Оператор сотовой связи отказался возмещать причиненные убытки, после чего абонент был вынужден обратиться с иском в суд. Суд первой инстанции встал на сторону абонента, удовлетворив требования о взыскании убытков, компенсации морального вреда и штрафа по Закону РФ «О защите прав потребителей».
Решение было обжаловано со стороны ответчика – ПАО «МегаФон».
Апелляция решение суда первой инстанции отменила и вынесла новое решение, в котором в части взыскания убытков было отказано, взыскана компенсация морального вреда за неправомерную выдачу сим-карты.
В качестве оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании убытков суд второй инстанции указал, что истец не доказал прямой причинно-следственной связи между заменой сим-карты и возможностью перевода денежных средств. По мнению суда для осуществления операции злоумышленники должны были зайти в личный кабинет, зная логин и пароль.
Истец не согласился с позицией апелляционной инстанции. Была подана кассационная жалоба в Президиум Новосибирского областного суда.
Жалоба была построена на трех ключевых моментах:
1. Суды первой и апелляционной инстанции установили, что замена сим-карты была произведена в нарушение установленных норм и правил, тем самым были нарушены права истца как потребителя. В силу специфики правоотношений истец не должен доказывать вину исполнителя услуги, так как бремя опровержения вины в причинении убытков возлагается на исполнителя услуги, то есть на ответчика. Исходя из этого, апелляционное определение является внутренне противоречивым, с одной стороны суд установил нарушение прав потребителя, с другой стороны одновременно возложил на него доказывание вины исполнителя услуги, что в свою очередь противоречит букве закона. Решение суда должно быть конкретизированным и не содержать неоднозначных трактовок, такое условие апелляционной инстанцией выполнено не было.
2. Специфика перевода денежных средств с удаленным способом в системе КИВИ-кошельков состоит в том, что нельзя завершить операцию, не подтвердив ее паролем, который, в свою очередь, направляется на номер телефона, к которому привязан КИВИ-кошелек. Соответственно, даже если бы злоумышленники вошли в личный кабинет абонента, то без наличия у них сим-карты было бы невозможно завершить операции по переводу денежных средств.
3. В системе КИВИ-кошелька существует несколько способов управления счетом и распоряжения, находящимися на нем денежными средствами, в том числе способ который позволяет совершать операции при помощи смс-команд. Таким образом, злоумышленники, получив доступ к сим-карте, могли производить операции, не входя в личный кабинет владельца счета.
Сим-карта является ключевым элементом, воспользовавшись которой злоумышленники получили возможность совершить операции с денежными средствами, принадлежащими истцу. Если бы ответчик надлежащим образом проверил полномочия лица на замену сим-карты и не допустил её выдачи неуполномоченному лицу, то причинение убытков было бы невозможным. Ответчик как профессиональный участник рынка по оказанию услуг связи должен был предпринять такой комплекс мер, который позволял бы обезопасить потребителя услуги от возможных противоправных действий третьих лиц (несанкционированное получение сим-карты, получение доступа к персональным данным абонента и т.д.) и исключить возможность причинения потребителю убытков при изложенных обстоятельствах.
Итог по делу:
Кассационная жалоба была изучена, передана на рассмотрение Президиума Новосибирского областного суда. 27.01.2017 кассационная жалоба была удовлетворена в полном объеме, апелляционное определение Новосибирского областного суда отменено, дело передано на новое рассмотрение суда апелляционной инстанции.
Прошлую статью я заканчивал словами «Слово за кассацией…», теперь я заканчиваю словами «Слово за апелляцией…».
Добавлено: 12:44 29.09.2022