Краткая предыстория.
Весной 2019 года на территории г. Москвы, по подозрению в причастности к незаконному обороту наркотиков были задержаны граждане Ц.Л.А. и Ц.В. При поступлении дела в суд подсудимый Ц.Л.А. ходатайствовал о рассмотрении дела коллегией присяжных заседателей.
26 января 2022 года единогласным вердиктом присяжных заседателей Ц.Л.А. и Ц.В. были признаны непричастными к инкриминируемому им преступлению. Подробнее о рассмотрении дела в суде первой инстанции можно прочитать тут
С учетом, с одной стороны- доказательственной базы собранной обвинением, с другой- детально разработанной стратегии защиты, вероятность получения по делу оправдательного вердикта расценивалась защитниками как очень высокая (что в итоге и подтвердилось). Однако получить оправдательный вердикт- это пол дела.
Институт проблем правоприменения, проанализировав статистику работы судов за первую половину 2020 года пришел к неутешительным выводам. Если в районных судах процент оправдательных приговоров постановленных на основании вердикта присяжных заседателей составляет в среднем 20-25%, то из этих 20-25% апелляционная инстанция отменяет почти 90% всех приговоров.
То есть в ряде случаев куда более сложной для защиты задачей, становится не получение оправдательного вердикта и приговора, а отстаивание его законности в суде апелляционной инстанции. С учетом противоречивости судебной практики и общего обвинительного уклона нашего судопроизводства, такая цель становится труднодостижимой.
Прекрасно понимая всю сложность предстоящей апелляционной защиты оправдательного вердикта сторона защиты еще в суде первой инстанции предприняла ряд мер направленных на снижение количества формальных нарушений требований судебного регламента в отношении судопроизводства с участием присяжных заседателей. Соответствующей корректировке подверглась защитительная версия, из нее были исключены обстоятельства доведение которых до коллегии присяжных заседателей могло быть расценено как нарушение влекущее отмену оправдательного приговора.
Соответствующим образом была скорректирована тактика изучения отдельных видов доказательств (прежде всего допросов свидетелей обвинения из числа сотрудников правоохранительных органов). Так же была проведена серьезная разъяснительная работа с подзащитными, направленная на недопущение с их стороны высказываний о работе правоохранительных органов, допущенных ими нарушениях прав подсудимых, вероятных фальсификациях материалов дела и т.д.
Как показали дальнейшие события эти меры, хоть и не исключили полностью, но минимализировали действия защиты могущие расцениваться апелляционной инстанцией как нарушения, влекущие отмену оправдательного приговора.
После получения апелляционного представления государственного обвинителя, оно было тщательным образом изучено и проанализировано. Основными направлениями опровержения аргументов гособвинителя стали:
- Оспаривание незаконности действий и высказываний защитников и подсудимых по формальным признакам;
- Оспаривание трактовки смысла высказываний защитников и подсудимых, данной государственным обвинителем;
- Акцентирование внимания апелляционной инстанции на позиции государственного обвинителя непосредственно после совершения защитой предполагаемых нарушений.
При этом в ходе работы с аргументами приведенными в своем представлении государственным обвинителем, активно использовались методика разработки контрверсий, отдельные элементы которой изложены в книге «Суд присяжных. Последний шанс Фемиды» Праворуб: Премьера книги «Суд присяжных – последний шанс Фемиды»
Так же в возражениях на апелляционное представление гособвинителя защитой был приведен ряд доводов указывающих на объективное отсутствие в материалах дела доказательств вины подсудимых. Вообще-то подобного рода доводы при рассмотрении приговоров постановленных на основании вердикта присяжных заседателей считаются страшным моветоном.
Однако в данном случае эти аргументы были приведены защитой для подтверждения тезиса о том, что повторное рассмотрение дела судом первой инстанции заведомо приведет к повторному вынесению оправдательного вердикта. При приведении данных аргументов в прениях в суде апелляционной инстанции, судьи защитника не прерывали, что косвенно подтверждает правильность выбранного направления отстаивания законности вердикта.
По итогам рассмотрения в суде апелляционной инстанции большая часть аргументов стороны защиты, либо в виде краткого изложения либо в виде дословных цитат вошло в апелляционное определение суда.
Полное представление о примененных защитой методах и аргументах обосновывающих законность вердикта и приговора можно получить при изучении прилагаемых к настоящей публикации материалов.


Уважаемый Александр Витальевич, Вы с коллегами филигранно проделали огромную работу и полученный результат просто шикарен! (Y) Искренне поздравляю и желаю новых успехов! (handshake)
Уважаемый Иван Николаевич, благодарю. Думаю идеи заложенные в возражениях на апелляционное представление прокурора помогут коллегам в защите оправдательных вердиктов.
Уважаемый Александр Витальевич, это несомненно, и очень ценно!
Изучением представления прокурора установлено, что указания на предусмотренные ст. 389.25 УПК РФ обстоятельства отмены представление не содержит.Уважаемый Александр Витальевич, (rofl) их же салом им же по мусалам (Y)
Это сразу же напомнило «Ваше обращение рассмотрено...».
Сторона защиты вынуждена только строить догадки о том, какие из перечисленных в апелляционном представлении фактов образуют нарушения предусмотренные ст. 389.25 УПК РФ.А это, если я правильно понял, для касачки на всякий случай — нарушение права на защиту?
Присоединяюсь к поздравлениям.
Уважаемый Сергей Равильевич, спасибо.
А это, если я правильно понял, для касачки на всякий случай — нарушение права на защиту? Признаюсь- с этой стороны не думал. Употребил такую формулировку для того, что бы затем уже на законных и обоснованных основаниях указывать что то или иное нарушение не затрагивало вопроса доказанности причастности подсудимого к преступлению.
… но у Вас тоже идея интересная!
Уважаемый Александр Витальевич, остается только поздравить с грамотной и успешной защитой.
Уважаемый Алексей Вячеславович, спасибо.
Уважаемый Александр Витальевич, поздравляю Вас и Ваших коллег по этому делу с потрясающим результатом!
Уважаемый Валерий Юрьевич, благодарю.
Уважаемый Александр Витальевич, дело из ряда вон выходящее. Ваша с Оксаной Николаевной работа вызывает зависть ;) и внушает глубокое уважение. (gun)
Уважаемый Олег Александрович, спасибо. Все жду когда Оксана Николаевна про свое мосгоровское дело напишет. Оно-то покруче будет.
Уважаемый Александр Витальевич, прямо наука побеждать (Y)
Уважаемый Курбан Саидалиевич, Спасибо!
Уважаемый Александр Витальевич, присоединяюсь к поздравлениям за получение результата качественной защиты.
Уважаемый Олег Вениаминович, спасибо. По делу хороший коллектив подобрался. За барышень рад- теперь рвутся в бой, хотят еще процессов с присяжными :-)
Уважаемый Александр Витальевич, МОЛОДЦЫ! Я правильно понял, что ГО закусился и теперь ждете кассацию?
Уважаемый Сергей Николаевич, ждем. Как не ждать? Посмотрим что выйдет.
Уважаемый Александр Витальевич, мне так кажется или так на самом деле: как будто последнее время очень уж жесткие (даже жестокие) приговоры пошли по наркоте. Это что бы цены на наркоту не падали что ли?
Уважаемый Сергей Николаевич, хотите страшную тайну? Мне сравнивать не с чем. Это у меня первое дело по наркоте, за всю мою адвокатскую практику. То есть вообще первое, без оговорок.
Уважаемый Александр Витальевич, с почином вас!!!
Уважаемый Сергей Николаевич, спасибо!
Уважаемый Александр Витальевич, во времена моей суровой молодости «брали банду». Изъятое оружие сдали в оружейку. Изъятые деньги частично в бухгалтерию (часть трофеев опера, как всегда, подрезали) а вот пакет с 8-ю кг. марихуаны стоял у меня в кабинете месяца три. Потом с кем то поменялся на спиртное :))) А вот ведь сейчас 8-мь кг. чуйской конопли целое состояние стоят :)))
Уважаемый Сергей Николаевич, широкой Вы души человек!
Уважаемый Александр Витальевич, употребляю только арийские наркотики: самогон и сало :)))
Уважаемый Александр Витальевич, присоединюсь к словам Олега Александровича и Ивана Николаевича, больше добавить нечего, кроме как(handshake)
Уважаемый Роман Николаевич, Большое спасибо!
Уважаемый Александр Витальевич, работа в суде присяжных сама по себе требует высшей квалификации, огромного опыта и эрудиции. А оправдательный вердикт и соответствующий приговор — безусловно олимп адвокатского искусства! Поздравляю от души!(handshake)
Уважаемый Александр Аркадьевич, спасибо. Будем стараться дальше.