В настоящей публикации я затрону одну из популярных схем мошенничества в сфере автомобильных перевозок в виде т.н. переадресовки груза.

Это когда с компанией, ищущей перевозчика для доставки товара, связывается мошенник, представляющийся реальным перевозчиком, а с этим реальным перевозчиком мошенник связывается от имени компании. Затем с компанией через мошенника заключается договор перевозки, перевозчику высылаются доверенности, но сообщаются сведения об ином месте выгрузке, чем требуется компании.

Перевозчик приезжает на место погрузки, получает груз и отвозит его в место указанное мошенником, где получает расчет наличными или переводом на карту. При этом на графу о месте назначения, указанную в товарно-транспортной накладной перевозчик внимания не обращает, полностью доверяя указаниям телефонного оператора.

Компания не получив груз, дозвониться до мошенника не может и пишет заявление в полицию. Как компаниям, потерявшим груз таким образом, можно защитить себя в гражданско-правовом поле я расскажу в настоящей публикации на примере дела, которое я провел в Арбитражном суде Амурской области.

Правовые основания

Компаниям, оказавшимся в подобной ситуации, закон предоставляет право взыскать ущерб в виде стоимости утраченного груза с перевозчика в полном объеме

Согласно п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта (УАТ РФ), заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной Согласно п. 1 ст. 15 УАТ РФ, перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной… Переадресовка груза осуществляется в порядке, установленными правилами перевозок груза (п. 4 ст. 15 УАТ РФ)В соответствии п. 5 ст. 34 УАТ РФ, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае утраты груза в размере стоимости утраченного груза. Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (п.п. 7, 8 УАТ РФ)

Из абз. 6 п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26 следует, что перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой груза, в том числе возникшей вследствие противоправных действий третьих лиц, например кражи груза

Согласно п. 1 “Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017), перевозчик отвечает за утрату груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом… перевозчик обязан возместить грузоотправителю убытки, причиненные тем, что в процессе перевозки груз был похищен третьим лицом…
… Исходя из буквального толкования пункта 1 ст. 785 ГК РФ в содержание обязательства перевозчика входит обеспечение сохранности переданного ему груза.
Поскольку груз вверяется в сферу контроля перевозчика, на нем лежит риск утраты груза вследствие неправомерных действий третьих лиц…

Как видно из вышеуказанных положений законодательства и разъяснений Верховного Суда РФ, хищение груза не может рассматриваться как обстоятельство исключающее ответственность перевозчика, его вина презюмируется.

Сбор доказательств

На этапе подготовки к судебному делу необходимо собрать всю доказательственную базу об обстоятельствах перевозки. В нашем случае это были:

  • товарно-транспортные накладные
  • выписка из журнала отпуска товара со склада грузоотправителя с подписями водителей
  • материалы уголовного дела (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, протоколы допросов водителей)
  • переписка в электронной почте

Одним из непростых вопросов, возникших в этом деле стал вопрос о том, с кого взыскивать ущерб? Через мошенника компания-доверитель заключила договор с ИП, который привлек еще двоих водителей. Однако если исходить из того, что договор им на самом деле не подписывался, за него это сделал мошенник, то фактически перевозку у нас осуществляли просто три водителя, получившие груз по ТТН.

Вместе с тем, предъявлять один иск к ИП, у которого имелись транспортные средства было намного перспективней и экономичней, чем предъявлять еще 2 иска в районные суды к физическим лицам. Поэтому с целью установления факта правоотношений между ИП и двумя водителями по нашему ходатайству судом были истребованы в полиции все протоколы допросов, опросов водителей и самого ИП.

В результате было установлено, что один водитель работал по трудовому договору, а другой был нанят ИП за вознаграждение. Кроме того на сайте РСА была получена информация о том, что один из водителей осуществлял перевозку на автомобиле, принадлежавшем ИП.

Ведение дела в арбитражном суде первой инстанции

Судебный процесс прошел спокойно, все доказательства и необходимые подробные пояснения были у суда перед глазами. Я участвовал во всех заседаниях посредством веб-конференций, а ответчик с водителями в процесс почему-то не являлись. Рассмотрение заняло 4 месяца и то из-за того, что судом истребовались сведения из полиции.

Суд первой инстанции пришел выводу, что ИП были нарушены правила перевозки грузов, согласно которым, перевозчик обязан был доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, а переадресовка груза порядке, установленными правилами перевозок груза, им не была осуществлена. Следовательно ИП как перевозчик несёт ответственность за причиненный компании грузополучателю ущерб в размере договорной стоимости груза.

Единственное, с чем я не согласен, так это с выводами в мотивировочной части решения суда о том, что договор перевозки, который нам прислал мошенник, у нас всё-таки был заключен с самим ИП, чем потом и воспользовались оппоненты. Приятной неожиданностью для доверителя стало быстрое исполнение решения. Получив исполнительный лист, мы направили его в банк, после чего с нами связался сам перевозчик и погасил сумму долга полностью.

Апелляционная инстанция

Через два месяца после окончания этого дела неожиданно поступает апелляционная жалоба и ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд первой инстанции передает дело в Шестой апелляционный арбитражный суд, которые восстанавливает срок на подачу жалобы и назначает дело к рассмотрению.

Основанием для восстановление срока явилось неизвещение судом первой инстанции ответчика по всем известным адресам. Дело в том, что у нас были сведения о месте регистрации ответчика исходя из имевшейся копии паспорта, суд также дополнительно запрашивал сведения из ФМС, а в документах, поступивших из отдела полиции ответчик в протоколе допроса указывал другой адрес места проживания, по которому ему извещение не направлялось.

В апелляционной жалобе наш коллега сослался как раз на то, что договор перевозки фактически не был заключен и следовательно, по его мнению, ИП не мог нести ответственность за утрату груза. Данный довод я опроверг тем, что несмотря на договор в материалах дела имеются товарно-транспортные накладные, а также выписка из журнала выдачи товара грузополучателя, подтверждающие факт передачи груза ответчику и его водителям.

Переадресовка груза в установленном порядке не производилась, а следовательно обоснованным является вывод, что перевозчик причинил ущерб истцу вследствие нарушения правил перевозки. Суд апелляционной инстанции с нами согласился и оставил решение в силе, полностью отказав в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика.

Краткие выводы

Решение вопроса компенсации ущерба при хищении груза, законодательством и судебной практикой полностью урегулирован. Поэтому компаниям, попавшим в такую ситуацию, нет смысла затягивать и дожидаться окончания уголовного дела, тем более срок исковой давности по данным правоотношениям один год (ст. 42 УАТ РФ).

Кстати на момент написания настоящей публикации, уголовное дела, возбужденное по описываемым обстоятельствам в 2021 году до сих пор не окончено. Компаниям, пользующимся услугами перевозчиков, необходимо лучше подготавливать диспетчера, разъясняя ему необходимость проверки перевозчиков.

Данную ситуацию можно было бы избежать, если бы диспетчер нашел и позвонил по настоящему номеру реального перевозчика. Перевозчикам рекомендую тщательно смотреть подписываемые ими документы и перевозить груз только в место указанное в ТТН.

Что касается судебного процесса, то это дело явилось подтверждением того, что доказательств много не бывает. Не запроси мы в отделе полиции протоколы допросов, то при возражениях ответчика о не подписанном договоре, неизвестно как бы отреагировала на это апелляционная инстанция и вполне вероятно, что ущерб был бы разбит между тремя водителями.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.1 Исковое заявление71.9 KB
2.2 Дополнение к исков​ому заявлению125.5 KB
3.3 Пояснения90.6 KB
4.4 Решение АС Амурско​й области359.4 KB
5.5 Апелляционная жало​ба6 MB
6.6 Отзыв на апелляцио​нную жалобу129.3 KB
7.7 Постановление 6ААС463.8 KB

Автор публикации

Адвокат Павленко Иван Андреевич
Владивосток, Россия
Квалифицированная юридическая помощь бизнесу в разрешении судебных споров, сопровождении проектов и защите при проверках

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Шелестюков Роман, Климушкин Владислав, Павленко Иван, Коробов Евгений, Изосимов Станислав, Рисевец Алёна, user9817, Кулаков Анатолий, Филиппов Сергей, belova-natalya, Лозинский Алексей, Чечеткина Ксения, Храмцов Владимир
  • 06 Февраля 2023, 05:58 #

    Уважаемый Иван Андреевич, Вы всё сделали правильно и результат говорит сам за себя! (Y) 
    Интересно, как технически было организовано Ваше участие в с/з посредством веб-конференций?

    +8
    • 06 Февраля 2023, 06:17 #

      Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за Вашу оценку! Насчёт веб-конференций, я пожалуй неправильно написал. Это были обычные онлайн заседания, которые активно используются в арбитражных судах с 2020 года.

      +7
  • 06 Февраля 2023, 05:59 #

    Уважаемый Иван Андреевич, у Вас всегда такая интересная практика по хозяйственным спорам, импонирует Ваш подход к ведению дела и сбору доказательств, поздравляю Вас с отличным и закономерным результатом.

    +8
    • 06 Февраля 2023, 06:22 #

      Уважаемая Ксения Евгеньевна, спасибо за поздравления и Ваш интерес к моей практике! Буду очень рад если мой опыт кому-то пригодится и поможет!

      +6
  • 06 Февраля 2023, 09:28 #

    Уважаемый Иван Андреевич, отлично разложили «по полочкам» кто должен возмещать ущерб и как действовать пострадавшим / потерпевшим!
    Ну а перевозчикам конечно надо быть внимательнее — если в ТТН указан адрес доставки — доставлять по нему, либо требовать внесения изменений в документы

    +10
    • 06 Февраля 2023, 10:21 #

      Уважаемый Сергей Валерьевич, благодарю за Ваше внимание к публикации! Вера на слово, безграмотность и невнимательность — главные причины, которые приводят людей к большим финансовым проблемам.

      +6
  • 06 Февраля 2023, 09:55 #

    Уважаемый Иван Андреевич, поздравляю, Вы чётко подошли к делу. 
    Полагаю, что ссылка на договор перевозки с другим лицом была пустой, т.к. транспортная накладная была договором с лицом, которое реально перевозило груз (ТТН уже не используются, устаревший документ). 
    У меня попадались в чём-то схожие случаи, когда перевозчика нанимают, он перевозит груз, а грузовладелец не платит, ссылаясь на то, что посредством интернета перевозчик заключил договор с другим лицом (которое ищи-свищи незнам где).

    +6
    • 06 Февраля 2023, 10:24 #

      Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за Ваш комментарий! 
      Ссылка суда суда на этот договор была пустой и бессмысленной. Я бы всё расписал исходя из транспортной накладной и обосновал установленным фактом отношений между ИП и водителями, но как вышло, так вышло.
      За ликбез с ТТН спасибо, просто уже по привычке этот документ называют (и я в том числе) как раньше:)

      +5
  • 06 Февраля 2023, 12:33 #

    Уважаемый Иван Андреевич, отличная работа. Ваши процессуальные документы  великолепны, всегда забираю их в свою копилочку.

    +4
  • 06 Февраля 2023, 12:38 #

    Уважаемый Иван Андреевич, интересная статья в моей практике чаще обращаются представители компаний которые являются посредниками в грузоперевозке, через онлайн систему поиска водителей, фактически оказывают посреднические услуги при грузоперевозках. Схема такова они принимают на себя обязанности по перевозке, находят на этой электронной площадке водителей, имея лишь их копии водительских удостоверений и сведения о том что ни состоят в профсоюзе водителей, Происходит отгрузка чаще всего груза металла, а потом или вновь происходит непонятная отгрузка в адрес не указанный в накладной в пользу третьего лица, либо вообще водитель с грузом пропадает и его находят в непонятном состоянии в 1000 километрах от места предполагаемой отгрузки. Причем такие «экспедиторские» свято верят что возбуждение уголовного дела и обнаружение мошенника по горячим следам спасет ситуацию. Как показывает практика и Ваш пример нет. Ненормальная ситуация на рынке грузоперевозок, желание сэкономить на услугах проверенных грузоперевозчиков, Большое количество фирм посредников в штате которых отсутствуют водители, приводят не только к  большому числу мошеннических схем, но и трагедиям которая произошла 08.10.2022 сами понимаете где.
    Как вывод оказание квалифицированной помощи неосмотрительным фирмам посредникам в области грузоперевозок экономящим на юристах и системе безопасности, занятие малоперспективное.

    +6
    • 06 Февраля 2023, 14:20 #

      Уважаемый Анатолий Анатольевич, спасибо за столь развернутый комментарий! Описанная Вами ситуация действительно ненормальна в корне, что приводит именно к таким результатам. Оказывать таким гражданам квалифицированную помощь дело неблагодарное вдвойне.
      Вообще посредническая деятельность в любой сфере у меня лично вызывает только стойкое неприятие. 
      Моего доверителя тоже убеждали, что только уголовное дело может спасти ситуацию. Хотя сомнительно, последнее что я знаю, это то что следы терялись в одной из колоний Ростовской области.

      +3
      • 07 Февраля 2023, 09:16 #

        Уважаемый Иван Андреевич, в нашем случае вновь открытую фирму «втёмную» использовали мошенники с участием сотрудников банка! Владелец фирмы узнал о проблемах, когда уже начал получать повестки в суды.Оказалось, что от этой фирмы были заключены несколько договоров грузоперевозки. Но в последний момент грузоотправителю (ГО)сообщалось, что р/с фирмы заблокировала ФНС, поэтому предлагали т.н.«боковик». А куда деваться ГО, когда у него уже все договорённости есть, груз готов к отгрузке, а то и уже в пути!? Потом ГО выясняет, что ни денг, ни груза у него уже нет! Зато есть договор с реальной фирмой — вот к ней он и предъявляет претензии! Этот — всего лишь эпизод из деятельности нечистоплотных банкиров (а где вы видели честного банкира в РФ?), который окончился как ликвидацией банка, так и уголовными делами.

        +1
        • 07 Февраля 2023, 11:10 #

          Уважаемый Сергей Николаевич, какая интересная история. Судя по комментариям коллег, перевозка в нашей стране просто какая-то кладезь для различного рода злоупотреблений и хищений. А с учетом такого игрока как государства с его  «ремонтами, ментами и Платоном» (© адвокат Шелестюков Р.Н.), то заниматься этой деятельностью просто неоправданный риск. На мой взгляд.

          +2
      • 08 Февраля 2023, 02:40 #

        Уважаемый Иван Андреевич, а у нас появился спец по ловле жуликов. Но мы то тяжелых путей не ищем, как некоторые!8) :D

        +2
  • 06 Февраля 2023, 20:21 #

    Уважаемый Иван Андреевич, дело хорошее(Y) и я бы сказал, при нашем российском разгильдяйстве, нужное(gun) Вам спасибо за положительную практику(handshake) В Избранное(*)

    +4
  • 07 Февраля 2023, 09:43 #

    А у нас сейчас в работе дело о защите перевозчика которому недогрузили половину груза, а водитель расписался за весь...
    События 22го года и так изрядно покосили перевозчиков + постоянное кидалово. Вообще не понятно как можно в этом бизнесе выживать мелкому перевозчику, мне их прям жалко.

    +4
    • 07 Февраля 2023, 10:09 #

      Уважаемый Алексей Викторович, мелкие почти все ушли, т.к. ремонт, менты и Платон выморозили бизнес. Остальные держатся в основном на постоянных клиентах или… кидалове.

      +5
    • 07 Февраля 2023, 11:12 #

      Уважаемый Алексей Викторович, мне их тоже по-человечески жаль. Работа у них не сахар. Но вот банально многих проблем можно было бы избежать просто проявив небольшую осмотрительность и внимательность.

      +4
  • 08 Февраля 2023, 02:41 #

    Уважаемый Иван Андреевич, как всегда шикарная практика с подробным алгоритмом действий и пояснениями чего и как делать. Поздравляю!(handshake)

    +5
  • 09 Февраля 2023, 06:10 #

    Уважаемый Иван Андреевич, всегда с удовольствием читаю Вашу судебную практику. Всё четко и по существу. (Y) Спасибо, что делитесь.

    +2
  • 11 Февраля 2023, 12:36 #

    Уважаемый Иван Андреевич, огромное спасибо за публикацию, так как она поспела как раз к моменту, когда ко мне обратился клиент с похожей проблемой. С Вашего разрешения использую Ваш опыт на" полную катушку" Спасибо!

    +1
  • 11 Февраля 2023, 17:48 #

    Уважаемый Иван Андреевич, хотя с транспортными делами не сталкиваюсь, но все равно полезно знать на будущее, если придется заниматься подобными делами.(handshake)

    +1

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Взыскание ущерба за утрату груза с перевозчика при мошенничестве. Арбитражный суд Амурской области» 5 звезд из 5 на основе 34 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации