Согласно ст. 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации.
Исходя из требований законодательства факт незаконного привлечения к уголовной ответственности, в том числе незаконное возбуждение уголовного дела, является основанием для возмещения компенсации морального вреда независимо от вины причинителя.
В соответствии с правовым смыслом ст. 151 ГК РФ, моральный вред заключается в нравственных страданиях, которые лицо испытало в результате нарушения его личных неимущественных прав.
Согласно ч.2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда, определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Сам факт незаконного привлечения к уголовной ответственности предполагает возникновение нравственных страданий у человека.
История первая.
Дмитрий обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159, ч.2 ст.327, ч.ч.4,5 ст.33, п.п. а, к ч.2 ст. 105 УК РФ.
В 2015 году Приморским краевым судом постановлен приговор, которым его оправдали по ч.ч.4,5 ст.33, п.п. а, к ч.2 ст. 105 УК РФ в связи с его непричастностью к совершению преступления на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ. В приговоре разъяснен порядок реабилитации.
Отбыв наказание, назначенное за совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, Дмитрий принял решение взыскать с государства компенсацию морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности и обвинение в совершении особо тяжкого преступления — убийства.
В Ленинский районный суд г.Владивостока было подано исковое заявление (с доводами, указанными в заявлении, могут ознакомиться пользователи ПРО в приложении к статье).
Решением суда требования были удовлетворены частично, вместо рассчитанных 7 300 000 рублей, было удовлетворено… аж целых 200 000 рублей. Дмитрий с суммой не согласился, поэтому была подана апелляционная жалоба.
Приморским краевым судом сумма морального вреда была увеличена до 500 000 рублей. Несмотря на то, что и эта сумма Дмитрия не удовлетворила, дальше обжаловать он отказался, зато казначество Приморского края обжаловало решение в кассационную инстанцию -9 КСОЮ, а затем и в Верховный суд РФ.
И неожиданно для всех ВС РФ сперва запросил дело, а затем и передал кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании.
16.12.2024 состоялось судебное заседание. Решения суда первой инстанции и апелляции отменены, дело возвращено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Текста постановления у меня еще нет, но смысл мне известен.
История вторая.
Про эти уголовные дела в отношении руководителей Приморского отделения ДОСААФ я неоднократно писала например, здесь. Дела благополучно были прекращены за отсутствием состава преступления в ходе следствия. И вот наконец-то были взысканы расходы на оплату услуг адвоката по уголовному делу в отношении отца, которое возбудили после прекращения уголовных дел в отношении отца, матери и сына.
Дело осталось за малым, взыскать компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование. Ленинским районным судом была удовлетворена ничтожная сумма — 100 000 рублей, несмотря на то что был запрошен 1 000 000 рублей.
Поданная апелляционная жалоба была удовлетворена частично, решение суда изменили, сумма компенсации увеличилась до 450 000 рублей. Доверитель суммой был удовлетворен, дальше не обжаловали.
Но казначейство Приморского края сперва подало кассационную жалобу (в 9КСОЮ), где апелляционное определение устояло, а затем в Верховный суд РФ.
И… ситуация повторилась! Запрошено гражданское дело, судебное заседание назначено на февраль 2025 года, ситуация будет аналогичной предыдущей… Отмена решения и апелляционного определения и возвращение дела в суд Первой инстанции для рассмотрения в ином составе.
* * *
Верховный суд РФ решил поменять практику взыскания компенсации морального вреда в связи с реабилитацией. Нет, речь не про увеличение суммы взыскания, речь про доказывание заявителем причиненных ему моральных и нравственных страданий. Про предоставление доказательств (!), что он действительно «наволновался» на заявленную им сумму.
Коротко позиция звучит так: «Если суд в рамках гражданского судопроизводства признал доказанным факт причинения гражданину морального вреда в результате указанных в п.1 ст. 1070 ГК РФ незаконных действий (бездействия) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и пришёл к выводу о необходимости присуждения ему денежной компенсации, то в судебном акте должны быть приведены достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемой заявителю, исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесённых истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела, при этом оценка таких обстоятельств не может быть формальной.
Компенсация морального вреда, определяемая судом в денежной форме, должна быть соразмерной и адекватной обстоятельствам причинения морального вреда потерпевшему, должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, с учётом того, что казна РФ формируется за счёт налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причинённого государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
Определяя размер компенсации причинённого заявителю незаконным уголовным преследованием морального вреда в определенной сумме, суды обязаны не формально перечислили ряд обстоятельств общего характера, которые учитываются при определении размера компенсации морального вреда, — длительность уголовного преследования, избрание заявителю меры пресечения в виде подписки о невыезде, а привести доказательства, свидетельствующие о степени и характере перенесённых заявителем в связи с этими обстоятельствами физических и нравственных страданий.
Выводы судов о размере взысканной в пользу заявителя компенсации морального вреда должны отвечать требованиям процессуального закона, основываться только на доводах искового заявления об обстоятельствах, касающихся его уголовного преследования, и не подтверждены какими-либо доказательствами, не допустимо.
П.С. И да, я понимаю, что в стране не хватает денег, но это должно, на мой взгляд, компенсироваться не за счет незаконно привлеченных граждан. Привлечение к гражданской ответственности должностных лиц, по чьей вине случилось незаконное привлечение, сформировало бы лучшую практику, в том числе и улучшило качество работы следственных органов. Но это исключительно мое мнение. Жду Ваших рассуждений.
Могу, умею, практикую!
Адвокат Татьяна Погорелова, город Владивосток, Приморский край
тел.89147104180