...Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления… Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения...»
п.11.2, п.8.1, п.8.2 Правил дорожного движения
Несомненно, это главные правила маневрирования на дороге, который каждый водитель должен соблюдать.
Когда же авария – свершившийся факт, выяснению подлежат обстоятельства того, кто из водителей нарушил правила: либо подал сигнал поворота незаблаговременно, либо вопреки сигналам все же начал выполнять маневр.
Откровением для меня стал вывод суда, что существенное значение имеет факт того, кто из водителей в такой ситуации первым начал маневр. Так как, именно первый поэтому имеет преимущество в движении.
По обстоятельствам дела, где я представляла интересы ответчика Г., произошло дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобиль Тойота Ленд Крузер Прадо под управлением водителя Н. в процессе обгона совершил столкновение со впереди идущим автомобилем ВАЗ 21010 под управлением Г., выполняющим поворот налево (Х-место столкновения).
Столкновение пришлось в левую переднюю (водительскую дверь), Г. получила сотрясение, а сам автомобиль восстановлению не подлежит.
Постановлением начальника ГИБДД виновным в совершении административного правонарушения был признан водитель Н. по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ.
Решением районного суда указанное постановление оставлено без изменения, однако Новосибирский областной суд постановление и решение районного суда в части выводов суда об оставлении без изменения постановления начальника ГИБДД ОВД России в отношении Н., отменил, производство по делу прекратил, со ссылкой на то, что вина Н. не была установлена бесспорно.
С таким выводом сложно не согласится и, забегая вперед, думаю, что именно здесь проявилась последовательность в решениях Областного суда, принятого уже по нашей апелляционной жалобе.
Рассмотрение обстоятельств ДТП перешло в гражданский процесс по иску Н. к Г. о возмещении причиненного ущерба.
Истица полагала, что причиной ДТП явилось нарушение со стороны Г. пунктов 8.1, 8.2. и 8.5 ПДД, поскольку указатель поворота ею был включен не заблаговременно; в момент совершения маневра, поворот ею осуществлялся не из крайнего левого положения, а из центра полосы; она не предоставила преимущества в движении Н., как водителю, который уже совершал маневр обгона, что и привело к столкновению.
Водитель Н., привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, утверждал, что не видел, как Г. включила сигнал поворота и начала поворот одновременно с ним, но уже после того, как выполнять обгон начал он.
Зная, что ранее он давал другие объяснения, в суд были затребованы материалы административного правонарушения. Но на семь запросов суда – материалов не было и я самостоятельно поехала добывать доказательства.
Целый день ушел на то, что бы реально найти дело, которое казалось, было «потеряно». Приходилось искать сопроводительные, поднимать журналы, связываться с крайними и убеждать в ценности материалов и их срочности начальство, но я их получила, упакованные, скрепленные печатями и подписями понятых))) И не зря.
Объяснения Н. кардинально отличались от данных в суде. Он не только видел сигнал поворота, понимал, что Г. готовится к повороту, но и признавался, что за рулем был уставший, т.к. накануне всю ночь не спал.
К тому же с нашей стороны были свидетели, находившиеся в машине Г., которые подтвердили, что сигнал поворота был включен ею заранее, а также то, что Г. перед поворотом приостановилась на несколько секунд.
Немаловажным обстоятельством являлось еще то, что столкновение произошло не встречной полосе, а на второстепенной дороге, т.е. уже после пересечения встречной полосы Г.
Но всех этих обстоятельств суду оказалось недостаточно.
По заключению судебно-технической экспертизы (просто песня!): Н. имел преимущество в движении, т.к. приступил к маневру обгона раньше; Н. не имел технической возможности предотвратить столкновение, если скорость Г. была больше 10 км/ч., и в целом, если бы Г. выполняла требования п.8.1., то и столкновения бы не было… При том, что ни скорости, ни механизм, ни даже место столкновения транспортных средств экспертом точно не было установлено, а взято со слов водителей.
Не являясь экспертом автотехником, у меня, после ее изучения, мозг просто взрывался от абсурдности и нелепости выводов.
А, учитывая, что в целом выводы о механизме ДТП носили вариативный характер, «если — то, а если – то…» я увидела доводы и в нашу пользу, ведь Г. перед поворотом приостановилась, а, следовательно, скорость ее автомобиля не могла быть больше 10 км/ч при выполнении поворота.
Поэтому заявили ходатайство о вызове эксперта для допроса.
В судебном заседании эксперт давал вот такие любопытны ответы:
«… Точные координаты места ДТП установить невозможно, проверить данные выводы нельзя...» и далее «момент возникновения опасности для движения не установлен, т.к. место столкновения не установлено, и мы не знали под каким углом двигался автомобиль...
— Установлено ли расстояние, на котором Н. был начат маневр обгона?» и ответ: «Нет, это неизвестно»;
— Делая вывод о том, кто из водителей раньше приступил к маневру обгона, Вы сравниваете величины времени, которые прошли с момента начала маневров водителями до столкновения?» ответ «Да»;
— При расчете величины времени для Н. Вы берете расстояние, которое преодолевает т/с при перестроении (стр.9 экспертизы)? и ответ: «Да, это минимальные значения, т.к. неизвестно какое расстояние фактически проехал автомобиль Тойота»;
— Почему при расчете удаления от места столкновения (стр.12 экспертизы) Вы принимаете расстояние, которое преодолел ВАЗ равное 10 км., а не 7 км.?» и ответ: «При таком расчете мы, обычно, прибавляем 3 км.»;
— Чем это обосновано, какой методикой?», ответ: «Это общая практика, эти условия наилучшие для водителя ВАЗ»;
— Почему при расчете возможности для предотвращения ДТП (вопрос 4) Вами принимается скорость ВАЗ после начала поворота налево 15 км/ч?» и ответ: «Эти данные основаны на показаниях»;
— Учитывались ли показания свидетеля А.? Установлено ли какая скорость была у ВАЗ после приостановления перед маневром?» и ответ: «Нет, т.к. скорости установить невозможно, нами взяты средние значения».
— Установлено ли экспертным путем, под каким углом был совершен поворот ВАЗ налево?» и ответ: «Нет, это не известно, проверить нельзя, но обычно водители поворачивают под углом 45 градусов»;
Решением районного суда Г. признана виновной в нарушении п.8.1. Правил дорожного движения и с нее в пользу Н. взыскано в общей сумме 138 тысяч рублей.
Суд не принял показания свидетелей Г., посчитав, что они, сидя в автомобиле, добросовестно заблуждались.
Суд не принял во внимание то, что скорость автомобиля Г. при выполнении поворота была меньше 10 км/ч., «… поскольку в части выражения «остановилась не полностью» являются не логичными сами по себе, а на то обстоятельство, что маневр поворота Г АН выполняла из стояния статики, не ссылалась и сама ответчик в ходе судебного разбирательства...».
Однако, Новосибирский областной суд в апелляционной инстанции данное решение отменил полностью с вынесением нового решения об отказе в исковых требованиях Н. в полном объеме.
Апелляционная инстанция установила, что Н. видел начало выполнения маневра поворота налево Г.А.Н. и, соответственно, действуя согласно пункту 11.2. Правил дорожного движения РФ, не вправе был совершать обгон.
Кроме того, суд верно отметил, что Н. двигаясь со скоростью 63 км/ч., нарушал установленный скоростной режим, т.к. в месте установлен знак с ограничением скорости в 50 км/ч, также до второстепенной дороги метров за 100 идет сплошная линия разметки, которая запрещает обгон с выездом на встречную полосу движения.
Следующий раунд в этом деле – это рассмотрение иска Г. к Н. о возмещении ущерба, процесс продолжается…