Учитывая диспозицию ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в суде первой и последующих инстанций пытались убедить суд, что к административной ответствености по ч. 4 ст. 12.15 возможно привлечь лишь за собственно выезд на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20 (то есть в случае пересечения линии (в том числе и воображаемой) разделяющей полосы предназначенные для попутного и встречного движения в зоне действия знака) а не за возвращение в ранее занимаемую полосу в зоне действия знака 3.20. и даже не за опережение транспортного средства.
Мотивировка была основана на понятии обгона, который содержит две составляющие: 1) собственно выезд из ранее занимаемой полосы и 2) опережение транспортного средства.То есть после опережения траснпортного средства маневр обгона — завершен, а далее следует самостоятельный маневр — «возвращение в ранее занимаемую полосу», который водитель обязан совершить по окончании маневра обгона. И за совершение маневра — «возвращение в ранее занимаемую полосу» в зоне действия знака 3.20 ответственность не предусмотрена и указанный маневр не является частью маневра — «обгон».
Однако, такая позиция не была поддержана нашими судами, мой клиент был лишен права управления на 4 месяца. При этом суд первой инстанции занялся «нормотворчеством» указав в решении новую обязанность водителя перед началом маневра «обгон»: водитель обязан убедиться что он завершит обгон до начала зоны действия знака 3.20.
Не согласившись с нормотворчеством судов, усмотрев в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ неопределенность, в том числе и в части понятия «выезд» мы обратились в Конституционный суд РФ.
К сожалению и Конституционный суд РФ нашу позицию не разделил, однако, на мой взгляд, определенности в понятие «выезд» так же не внес.
Все что в результате данного дела стало ясно так это то, что не уверен — не обгоняй. А обогнал — доказывай что успел закончить маневр до знака или до начала действия зоны где обгон запрещен.