История данного дела началась в 2009 году, когда молодая девушка по имени Екатерина поступила в «Новосибирский институт экономики, психологии и права» на заочное отделение по специальности «Юриспруденция».
Екатерина хотела получить качественное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами. Такое образование на момент поступления Екатерины мог предоставить Институт, так как обладал лицензией на осуществление образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации, которое в последующем и стало «камнем преткновения».
Все дело в том, что свидетельство о государственной аккредитации действовало до 28.07.2011. После указанной даты Институт нового свидетельства о государственной аккредитации не получил, а продолжил обучать студентов, в том числе Екатерину, не уведомив о факте отсутствия у образовательного учреждения соответствующей государственной аккредитации.
Неприятным моментом было и то, что Институт не только не уведомил студентов об окончании срока действия государственной аккредитации, но и вводил последних в заблуждение относительно наличия такой аккредитации.
Введение в заблуждение заключалось в том, что со студентами, в том числе с Екатериной, ежегодно заключались дополнительные соглашения к договору на оказание образовательных услуг, и в указанных дополнительных соглашениях закреплялось, что Институт имеет свидетельство о государственной аккредитации, но при этом не указывался срок его действия.
Попросту говоря, Институт после окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации продолжил ссылаться на его наличие, но при этом скрывал дату его действия, так как она уже закончилась, а соответственно такое свидетельство не имело никакой юридической силы.
О данных обстоятельствах Екатерина узнала только в 2014 году, когда обучалась на предпоследнем пятом курсе. Разумеется, Екатерина была возмущена тем, что на протяжении трех лет с 2011 по 2014 год её не только не уведомили об отсутствии государственной аккредитации, но и вводили в заблуждение, указывая в заключаемых дополнительных соглашениях на наличие свидетельства о государственной аккредитации.
Так как продолжение обучения в указанном Институте для Екатерины было бессмысленно, она приняла решение перевестись в другое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию.
Но и здесь Екатерина встретила препятствия со стороны Института, в котором она обучалась на протяжении пяти лет. Ей затягивали выдачу необходимых документов. После этого Екатерина окончательно решила после перевода в новое образовательное учреждение защитить свои права путем обращения в суд.
Поначалу Екатерина сама обратилась в суд, но на первом же заседании ощутила всю сложность и не однозначность рассматриваемого дела, и приняла решение обратиться за оказанием юридической помощи.
Изучив в ходе юридической консультации предоставленные Екатериной документы, было принято решение об изменении основания иска, после чего было подано соответствующее заявление в суд.
Основные тезисы искового заявления заключались в том, что при оказании платных образовательных услуг на основании заключенного договора Институтом было допущено существенное нарушение его условий, повлекшее невозможность для истца получения образования того уровня (качества), на который истец могла рассчитывать при заключении договора, ввиду отсутствия государственной аккредитации образовательного учреждения и введения истца в заблуждение относительно наличия у Института государственной аккредитации.
В нарушение положений статей 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» Институтом, как исполнителем образовательных услуг, не была выполнена обязанность по предоставлению необходимой и достоверной информации, обеспечивающей возможность правильного выбора оказываемых услуг. Соответственно образовательная услуга была оказана с существенным недостатком, который не мог быть устранен.
Исковые требования были основаны на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также положениях Гражданского кодекса РФ.
Требования, заложенные в исковом заявлении, заключались в взыскании стоимости обучения, неустойки и штрафа по Закону РФ «О защите прав потребителей», а также компенсации морального вреда.
Судебное разбирательство по делу продолжалось больше года. В итоге суд удовлетворил заявленные требования и взыскал с НОУ ВПО «Новосибирский институт экономики, психологии и права» 127 384 рубля в качестве уплаченной стоимости обучения, 127 384 рубля в качестве неустойки за отказ в добровольном удовлетворении требований студента, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 129 884 рубля.
Таким образом, права бывшего студента были успешно защищены.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что данное дело наглядно показывает то, что студенты и их родители должны более внимательно относиться к процессу получения образования, проверять наличие у образовательного учреждения соответствующих документов, позволяющих осуществлять качественное оказание образовательных услуг, чтобы по завершению процесса обучения вчерашние студенты смогли стать успешными специалистами в своей отрасли.
Кому интересно почитать о данном деле более подробно, ознакомиться с нормативно-правовым обоснованием заявленных требований, можно перейти по ссылке на статью "Дело о взысканий убытков, причиненных некачественным оказанием образовательных услуг" статья опубликована на моём сайте по ссылке здесь.
А кто желает посмотреть освещение данного дела в СМИ это можно сделать уделив немного времени для просмотра видеороликов.
Вести Новосибирск (выпуск 22.05.2015) — Так начиналось рассмотрение дела.
https://youtu.be/dugPk66KZSEВести Новосибирск (выпуск 29.05.2015) — Продолжение рассмотрения дела.
https://youtu.be/RxaWu-YelRMВести Новосибирск (выпуск 16.05.2016) — Успешное завершение рассмотрения дела.
https://youtu.be/NxZGxQnTGhsБлагодарю за внимание!
Добавлено: 13:03 29.09.2022