В начале 2009 года в Краснодарском ТЦ «Бауцентр» был куплен приглянувшийся ворсистый коврик для обуви с надписью «Welсоme» по цене 479 рублей 90 копеек.
Попользовались красотой недельку и при уборке решили его встряхнуть от скопившегося мусора и пыли. После встряхивания обнаружили десятисантиметровую трещину от края коврика к его центру. Жалко стало. Обратились в торговый центр с просьбой о замене коврика, поскольку, по мнению покупателя, товар был ненадлежащего качества.
В «Бауцентре» отказались заменить товар сразу же по обращении, но заявление (претензию) о замене либо возврате уплаченных за коврик денежных средств приняли – ведь к этому обязывает закон.
По истечении десяти дней покупателя уведомили о том, что денежные средства за коврик ненадлежащего качества не выплатят, товар не заменят, поскольку товар является надлежащего качества, а трещина образовалась от ненадлежащей эксплуатации: например, вы засунули его под шкаф, а потом вытаскивали – вот и порвали. Если покупатель не согласен с данным ответом, то он должен доказать обратное.
Таким образом, разногласия сторон привели к поводу для спора, который должен быть либо прекращен, либо разрешен, но уже в судебном порядке. Покупателю ничего не оставалось, кроме как опровергнуть ответ продавца и по его рекомендации доказывать ненадлежащее качество товара. Он пришел к адвокату. Тот, как знающий специалист, руководствуясь ст. 18, 20, 21 и 22 ФЗ «О защите прав потребителей» и п. 2 ст. 476 ГК Рф, порекомендовал обратиться в независимое экспертное учреждение, где обозначили цену экспертизы в размере 6500 рублей.
Привлекли двух опытных экспертов, которые при исследовании установили, что коврик имеет неравномерную основу из каучуковых соединений, толщина которой колеблется от 3.1 мм до 1.7 мм, и трещина (разрыв) произошла именно в самом тонком месте. Эксперты пришли к единому мнению о ненадлежащем качестве товара по вине изготовителя.
С мнением экспертов продавец не согласился и послал покупателя с адвокатом далеко-далеко, так далеко, что они пошли прямо в суд.
Вызвали стороны в суд, предложили закончить дело миром, но продавец не согласился и выразил недоверие к экспертному заключению. Потребовал назначить повторную экспертизу, но только в торгово-промышленной палате (ТПП). По мнению покупателя, ходатайство продавца не подлежало удовлетворению, поскольку судебные экспертизы проводятся исключительно в экспертных учреждениях, коими не является ТПП. Но суд решил удовлетворить ходатайство продавца, хотя оснований для этого не было.
Прошло два с половиной месяца, продавец экспертизу не оплатил, а ТПП бездействовала и не истребовала предмет для исследования, ходатайства в суд о месте, времени и дате проведения экспертизы и извещения сторонам не направляла. И покупатель заявил суду об истребовании материалов дела обратно и разрешения спора по существу. Поскольку покупатель был прав, суд вынужден был удовлетворить его требование.
По имеющимся в деле доказательствам суд удовлетворил требование покупателя в полном объеме и взыскал с недобросовестного продавца в общем размере 20 447,48 рублей, в том числе:
– 479 руб. 90 коп. – стоимость коврика,
– 479 руб. 90 коп. – неустойка (ст. 23 ФЗ «О защите прав потребителей» ),
– 500 руб. – компенсация морального вреда (ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»),
– 6500 руб. – цена экспертизы,
– 5000 руб. – услуги адвоката (п. 1 ст. 98 ГПК РФ),
– 488 руб. – госпошлина в доход государства,
– 7 000 руб. – штраф за неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей»).