Летом 2022 года мой будущий доверитель управляя автомашиной ГАЗ 2705 следовал по трассе от Уфы в направлении аэропорта, соблюдая ограничение скорости в связи с размещенным впереди знаком «Пешеходный переход», когда внезапно перед ним на его полосу слева попыталась въехать автомашина БМВ. Торможение не спасло от столкновения, в связи с небольшой скоростью никто из участников не пострадал, подъехавшие сотрудники ГИБДД провели осмотр и впоследствии в отношении обоих водителей вынесли постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Проходили недели и месяцы, будучи уверен в своей невиновности доверитель в связи с незначительностью ущерба не стал предъявлять претензии к владельцу БМВ, после небольшого ремонта продал автомашину и приобрел новую, а прошлая неприятность стала постепенно забываться…
Однако у другого участника был иной взгляд на происшествие и, не получив ответа на свое обращение от Страховщика (гражданская ответственность доверителя на момент ДТП не была застрахована), примерно через год напомнил о себе досудебной претензией с предложением возместить причиненный ущерб на весьма значительную сумму, а затем исковым заявлением о взыскании стоимости восстановительного ремонта и суммы госпошлины.
Заключив соглашение с интересом углубился в чтение иска пытаясь понять – какими же действиями, по мнению истца, ответчик нарушил ПДД. Но, к удивлению, исковые требования основывались лишь на пункте 1 ст. 1079 ГК РФ об обязанности юридических лиц и граждан возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, которым владеют.
На что был расчет? Полагаю, в числе прочего и на то, что ответчик признает иск, судья удовлетворит его, решение не будет обжаловано и дело благополучно уйдет в архив. Конечно, судья может разобраться и по существу, но под грузом навалившихся дел и жалоб он, скорее всего, предпочтет быстрее закрыть дело. Об уверенности истца в благополучном исходе свидетельствовало и то, что на первое заседание ни он, ни его представитель не явились.
А сколько дел заканчивается именно так, при признании невиновным ответчиком иска, и без рассмотрения по существу?
В представленном истцу и суду возражении указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 кодекса вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064), то есть в данном случае лицом, причинившим вред.
Представителю истца пришлось обращаться в суд с уточненным исковым заявлением, с ходатайством о привлечении в качестве третьего лица Полка ДПС ГИБДД (отказано), и просьбой о назначении транспортно-трассологической экспертизы.
Очень кстати пришлись фотографии места ДТП, сделанные непосредственно после столкновения знакомым ответчика, следовавшего вместе с ним в автомашине в тот злополучный день, которые оказали существенную помощь эксперту для вынесения достаточно конкретного заключения в пользу ответчика без лишних ссылок на «возможно и вероятно…».
Удивило поведение судьи, неоднократно спрашивавшего у ответчика о намерении оплатить услуги эксперта. Не стал в присутствии истца и ответчика тыкать судью лицом в ст. 96 ГПК РФ и напоминать, что просьба о назначении экспертизы исходила от истца. Судьи ведь тоже люди со всеми человеческими слабостями, нуждающиеся иногда в прощении и снисхождении, и решил не вступать с ним в конфликт по столь незначительному в данном случае поводу с возможными последствиями, угрожающими затянуть процесс.
По крайней мере, если бы судья возложил на доверителя обязанность оплатить экспертизу, появилось бы дополнительное основание для обжалования судебного решения, но не довелось.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля и возмещении судебных расходов было отказано. С истца в пользу экспертного бюро взысканы расходы на проведение экспертизы.