Сам вырос на лоне природы, часть детства провёл в степи, где с высоты разливают над бесконечным простором свою дивную весеннюю песню жаворонки, а часть — в лесу, где забываешь обо всём, лёжа среди пахучих луговых цветов, когда сморишь как величественные сосны качают своими шапками и, кажется, задевают облака. Можно сказать, что я «лесной человек», для меня лес — это и дом родной, и готовый стол, и аптека, и просто жизнь. Когда уничтожают это живое существо, а лес именно целое живое существо, мне грустно и больно.
Когда ко мне поступила информация о том, что часть пригородного леса будет скоро уничтожена, сперва тоже испытал чувство разочарования. Задумался: «Неужели ничего нельзя сделать?» Уничтожению подлежало место традиционного отдыха жителей города, где каждую зиму родители с детьми катаются с горки. Меня самого когда-то привели туда, и мы, не замечая времени, веселились и катались до поздней ночи. Именно отсюда начались мои лыжные походы с отцом. И сейчас тут живёт мой дядька, человек, который не только любит лес, но часть своей жизни отдал его охране, который рассказывал мне о каждом растении, называл их по латыни и народными названиями, благодаря которому я понял что такое на самом деле ЛЕС.
Как-то само собой руки потянулись к законодательству, а потом созвонился с друзьями, которых именуют «городские защитники» и родилось прилагаемое заявление в прокуратуру.
Ответ прокуратуры тоже прилагаю. Был вынесен протест.
Отдельно хочется сказать об итогах моего изучения законодательства, поскольку мало кто знает о том, что такое «городские леса» и каков их правовой режим. Более того, обнаружилось, что в правилах землепользования и застройки местных поселений эти природные объекты игнорируют, вместо того, чтобы, исполняя требование законодательства, уделять им особое внимание.
Как определено в ст. 5 ЛК РФ (Лесного кодекса РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Конституционный Суд РФ в п.3.1. Постановления от 02.06.2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации „Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью „Заполярнефть“ раскрыл двойственность понятия «лес» и указал, что как экологическая система лес подлежит в любом случае особой охране:
«Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд — ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов — представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Лес в качестве одной из разновидностей природных объектов, понятие которых раскрыто в содержащем общие для экологического законодательства нормы Федеральном законе „Об охране окружающей среды“ (статья 1), определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Лесное законодательство, в свою очередь, регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу двойственности понятия „лес“ при регулировании отношений по возмещению вреда в тех случаях, когда лес рассматривается как экосистема, превалирует экологический фактор и проявляются особенности особой экологической ответственности, предполагающей расходы на восстановление всех компонентов экосистемы на поврежденном участке; если же речь идет о лесе как природном ресурсе, то лес рассматривается в качестве экономической категории, а потому в причиненный ущерб включается стоимость утраченных компонентов, что характерно для компенсаторной функции, выполняемой гражданским законодательством.
Соответственно, при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, в том числе при определении его объемов (структуры), необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы, а при оценке причиненного вреда — учет всех негативных последствий, возникших в результате правонарушения. Поэтому для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств — уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.
Кроме того, лес как природный ресурс является комплексной экологической системой, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, а потому негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом. Соответственно, исчисление размера вреда, причиненного лесам, должно производиться с учетом характера действий (бездействия) правонарушителя, их ближайших и отдаленных последствий, ущерба, нанесенного как экосистеме в целом, так и отдельным ее компонентам (элементам природной среды), например лесной растительности, животному миру, подземным водам.
Зачастую вред, причиненный окружающей среде, трудновосполним или невосполним вовсе, а прежнее ее состояние, существовавшее до правонарушения, невосстановимо. Поэтому денежные средства в возмещение вреда, причиненного лесам, государство как публичный собственник, на котором лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству лесов, вправе направлять не на восстановление конкретного участка леса, а в бюджет в качестве компенсации за причинение вреда его имуществу.»
Поскольку лес, произрастающий на территории муниципального образования (не важно, город это или посёлок, или межселенные территории) не относится к землям лесного фонда, в силу ч.1 ст.6 и пп. «г» п.3 ч.2 ст. 102 ЛК РФ данный лес относится к так называемым «городским лесам», а городские леса являются подвидом так называемых «защитных лесов».
Однако, режим охраны леса, требование восстановить экосистему леса, учёт порубки древесины и другие правила использования лесов при этом применяются в полной мере. В силу этого факт нахождения леса на территории муниципального образования должен быть в обязательном порядке учтён в градостроительных регламентах – правилах землепользования и застройки (ч.9 ст. 85 ЗК РФ, ч.2 и ч.6 ст. 30 ГРК РФ).
В силу п.1.1. ст. 84 ЛК РФ для городских лесов орган местного самоуправления обязан разработать и утвердить лесохозяйственный регламент.
В силу п.5.1. ст. 105 ЛК РФ в городских лесах запрещено ведение сельского хозяйства, так же запрещено капитальное строительство.
В силу изложенного орган местного самоуправления не имеет права выделять земли городского леса для застройки или под подсобное хозяйство (за исключением пчеловодства и сенокошения), так как в силу ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ это предполагает производство сельскохозяйственной продукции.
При зонировании территории орган местного самоуправления не может определить на месте нахождения городских лесов зону жилой застройки. В этом случае должна быть введена рекреационная зона и утверждён лесохозяйственный регламент для такой зоны. Аналогичный вывод при точно такой же ситуации содержится в определении Верховного Суда РФ от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5 по гражданскому делу по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 г. № 1272-р, которым незаконно была введена зона жилой застройки на территории лесов, оказавшихся в черте органа местного самоуправления.
Ещё хочется сказать о том, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Была введена глава IX.1. «Лесопарковые зеленые пояса». Теперь можно инициировать слушания в общественной палате любого региона и в пределах населённого пункта, а также вокруг него, наши зелёные друзья получат особую охрану. Не секрет, что во многих городах целые парки пускают под топор в угоду сомнительному строительству. Теперь каждый может этому противостоять.
В заключение хочу поблагодарить городских защитников Тамбова их руководителя Марину Климкову и, в частности, Александра Архипова за поддержку.