Наталья, участница ДТП, в котором она постановлением инспектора ГИБДД была признана виновной (ч.2 ст. 12.13 КОАП РФ), обратилась ко мне за помощью по поводу дела о взыскании с нее причиненного материального ущерба в пользу другой участницы ДТП.
Из обстоятельств дела следовало, что произошло ДТП с участием Татьяны (истец) и Натальи (моя доверительница), в результате которого автомобиль истца, Рено Логан, и автомобиль Натальи, Киа Рио, получили повреждения.
Участок дороги, на котором произошло ДТП, представляет собой крестообразный перекресток.
По мнению прибывших на место сотрудников ГИБДД, виновницей ДТП являлась Наталья, так как она ехала по второстепенной дороге и на перекрестке должна была уступить ехавшей по главной дороге Татьяне.
Это мнение было довольно спорным, так как со стороны Натальи отсутствовали какие-либо знаки приоритета, без которых она имела преимущество, так как приближавшийся к перекрестку автомобиль Татьяны был помехой слева.
Кроме того, как утверждала Наталья, второй водитель, подъезжая к перекрестку, включил правый указатель поворота, но вместо поворота, продолжил ехать прямо, к магазину, расположенному на перекрестке.
Однако сотрудники ГИБДД, воздействуя на Наталью тем, что она как жительница деревни должна знать, какая дорога главная, убедили ее согласиться на признание своей вины, дав ей компетентное разъяснение, что по полису ОСАГО другой участнице ДТП будет произведено возмещение. Рассчитывая на то, что она не будет должна Татьяне, Наталья согласилась с постановлением о привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст. 12.13 КОАП РФ.
Машину Наталья отремонтировала за свой счет, ремонт которой составил около 75 000 рублей. И как же она была удивлена, когда получила повестку в суд по иску второй участницы ДТП, которой не хватило страховой выплаты для оплаты ремонта автомобиля.
Заступив в дело и ознакомившись с его материалами, я выяснила, что истец согласилась с предложенной страховой компанией суммой и подписала соглашение об урегулировании страхового случая без проведения технической экспертизы. Конечно же, выплаченной суммы не хватило на ремонт, что и послужило поводом для подачи иска к Наталье.
Сумма иска составляла порядка 75 000 рублей.
Первоначально моя доверительница не имела намерение оспаривать свою вину, хотя была не согласна с тем, что она была признана виновником ДТП. Я ей пояснила, что в случае оспаривания вины необходимо будет проводить автотехническую экспертизу, в отношении выводов которой никто заранее гарантий не даст.
Первоначально наша позиция строилась только на оспаривание суммы ущерба. Также предлагали истцу заключить мировое соглашение с выплатой ущерба в размере 35 000 рублей.
Истец и ее представитель отвергли наше предложение.
Истца представляла по доверенности ее же дочь, которая замещала должность в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области. Остановлюсь на этой личности поподробнее.
Именно дочь, заведомо уверенная в своих юридических познаниях, убедила свою мать, Татьяну, обратиться в суд. Она же государственная служащая! Она же должностное лицо, а это вам не хухры-мухры!
Когда представитель открывала рот, мы с судьей переглядывались друг на друга, так как невооруженным взглядом было видно, что она понятия не имеет о судебном процессе. На каждом судебном заседании она только талдычила о ст. 1064 ГК РФ. О том, что в суде надо представлять доказательства, ей было не известно. В обосновании суммы ущерба не было проведено даже досудебной оценки.
Поскольку первоначальная позиция строилась на оспаривание суммы ущербы, судом была назначена товароведческая экспертиза.
Выводы экспертизы сумму ущерба не снизили.
К моменту проведения первой судебной экспертизы дело находилось в производстве суда более шести месяцев.
После проведения экспертизы и отказа истца заключить мировое соглашение, наша позиция меняется, мы начинаем оспаривать вину Натальи в произошедшем ДТП.
Для этого мы просим привлечь к участью в деле пока в качестве третьего лица, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, так как перекресток на котором произошло ДТП состоит из пересечения дороги областного значения и дороги сельского поселения. К участию в деле также привлекается сельская администрация.
Нашим доводом было то, что причиной ДТП явилось заблуждение Натальи отсутствием знаков дорожного движения 2.4. и 2.5, так как их отсутствие изменило очередность проезда перекрестка для водителей транспортных средств.
Также были допрошены сотрудники ГИБДД и свидетели, и по нашему ходатайству назначена судебная автотехническая экспертиза.
Вообще я рассчитывала на то, что в данном деле виновной стороной окажется владелец автодороги, который осуществляет ненадлежащее ее содержание и обслуживание.
Но выводы эксперта для нас были просто неожиданными: виновником ДТП оказалась истец!!!
Из выводов экспертизы:
«С технической точки зрения непосредственной причиной ДТП послужили действия водителя автомобиля Рено Логан Т.В., которые не соответствовали требованиям п.8.6 ПДД РФ.
В рассматриваемом случае, с технической точки зрения, непосредственной причиной ДТП послужили действия водителя автомобиля Рено Логан Т.В., которые не соответствовали требованиям п.8.6 ПДД РФ, а именно: осуществляла движение по траектории, не предусмотренной Правилами – при выезде с пересечения проезжих частей оказалась на стороне встречного движения <адрес>, где совершила столкновение с автомобилем Киа Рио под управлением Н.А., в действиях которой несоответствий требованиям Правил не выявлено.
Несоответствие участка автомобильной дороги на перекрестке автомобильных дорог Александро<адрес> требованиям ГОСТ Р 52289-2019, предъявляемых к содержанию автомобильных дорог, могло послужить причиной такого ДТП лишь в том случае, если бы оба участника, имеющие преимущество, осуществляли движение согласно предъявляемым к ним требованиям Правил и столкновение произошло бы в границах пересечения проезжих частей».
То есть столкновение произошло не в границах пересечения проезжих частей:
Оказалось, что схема ДТП была выполнена не в масштабе, в связи с чем имелись искажения, а именно место столкновение на схеме было указано в границах пересечений.
Когда эксперт выполнил все в масштабе, то разница оказалась просто колоссальной, до границ пересечения от места столкновения было около 4 метров.
Когда дело возобновили, представитель истца просто не понимала, как такое могло произойти. К этому времени дело в суде находилось уже полтора года.
Дочь истца была в негодовании и впервые за полтора года обратилась за профессиональной помощью к адвокату. Вновь появившийся представитель предложил разумный вариант, рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения, где мы снижаем свои издержки, они в свою очередь эти издержки выплачивают сразу.
Но такой подход дочери истца не понравился, и она сменила представителя на другого адвоката, которая предпринял попытку убедить суд в назначении еще одной автотехнической экспертизы, и возложение солидарной ответственности на собственников автодорог. Эта попытка была провалена, в иске было отказано. Апелляционную жалобу истец подавать не стала, хотя мы ее ждали.
После такого кардинального изменения обстоятельств дела, дочь истца грозилась подать в суд на сотрудников ГИББДД, из-за того, что они неправильно составили схему, и вообще они во всем виноваты.
Всего по данному делу состоялось 20 судебных заседаний. Дочь истца приезжала на каждое судебное заседание с г. Рязани в г. Ряжск (около 100 км в одну сторону) на личной машине – Мерседесе. Я прикинула амортизацию машины и расходы на проезд, по моим подсчетам получилось больше заявленной суммы иска.
Получается истина в пословице, чем богаче, тем жаднее.
Адвокат Склямина Ольга Николаевна
тел.: +7-906-545-72-83, +7-951-103-06-47
эл.почта: al_olga_83@mail.ru