Я сразу вспомнил. У меня в практике был аналогичный случай.
В 2013 году пошел вал дел «коррупционной направленности». Правоохранительные органы в лице полицейских стали привлекать руководителей муниципальных образовательных учреждений, именно, за уплаченные за счет бюджета этих образований, административные штрафы. В виду «особой важности» дел, расследовались они следственной частью следственного управления УВД области. Суммы ущерба, которые были причинены местным бюджетам, внимание… от 2-х до 4-х тысяч рублей.
Большинство таких дел, к сожалению, было рассмотрено в порядке особого производства, люди были осуждены безропотно. Защищавшие их адвокаты никаких мер по оспариванию квалификации и вины не принимали. Всех все устраивало.
Хочется упомянуть и о мотивах руководителей образовательных учреждений. Все они действовали исключительно в интересах своих организаций. Проверки приходили часто, нарушения выявлялись регулярно. Порой их невозможно было даже устранить, денег в бюджетах не было.
Так вот, штрафы по результатам проверки могли быть наложены как на руководителей, так и непосредственно на юридическое лицо — возглавляемое ими образовательное учреждение. В соответствии с административным кодексом, штрафы на руководителей в разы меньше, чем на юридическое лицо. Таким образом, руководители образовательных учреждений экономили денежные средства образовательного учреждения, просили инспекторов налагать штрафы непосредственно на себя. Их работодатели — руководство отделов образования всячески это поощряло. Обещали даже расходы возместить.
Директор школы Л., попавшая под такой замес, с обвинением не согласилась, попросила организовать ее защиту. Из приговора суда первой инстанции:
25 февраля 2010 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Кольскому району, ЗАТО Видяево Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, Л., как ***, была привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. Имея умысел на хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием, действуя из корыстных побуждений, с целью избежать расходования личных денежных средств по оплате штрафа, достоверно зная о порядке осуществления оплаты штрафов, наложенных на должностное лицо, в период времени с _ _, Л., находясь в ***, расположенного по адресу: г..., предоставила начальнику Отдела *** К. личное заявление об оплате штрафа в размере 2000 руб., наложенного на нее по постановлению об административном правонарушении, в котором умышленно не указала, что штраф наложен на нее как на должностное лицо. Согласно данного заявления сотрудником структурного подразделения Отдела ***, было изготовлено платежное поручение №_ _ от _ _, которое было направлено в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области для перечисления денежных средств в размере 2000 рублей, которые были похищены Л… В результате умышленных преступных действий ***, Л. были похищены денежные средства в размере 2000 рублей, принадлежащие Отделу ***, путем незаконного и необоснованного перечисления с расчетного счета Отдела *** на расчетный счет Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в счет оплаты наложенного на нее административного штрафа как на должностное лицо, тем самым Отделу *** был причинен материальный ущерб на указанную сумму. Защита мной осуществлялась со стадии предварительного следствия. Там моя работа никакого результата не дала. Действия Л., следователем квалифицированы по ч.3 ст. 160 УК РФ (с использованием своего служебного положения). Я же настаивал на отсутствии умысла Л., обратилась она с заявлением с просьбой оплатить штраф, рассчитывала на компетенцию работодателя.
Суду первой инстанции не хватило мужества оправдать Л., по ходатайству прокурора обвинение переквалифицировали на ч.1 ст. 159 УК РФ и от наказания освободили в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности (два года истекли). По принципу: «и волки сыты, и овцы целы». Но умысла-то нет.
Апелляционная инстанция подошла к изучению дела более взвешено. Доводы защиты были учтены. Не буду утомлять Вас этими доводами здесь, читайте сами. Апелляционный приговор прилагаю.
Если кому помог, буду рад.