бы, в очень общем виде, свести эти различия в таблицу, которую и предлагаю вашему вниманию.
Полагаю, что такая информация будет полезна не только гражданам, до сих пор, не отличающих, скажем, оперуполномоченного уголовного розыска от следователя, но и послужит «шпаргалкой» для коллег, ранее не сталкивавшихся с нюансами оперативно-розыскной деятельности.
Здесь, нужно усвоить несколько моментов:
Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих административно-властные функции в рамках специальных законов, регулирующих их деятельность («О полиции», «О федеральной службе безопасности»), и т.д., или осуществляющих предварительное расследование в рамках УПК РФ, и права и обязанности должностных лиц подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не тождественны друг другу.
2. Результаты оперативно-розыскной деятельности сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу – они становятся таковыми лишь после передачи их следователю в порядке, определенном «Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденной совместными Приказами МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68.
Иными словами – результаты ОРД являются такими же доказательствами, как и все прочие, и на них распространяются те же требования, что и на иные доказательства – относимости и допустимости, порядок собирания и предоставления которых определены Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», и принятыми, во исполнение его, подзаконными актами.
3. В рамках возбужденного уголовного дела решение о проведении конкретных ОРМ принимает следователь, направляющий отдельное поручение руководителю органа, в составе которого имеется подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, ходатайство о необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, с обоснованием доказательной ценности полученных результатов, следует направлять следователю.
4. У граждан нет обязанностей по оказанию содействия, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, например, участвовать в опросе или являться в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по, т.н., «уведомлениям о явке».
Никаких негативных последствий, в отличии от неявки к следователю по повестке, неявка «по уведомлению» для гражданина повлечь не может.
Тема, на самом деле, очень обширная, поэтому я намерен продолжить ее в следующих публикациях, разумеется, с учетом ваших пожеланий.