Вот вкратце, фабула дела. Поздно вечером, двое молодых, семнадцатилетних людей, занимались популярным, в последнее время, делом – снимали регистрационные знаки с автомобилей, припаркованных во дворах, а на лобовом стекле оставляли записку с номером скайпа, по которому автовладелец мог связаться с ними, для того, чтобы перечислить деньги на указанный счет. После чего владельцу сообщали место нахождения номеров.
Однако, долго заниматься этим занятием им не удалось, поскольку молодые люди были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в отдел, где ими были написаны явки с повинной и в этот же день органом следствия было возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного ч. 3 ст. 30 УК РФ, п. А ч. 2 ст. 158 УК РФ. Владельцы автомобилей были признаны потерпевшими, а сумму ущерба определили как размер госпошлины – 2 000 рублей.
К допросу мой подзащитный был уже «подготовлен» оперативными сотрудниками, что выражалось в готовности давать признательные показания и сотрудничать со следстивем. Однако у отца клиента было меньше иллюзий и после консультации со мной принято решение воспользоваться статьей 51 Конституции РФ.
Изучив данный вопрос, я пришел к выводу, что в действиях моего подзащитного и его друга отсутствуют признаки хищения, поскольку, государственные регистрационные знаки являются специальной продукцией МВД РФ, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движениии, не являются собственностью владельцев автомобилей, в силу чего изъятие данных знаков с их автомобилей не будет являться посягательством на их собственность.
Оплата государственной пошлины не является основанием для приобретения права собственности на регистрационные знаки и как следствие не является имущественным ущербом. В дальнейшем была подана жалоба в прокуратуру на постановление о возбуждении уголовного дела. Прокуратура района не стала отменять ею же утвержденное постановление. Всего было подано 3 жалобы. В итоге через 2 месяца после возбуждения дела, следователь вынесла постановление о прекращении уголовного преследования в отношении моего подзащитного и его товарища.
Подводя итог, хочу сказать, что в настоящее время уголовной ответственности за такие деяния в нашем законодательстве нет. Со стороны МВД и отдельных депутатов предпринимаются попытки внести изменения в ст. 325 УК РФ, дополнив ее похищением государственного регистрационного знака. Однако пока ничего не изменилось, считаю что, я как защитник, воспользовался пробелом, имеющимся в законодательстве, во благо клиента, надеюсь, что это, все-таки, будет для него уроком.
Относительно правоохранительного органа, полагаю, что были сделаны преждевременные выводы, без должной оценки ситуации, что привело к закономерному результату.