Находится ли в причинной связи повреждение коробки передач автомобиля с ДТП – такой вопрос поставил суд при назначении автотехнической экспертизы по гражданскому делу. Спорный автомобиль после ДТП был отремонтирован и эксплуатировался, когда был обнаружен еще один дефект достаточно серьезного узла.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо было выбирать – либо снять и разобрать этот узел, и далее действовать так, как это принято у экспертов-трасологов, с перспективой вероятных выводов, либо применить знания сопромата и численный метод прочностного расчета, чтобы категорично решить вопрос одним «точечным ударом».



В этом ДТП автомобиль Фиат получил удар в свое правое переднее колесо передней частью автомобиля ВАЗ-2109. Водитель ВАЗа вину не отрицал, страховая компания отремонтировала Фиат. После ремонта Фиат проездил более 900 км, когда обнаружилось, что у него из КПП вытекло масло, и в результате перегрева КПП вышла из строя. Масло же вытекло из трещин на литой крышке, закрывающей вход левого привода (полуоси).



Владелец Фиата считал, что трещины на крышке, хотя и обращенной к левому переднему колесу, но образовались в результате удара в правое переднее колесо в ДТП, когда, к тому же, оказались повреждены стойка этого колеса и все рычаги. Виновник ДТП считал, что ДТП здесь не причем.

Для иллюстрации проблемы на рисунке ниже схематично показано расположение этого узла на автомобиле и стрелками – направление удара в ДТП.


Как видно из схемы, удар в колесо мог передаться через ШРУС (шарнир равных угловых скоростей, представляющий из себя подобие подшипника с обоймами и шариками) на привод, оттуда на второй ШРУС, на правую коническую шестерню дифференциала, с нее через шестерни-сателлиты на левую коническую шестерню дифференциала, с нее на подшипник под злополучной крышкой, который видно в отверстии на фотографии выше, а уж с подшипника – на крышку по периметру ее отверстия. Как это реально может быть устроено, показано на этой фотографии.



Ну, допустим, разобрал это все эксперт и осмотрел. Нашел вмятины-зазубрины-потертости на всех шариках-роликах-зубьях шестерен и т.д., а дальше? А дальше надо научно разделить эти дефекты на дефекты, полученные от удара в ДТП, и на эксплуатационные дефекты.

Для этого есть два пути. Первый – все это измерить, в том числе эвольвентные профили зубьев шестерен гипоидной передачи дифференциала, установить механические свойства материалов и произвести силовой расчет узла по максимальному крутящему моменту двигателя. Тут даже не курсовой по деталям машин получается, а больше. Ходатайством в суд привлечь госэксперта, пусть работает? Да он и слов таких, как «эвольвентный» или «крутящий момент», скорее всего, не знает. Поэтому кроме «ясновидения» здесь ожидать нечего.

Второй путь – проверить, где локализованы места образования трещин при перемещении (давлении жестким телом) периметра отверстия изнутри наружу. Тут надо немного окунуться в теорию.

Если мысленно выделить в любом месте крышки некоторую произвольную малую площадку, то при внешней нагрузке в ней действуют внутренние силы, которые после деления величины силы на площадь площадки, называются напряжениями.


Напряжения можно разделить на нормальное к площадке и касательное. Фактически трещины образовались на внешней поверхности крышки, на которой каких-либо следов воздействия нет. Следовательно, нормальные напряжения на внешней поверхности крышки исключаются. Остается проверить распределение касательных напряжений.

Сказано – сделано. Результат расчета на картинке ниже. Трещины могут образовываться на верхней горизонтальной части ободка отверстия около приливов для болтов, где в горизонтальной плоскости касательные напряжения наибольшие, и на боковой цилиндрической вертикальной поверхности около приливов для болтов, где в вертикальной плоскости касательные напряжения наибольшие. А так как такие трещины на поверхности сразу сливаются, чтобы обеспечить разгрузку крышки от напряжений, то все восемь расчетных мест их появления в точности совпадают с фактической локализацией трещин на крышке.


Вывод однозначный и категоричный – трещины на крышке образовались в результате воздействия на нее изнутри при ударе в ДТП.

Почему масло сразу не вытекло? А болты-то на месте. Трещины могли образоваться не сквозными или держать масло, пока вибрация при эксплуатации не сделала свое дело.

В суд первой инстанции меня не вызывали. В апелляции я был допрошен и свое заключение подтвердил. Представитель ответчика, разумеется, требовал повторной экспертизы с разборкой узла, но суд перспектива, которую я описал выше, не вдохновила. Тем более что никаких вмятин-зазубрин-потертостей на всех шариках-роликах-зубьях шестерен может и не быть вообще. Много их, шариков и зубьев, и сила на крышку могла передаться без их повреждений.

Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе – взыскать ущерб с виновника ДТП. Вот вам и «точечный удар».

Все статьи автора на Праворубе.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Заключение эксперта2 MB

Да 25 25

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Никонов Владимир, seifulla, Семячков Анатолий, dmitriy051, dedush, Климушкин Владислав, kiu003011, maal305-qu, Николаев Андрей, mazovetskiy, sherbininea, arkhangeldima, Коробов Евгений, dimjke-39, alexandro81881
  • 11 Мая 2015, 07:02 #

    Замечательная статья — у меня ностальгические чувства при упоминании гипоидных передач, ШРУСов, полуосей… — по первому образованию, я как-никак инженер по эксплуатации колёсных и гусеничных машин :)

    А пример установления причины разрушения одной детали, в результате передачи силы через другие, промежуточные узлы трансмиссии, очень нагляден, категоричен, и явно выигрывает перед вероятностными выводами при других методах исследования.

    +9
    • 11 Мая 2015, 08:15 #

      по первому образованию, я как-никак инженер
      Всё смешалось в доме Облонских, уважаемый Иван Николаевич. Те, кто изучал квантовую механику, без проблем существуют в гуманитарной сфере. А гуманитарии в технической сфере (2/3 госавтоэкспертов — юристы), так и остаются никем. В лучшем случае — голословное «действовавшая сила превысила прочность детали». Тенденция, однако. ;)

      +6
      • 11 Мая 2015, 08:56 #

        Уважаемый Владимир Николаевич, как это ни может показаться странным, но в юриспруденции я предпочитаю придерживаться «расчетных», а не «интуитивных» методик, при выработке тактики работы по любому делу, т.е. всегда стараюсь просчитать вероятность наступления любого события и достижения необходимого результата, подбирая для этого соответствующие инструменты. 

        При этом, если оппоненты, вместо аргументов, начинают использовать «предчувствия» и «впечатления», исход дела становится для меня совсем уже очевидным, хотя любители чистого «судоговорения» и не осознают тщетности своих усилий.

        +5
      • 11 Мая 2015, 19:45 #

        Меня гражданскому праву инженер-строитель учил, он два моста через Волгу построил когда-то.

        +2
      • 12 Мая 2015, 15:54 #

        Так, мы дважды коллеги с Вами, оказывается:)

        +1
    • 11 Мая 2015, 09:38 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, у нас встречаются эксперты автотехники с образованием стоматолога, а ваша статья как обычно не в бровь, а в глаз!!!

      +4
    • 11 Мая 2015, 10:45 #

      Уважаемый Владимир Николаевич!
      1. В восторге от Вашего текста. Ещё больше от «говорящих» иллюстраций.

      2. В суд первой инстанции меня не вызывали. 
      Ваше талантливое заключение смог «переварить» даже судья. Без устного растолковывания с трибунки.

      3. В апелляции я был допрошен и свое заключение подтвердил.
      Вы используете иллюстрации в суде в виде больших плакатов? Как для студенческой аудитории.

      +5
      • 11 Мая 2015, 10:55 #

        Уважаемый Анатолий Кириллович, в суде я использовал картинки из экспертизы + фотографию из статьи на листе А4. Сказал просто и ясно, что оппонент пытается подменить предмет исследования — вместо установления причинной связи разрушения крышки с ДТП он хочет получить перечень и анализ возможного происхождения дефектов на эвольвентных, гопоидных, шрусах… и соответствующую оценку суда. Т.е. втягивает суд в техническую задачу.

        После этого судьи весьма кисло стали смотреть на оппонента-юриста, который некоторое время стойко «пободался» со мной, доцентом, в сопромате и устройстве дифференциала ... 
        (giggle)

        +7
        • 15 Мая 2015, 12:40 #

          Уважаемый Владимир Николаевич! замечательная статья, а насчет «на оппонента-юриста, который некоторое время стойко «пободался» со мной, доцентом, в сопромате и устройстве дифференциала», у меня был случай, когда руководитель строительной фирмы пытался доказать судье, что он соображает в строительстве гораздо лучше, чем эксперт — доктор технических наук и т.д., ну и как следствие, выводы эксперта ошибочны. Решение суда было очевидно)))

          +1
    • 11 Мая 2015, 12:37 #

      Как всегда на высшем уровне! Минимум воды из букварей, все по существу. Владимир Николаевич, каким программным продуктом пользовались для создания аналога крышки?

      +3
      • 11 Мая 2015, 12:49 #

        Спасибо за оценку, уважаемый Дмитрий Александрович, и всем остальным тоже. Программа — LS-DYNA

        Задача оказалась интересной в том плане, что достаточно было установить распределение касательных напряжений по крышке, где они больше, а где они меньше. Для этого достаточно рассчитать металлическую (не важно из какого материала) крышку — то есть материал должен иметь модуль упругости (неважно какой, больше чем у резины) и коэффициент поперечной деформации Пуассона 0.33, исключающий объемную деформацию. И все, остальные свойства изменят абсолютные значения напряжений, но не изменят их характер распределения. Даже размеры крышки достаточно принять геометрически подобные.

        Поэтому в названии «Точечный удар» — это не удар по колесу, а удар по проблеме.

        +6
        • 11 Мая 2015, 13:15 #

          Из теории сопромата помню, что максимальные напряжения сосредотачиваются в местах с резким изменением формы или сечения, как раз рядом с приливами под болтовые соединения. Программа как раз хорошо это визуализирует. Как любил говорить мой преподаватель по сопромату — «где тонко, там и рвется»!

          +4
          • 11 Мая 2015, 13:30 #

            Ну вот видите, сопромат оказался живой наукой. Умудриться произвести судебную экспертизу на двух (модуль Юнга = 20000 кг/мм2, коэффицент Пуассона = 0.33) цифрах по такому сложному вопросу, это — все он, сопромат! 
            :)

            +6
    • 11 Мая 2015, 17:21 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, а почему ни слова о промежуточном вале со своим подшипником, жестко закрепленном на блоке двигателя?
      Сдвиг буртика посадки должен подтвердить мнение эксперта.

      +3
      • 11 Мая 2015, 17:52 #

        Уважаемый Александр Валерианович, а если нет сдвига буртика посадки, разве это опровергает заключение эксперта? Здесь красота решения в другом.

        +4
        • 11 Мая 2015, 18:09 #

          Уважаемый Владимир Николаевич, да я не спорю, Ваш ход прекрасный.

          Но нетленка заставляет думать о people.
          «вы можете говорить нормальным языком, не ссылаясь на учебник физики 9-10 класса»

          PS: На Фиате заменили нижний шаровый узел правой стойки?

          +3
    • 11 Мая 2015, 19:56 #

      Недавно столкнулся с ужасной проблемой и вот теперь постоянно о ней думаю:
      Уже третье дело подряд идёт с экспертизой разных конструкций (в основном при строительстве, но конструкции есть разного порядка, не только чисто-строительные). И вот суд назначает экспертизу, как правило она в том или ином виде связана с вопросом устранения препятствий во владении и пользовании имуществом (при строительстве магазина не обеспечили сливную канализацию и стало заливать соседние строения, при реконструкции кафе ряд конструкций сделали неграмотно и это стало существенно затруднять жизнь жильцам дома, при разделе жилого дома не учли всех необходимых работ и упустили вопрос о том, что расходы на работы непропорционально велики и т.п.). 
      И в результате замечается странная тенденция: По хорошему надо бы иметь все варианты инженерных решений, причём полностью расписанных, вплоть до винтика. А эксперты только намечают таковые. Суд выносит решение, а оно оказывается или трудноисполнимым или вообще неисполнимым.
      Вот, например, Градостроительный кодекс сейчас требует множества экспертиз, а их застройщики не проводят, или проводят неграмотно, и что тут делать?

      И вот вопрос: Судя по всему жизнь усложнилась и уплотнилась. Без конкретных инженерных решений теперь никуда. Но таковые требуют знаний, глубокого изучения и анализа ситуации, множественных расчётов, схем, чертежей, которые суду до конца непонятны. А эксперты составляют зачастую «черновой набросок» с помощью известных чертей в четверг четвёртого числа… Но не рисовать же, самом деле в экспертизе полномасштабные проектные решения!? Или рисовать?

      +3
      • 11 Мая 2015, 20:13 #

        Уважаемый Владислав Александрович, лично мне всегда казалось, что задача судебной экспертизы — установление фактических обстоятельств. Или в Тамбове решили подменить проектировщиков на судебных экспертов? Тяп-ляп построим, жильцы с малым бизнесменом подадут в суд, суд назначит экспертизу (за счет жильцов и малого бизнесмена), а эксперт разработает новый проект?

        Полноте, батенька, пустое. Иначе мне бы, например, пришлось столько бы на АвтоВАЗ работать по улучшению конструкции и технологии изготовления наших автомобилей…

        +5
        • 12 Мая 2015, 00:04 #

          Уважаемый Владимир Николаевич, думаю, вопрос уже не в «Тамбове», а в принципе, т.к. мы окружены инфраструктурой, живём в ней как рыбки в аквариуме, или обезьянки в джунглях.
          Там наверху ссылка, посмотрите что получилось, когда бездумно построили магазин. Экспертиза проекта была проведена, но в проекте отсутствует целый раздел благоустройства территории и нет соответствующих решений по удалению атмосферных вод.
          А теперь будьте внимательны, уважаемый Владимир Николаевич! Смотрите на «блеск и нищету» юриспруденции:
          Заявляем иск об устранении препятствий (негаторный). Такой иск требует, чтобы суд указал конкретные действия. Суд пишет, скажем, «установить водоприёмник и от него отвод к существующей и проходящей вдоль улицы сливной канализации». Ответчик делает такой приёмник, но не ставит пескоуловители, решётки колодца-водоприёмника заиливаются. Потом оказывается, что существующая сливная канализация тоже не справляется, т.к. проложена на полметра выше норматива, она промерзает и повышенная нагрузка вызывает затор. Что делать дальше? Решение суда уже состоялось! Как быть?
          При этом есть возможность ещё трёх инженерных решений, поставит КНС (канализационно-насосную станцию), провести другую сливную канализацию, сделать обводной лоток (там овраг неподалёку, в него стоки и сбрасывались). Однако, какое решение будет работать? Кто сделает проект? Насколько этот проект будет добросовестным? И как учесть тот факт, что за оврагом и вокруг тоже начинается строительство, потому нужно в принципе иную схему водосброса в этом районе?
          Получается, что даже состоявшееся решение суда будет неокончательным, а это как-то ненормально. Это уже не суд, раз он не в состоянии решить дело окончательно.

          +1
          • 12 Мая 2015, 07:51 #

            При этом есть возможность ещё трёх инженерных решений
            Уважаемый Владислав Александрович, впомните лозунг, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В суд надо идти с готовым проектом, а не уповать на судебных экспертов. 

            Что, решётки заиливаются? Cливная канализация проложена на полметра выше норматива и промерзает? Так, хотели как лучше, а получилось как всегда. Не в Голландии, чай, живете 
            (call)

            +3
        • 12 Мая 2015, 00:14 #

          Понимаете, Уважаемый Владимир Николаевич, Вы видите только узкие места в своём направлении, а я вижу, что Ваша роль, простите за патетику, гораздо значимее.
          Уже нет споров с соседом о переносе забора, споры стали сложные, инфраструктурные, инженерные. Тут сложно предписать конкретные действия, а суд должен это сделать. Для сложных инженерных комплексов в законодательство хотят ввести суперфиций, как право пользоваться чужой землёй и инфраструктурой (суперфиций издревле фиксировал право на городские застройки, чтоб все ими пользовались). Всё становится очень и очень многозначным. 

          +4
      • 12 Мая 2015, 06:16 #

        Уважаемый Владислав Александрович, Ваша задача видеть проблему сверху, начиная с градостроительного плана.
        Решать проблему одного строения или одной улицы ошибочно.
        Ограничив круг маленькой частной экспертизой разрушили причинно следственную связь.

        +2
    • 12 Мая 2015, 11:06 #

      Блестяще, как всегда почти, респект! (Y) Я бы решал эту задачу чисто трасологически: действительно, по направлению следообразования и по характеру трещин Вы имели дело с типичным т.н. периферическим следом, образованным из-за вызванных деформаций через кинематически связанные детали. Для меня (и для всех?) осталось неясным, как решился вопрос с претензией пострадавшего на замену рычага и подвески слева? Вроде было заявлено, что деформированы они были в результате того же ДТП?

      +2
      • 12 Мая 2015, 11:43 #

        вопрос с претензией пострадавшего на замену рычага и подвески слеваПеречитал свою статью и заключение сверху вниз, потом по диагонали, потом поиском «рычаг», который справа, искал. Так и не понял, это Вы о чем?

        Уважаемый Игорь Юрьевич, понятно, что и Вы бы решали задачу трасологическими рассуждениями и использованием мутных терминов типа «периферическим следом, образованным из-за вызванных деформаций через кинематически связанные детали». Мутных потому, что в результате «говорильни» вывод был бы вероятным, Вы бы высказали субъективное мнение.

        +4
        • 12 Мая 2015, 12:30 #

          Ничуть не более субъективное, чем Ваше: точно также категорически было бы указано на направление силы и пр.

          +2
          • 12 Мая 2015, 12:51 #

            Давайте будем исходить из того, что фотографии крышки выше сделаны не в момент образования трещин, а позже. И то, что на фотографиях одна часть крышки выше другой, ничего не значит.

            А теперь обоснуйте направление и место приложение силы, объективно и категорично! Здесь и сейчас! Докажите, что не было действия силы сбоку или снаружи.
            :D

            +4
    • 12 Мая 2015, 11:49 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, спасибо за мастер-класс (handshake)
      Хорошо бы его усвоить представителям ЭКЦ МВД и ФБУ ФЦСЭ с его региональными центрами :?

      +1
    • 12 Мая 2015, 15:59 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, как всегда — классно. Для себя попробовал произвести расчет, но, что называется, «не билось», пока не вспомнил — а ведь расположение двигателя — поперечно, следовательно, и распределение сил было иным. Ну, а силумин, понятно, на такие удары просто не рассчитан. Да, чуть не забыл — в Избранное, конечно.

      +4
      • 13 Мая 2015, 14:50 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, я не стал сразу отвечать на Ваш комментарий — ждал категоричных и объективных доводов Игоря Юрьевича Коненкова. Но так как доводов не поступило, и, кроме экспертов, инженерное образование имеете Вы и Иван Николаевич Морохин, то вопрос можно закрыть — действительно, не возможно объективно и категорично, кроме как прочностным расчетом, установить причинную связь повреждения этой крышки с ДТП. Трасология здесь бессильна сама по себе, и, соответственно, трасологи — в квадрате, а гострасологи —  в кубе.

        +3
        • 14 Мая 2015, 12:01 #

          С трасологией здесь все понятно, как ясный день. Интересен Ваш подход с использованием специализированного ПО. Ваши публикации крайне полезны для экспертов, и, многие, я думаю, уже применяются на практике. 

          +1
          • 14 Мая 2015, 13:29 #

            многие, я думаю, уже применяются на практике
            В этом и есть одна из задач «Праворуба» — популяризация и распространение научных знаний, обмен знаниями и опытом.

            +3
        • 15 Мая 2015, 15:20 #

          Уважаемый Владимир Николаевич, есть тут ещё один юрист, имеющий инженерное образование, изучавший в том числе  сопромат и смех. Нечто подобное я объяснял судье о причинно-следственной связи повреждения двигателя автомобиля при гидроударе, когда в зависимости от силы гидроудара блок цилиндров получает трещины, различных размеров, которые, даже не видимые визуально при осмотре, со временем могут увеличиться и вывести из строя блок цилиндров. Природа их происхождения также связана  и с силой и с местом приложения поршня, и с техническими характеристиками материала, из которого выполнены детали двигателя. Поэтому подобные вещи способны к выявлению со временем — главное понимать, откуда «ноги растут». Наша задача уловить эту связь, а вот дальше уже необходимо привлечь к работе эксперта. Для себя я уже знаю кого бы я привлек!
          Поэтому и за статью  и за работу Уважаемый Владимир Николаевич, — персональное спасибо! (bow)

          +2
          • 15 Мая 2015, 16:50 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич, раз уж с Вами нашего полку инженеров среди юристов прибыло, то пора уже открывать собственную праворуб-автоэкспертизу. Юрист-инженер в суде по ДТП всегда находится в  существенно более выигрышной ситуации, чем его оппонент. Более того, я знаю экспертов, которые идут в процесс в качестве защитников, с целью качественного допроса экспертов. 

            +3
            • 15 Мая 2015, 17:00 #

              Уважаемый Владимир Николаевич, я только за. Уверен, что совместными усилиями мы сможем не только сдвинуть с места Ваши начинания, но и придать им нужное ускорение  для совместной пользы дела.  Праворуб нам в помощь. (handshake)

              +2
        • 24 Мая 2015, 18:13 #

          Уважаемый Владимир Николаевич, полагаю, что категоричных, а тем более — объективных доводов от «эксперта» И.Ю. Коненкова Вы и не дождётесь. Чтобы чем-то крыть, нужно сопромат опрокинуть, а это — слабО!

          +2
    • 13 Мая 2015, 22:41 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, Вами фактический осмотр КПП производился?

      +2
    • 14 Мая 2015, 19:10 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, прекрасная иллюстрация творческого подхода. Пусть больше думают о вечном)

      +2
    • 15 Мая 2015, 21:40 #

      Уважаемый Владимир Николаевич, восхищаюсь Вашими публикациями!: )

      +1
    • 24 Мая 2015, 18:18 #

      Уважаемые коллеги! Воздавая должное В, Н.Никонову за его публикации, в т.ч. и эту последнюю, не надо упускать из виду тех «экспертов» типа И.Ю.Коненкова, которые уподобляются одному из персонажей Дж. Оруэлла в «Скотном дворе» по кличке Кусай. Вот и кусают..., в соответствии с прозванием и призванием.

      +2

    Да 25 25

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

    Рейтинг публикации: «Сопромат против трасологии. Точечный удар» 4 звезд из 5 на основе 25 оценок.
    Адвокат Морохин Иван Николаевич
    Кемерово, Россия
    +7 (923) 538-8302
    Персональная консультация
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    https://morokhin.pravorub.ru/

    Похожие публикации