Раньше мы уже рассказывали, как возможно уменьшить кадастровую стоимость земельных участков через суд.

В этот раз мы решили с учетом нового постановления КС РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П  мы решили подать документы для уменьшения кадастровой стоимости не сразу в суд, а сначала в комиссию при Управлении Росреестра по Владимирской области (тем более, что для юридических лиц этот досудебный порядок обязателен.)

Вопрос был в том, чтобы формально «рассмотреться» на комиссии и потом сразу в суд по правилам ГПК РФ либо с учетом ведомственных НПА о порядке и  условиях работы комиссии и ее персональном составе (владельцы ПРО-аккаунта поймут о чем речь, прочитав прикрепленные тексты решений) решить все без суда.

Выбор был сделан в пользу второго варианта и мы не ошиблись: нам удалось убедить комиссию в том, что кадастровая стоимость участков наших доверителей была сильно завышена — наши заявления удовлетворены в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» просили пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости – земельных участков.

Следует заметить, что затраты на уменьшение кадастровой стоимости оккупаются налоговой экономией за 1 год, а, как известно, кадастровая оценка действует 5 лет.

Доверитель доволен.

Соавторы: user5837

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Заявление об уменьше​нии кадастровой стои​мости 4192.1 KB
2.Заявление об уменьше​нии кадастровой стои​мости 4296.3 KB
3.Заявление об уменьше​нии кадастровой стои​мости 5195 KB
4.Доверенность247 KB
5.Решение по 42 участк​у2.1 MB
6.Решение по 51 участк​у2.2 MB
7.Решение по 41 участк​у2.2 MB

Автор публикации

Юрист Ермоленко Андрей Владимирович
Владимир, Россия
1. Ведение дел в судах Владимирской области, Москвы.
2. Представительство в госорганах.
3. Недвижимость, строительство, земля. 4. Семейные споры и раздел имущества. 5. Жилищные и наследственные.

Да 37 37

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Юскин Олег, fedorovskaya, Галкина Ольга, Demin42, Коробов Евгений, Ермоленко Андрей, kolenval-sneg, stanislav83, Гречанюк Василий, user41435, user75359, user69849, lawboxmn
  • 17 Декабря 2017, 06:48 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо за отличный пример рационального решения проблемы, с минимальными затратами и максимальным эффектом! Для полного комплекта не мешало бы конечно добавить пример отчета оценщика ;)

    +10
    • 17 Декабря 2017, 16:42 #

      Уважаемый Иван Николаевич, всегда пожалуйста. Действительно, отчет оценщика в таком деле очень важен. Однако его, по понятным причинам, прикреплять я не буду :)

      +3
  • 17 Декабря 2017, 07:28 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, благодарю!
    Приятно видеть пример эффективной и окупающейся юридической помощи!

    +6
  • 17 Декабря 2017, 10:26 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, действительно, исходя из поступающей информации вопрос об изменении кадастровой стоимости стал решаться на уровне административных комиссий, что не может не радовать. И все равно, государство остается в незаконном прибытке, так как многие не обжалуют решений о цене кадастровой стоимости, особенно гражданами. 
    Следует заметить, что затраты на уменьшение кадастровой стоимости оккупаются налоговой экономией за 1 год, а, как известно, кадастровая оценка действует 5 лет. А не пробовали эти затраты взыскать в виде убытков?

    +4
    • 17 Декабря 2017, 16:44 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, чисто теоретически так вопрос можно поставить. Но пока нет желающих — видимо, после невозвратных до 2017 года судебных издержек (отчет, экспертиза СРО, судебная экспертиза, расходы на юриста), эти расходы не кажутся такими уж большими.

      +2
  • 17 Декабря 2017, 15:20 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, а приходилось уменьшать кадастровую стоимость коммерческих зданий? Столкнулся с подобной задачей и с удивлением обнаружил, что оценщики не спешат браться за оценку зданий, сразу говорят, что через  комиссию 95 %  что не пропустят, да и  в суде не факт что кадастровую стоимость уменьшат. Земельные участки тоже через комиссию сейчас проводим, проще, быстрее, дешевле.

    +3
    • 17 Декабря 2017, 16:41 #

      Уважаемый Станислав Александрович, приходилось и успешно. Недавно уменьшили кадастровую стоимость торгового центра в 2 раза. Ключевую роль сыграл материал, из которого была сделана «коробка» — газобетон + еще кое-какие нюансы по коммуникациям.

      +4
  • 17 Декабря 2017, 18:05 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо за практику! Очень нужная публикация и опыт реализации задуманного.
    В избранное, однозначно.(Y)

    +6
  • 17 Декабря 2017, 18:11 #

    Андрей Владимирович, как всегда, востребованная живая юридическая проблема разрешена Вами в пользу клиента быстро, в соответствии с новыми правовыми возможностями, что позволило клиенту сэкономить время и деньги. Отлично.

    +4
  • 17 Декабря 2017, 18:55 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, спасибо! Очень полезная публикация. Забрала в избранное! (handshake)

    +6
  • 18 Декабря 2017, 05:09 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, 20 декабря самому на комиссию 8-| одно в этих делах не устраивает, в 2013 году установили через АС КО рыночную стоимость 1 з/у, после его разделили на 8 участков, опять оспаривание, сейчас было перераспределение з/у и снова на комиссию, разве нельзя оставить ту стоимость которая уже была определена судом как рыночная, а тут вообще цирк на днях был, зарегистрировал склад, по смете его цена в 3млн руб, а кадастровая стоимость почти в 8 млн руб, откуда они такие цифры берут :?

    +2
    • 18 Декабря 2017, 13:03 #

      после его разделили на 8 участков, опять оспаривание, сейчас было перераспределение з/у и снова на комиссию, разве нельзя
      Уважаемый Евгений Сергеевич, здесь государство право. Ведь объекты оценки разные, аналоги соответственно, тоже. Никуда не денешься.

      откуда они такие цифры берут
      Методы массовой оценки — тоже неизбежная реальность.

      +3
  • 18 Декабря 2017, 12:59 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, очень актуально! (Y)Добавила в избранное, уверена, что понадобится.

    +2
  • 19 Декабря 2017, 09:12 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, очень вовремя Ваша публикация! Большое спасибо. Добавляю в Избранное.

    +1
  • 19 Декабря 2017, 14:33 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, очень актуальная тема на данное время. Но в нашем регионе комиссия по изменению кадастровой стоимости и равной рыночной всегда отказывает. По разным причинам.  И, что интересно, на комиссию заявителя не приглашают и документы потом не возвращают. Действительно, юридическому лицу сначала необходимо обратиться в комиссию, а потом в суд. В данном случае областной суд здесь как первая инстанция. На моей практике есть уже несколько решений о признании кадастровой стоимости равной рыночной. Действительно, цена падает в разы. Для тех, кому интересна данная тема, высылаю примерный образец административного искового заявления.
    ↓ Читать полностью ↓

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
    об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

    1.Истец, на основании договора аренды №… от… января 20… г., заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в лице председателя комитета Жуковой Натальи Николаевны,  арендует земельный участок кадастровый номер ....., площадью… кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул… на котором расположена принадлежащая ей на праве собственности недвижимость, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права  №, выданном ...... 

    Арендная плата за земельный участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, что подтверждается договором аренды земельного участка.

    Следовательно, размер арендной платы напрямую зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.

    Приказом  Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года №46-н  «Об утверждении результатов государственной  кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области»  по результатам очередной  государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Волгоградской области, учтенных в  государственном кадастре недвижимости на 01.01.2015г ., согласно  приложению  №1 .

    В соответствии с приложением №1 к данному приказу кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2015г. установлена в размере 5 089 820,82  рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 05 сентября 2017г… Согласно выписки из Единого  государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости  в отношении земельного участка кадастровый номер… данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости .

    Согласно отчету от… августа 2017г. №… об оценке объекта оценки: земельного участка площадью… кв. м. (кадастровый номер ...........),  расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. ...........  выполненного оценщиком… рыночная стоимость земельного участка на… сентября 2017 г. составляет 1 439 34 (один  миллион четыреста тридцать девять тысяч тридцать четыре) рубля.

    Таким образом, установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что, с учетом изложенного, влечет уплату ООО «.........» арендной платы необоснованно в большем размере, чем исходя из его реальной рыночной стоимости, тем самым существенно затрагиваются права ООО «..........».

     2. Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

     На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

    Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

    Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    На основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

    В силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

    Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

    Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

    Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

     3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

    Согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

    В письме Минэкономразвития РФ от 03.05.2011 №Д06-2345, также говорится о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, при этом одним из оснований такого оспаривания может являться установление его рыночной стоимости.

    Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

     В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
    ПРОШУ СУД:
    Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер… площадью… кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул.… равной его рыночной стоимости в размере 1 439 034  рубля с 01 января 2015г.

     Приложение:

    +2
  • 19 Декабря 2017, 19:35 #

    Доброго времени суток, Андрей Владимирович! Отличная публикации, актуально, спасибо.(Y)

    +1
  • 19 Декабря 2017, 20:01 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, как всегда, четко, по делу и эффективно.

    +1
  • 20 Декабря 2017, 10:04 #

    Уважаемый Андрей Владимирович, пробежался глазами по доверенности вашей и не нашел полномочий по предоставлению интересов в комиссии  по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, вчера позвонив специалисту, чтобы включили меня в список прибывших на комиссию, над помнила о доверенности именно с такой формулировкой, хотя допустят Вас или нет, отчет и без представителя  примут или откажут, 2 отчета за 1,5 минуты (gun)

    +1
    • 20 Декабря 2017, 12:33 #

      Уважаемый Евгений Сергеевич, в доверенности все есть. А требование предъявленное к вам — излишне. Нам таких требований никто не предъявлял и не предъявляет.

      0
      • 21 Декабря 2017, 04:31 #

        Уважаемый Андрей Владимирович, я согласен с вами, но это не моя прихоть, а комиссии, ранее с такой доверенностью как у Вас представителей не допускали, поэтому многие стали включать упоминание именно о комиссии Росреестра, как многим отказывали в 2016 г в случае не предоставления согласия на обработку ПД от директора и представителя, сейчас с этим все нормально, но я лично все равно их прикладываю

        +1

Да 37 37

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков через комиссию при Управлении Росреестра по Владимирской области. Экономия на налогах более чем в 2 раза.» 5 звезд из 5 на основе 37 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации