На Р. был составлен протокол, и материал был направлен в суд, на который Р. не пошла, поскольку узнала о нем только получив постановление суда. Суд рассмотрел дело и признал ее виновной по ч. 2.1 ст. 14.16 КОАП РФ, и за незаконную продажу алкоголя несовершеннолетним наказал Р. штрафом в 30000 рублей. Более того, в суде находилось второе дело, уже в отношении владельца магазина, в котором наказание ему грозило от 100000 до 200000 рублей.
Когда Р. пришла ко мне, у нас еще было время до конца срока обжалования, и я немедленно побежал в суд читать дело, которое меня крайне изумило. Дело в том, что мне стало решительно непонятно, каким образом суд сумел сделать вывод о виновности Р. в правонарушении.
Я сразу же подал жалобу в районный суд, в которой приводил следующие доводы. Сами полицейские момент продажи пива несовершеннолетнему П. не видели и не фиксировали, никаких контрольных закупок не проводилось. Более того, ни чеков, ни актов осмотров помещений, ни накладных, никаких документов в деле не было вообще.
Самих подростков было трое, но двое из них в магазин не заходили и кто продавал пиво, в объяснениях не указывали. Даже сам «покупатель» П. в объяснениях не говорил, что именно Р. продала ему алкоголь. Сама Р. факт продажи пива последовательно отрицала.
В суде второй инстанции дополнительно был допрошен свидетелем подсобный рабочий, а также владелец магазина. Районный суд во всем разобрался и дело прекратил в связи с недоказанностью обстоятельств, чем избавил не только Р., но и владельца магазина от штрафов (его дело было мировым судьей рассмотрено с учетом позиции районного суда).
На практике, конечно, основная масса подобных дел проводится по всем правилам, с контрольными закупками. Я считаю, что продажа алкоголя несовершеннолетним запрещена правильно, нечего плодить пьянство с такого возраста. Но привлекать к ответственности любое лицо нужно только по закону, тем более в ситуации, когда вообще неясно, было ли событие или нет.