Этот вопрос может быть разрешен исключительно в судебном порядке.
Алгоритм решения вопроса следующий: военнослужащий обращается с рапортом по команде о включении конкретных лиц в состав членов семьи. Как правило, командование части отказывает в такой просьбе и рекомендует обратиться в суд.
Далее, некоторые совершают ошибки, обжалуя решение командира в порядке административного судопроизводства. Такие заявления рассматривает военный суд. По результатам рассмотрения иски остаются без удовлетворения, так как нарушения закона в действиях командования части нет. Компетенция признать членом семьи вселенного нанимателем лица принадлежит судам общей юрисдикции. Обращаться с иском нужно в районный суд по месту нахождения войсковой части или управления жилищного обеспечения Министерства обороны.
Итак, кто же относится к членам семьи военнослужащего?
В силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абзацем пятым пункта 5 статьи 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года (ред. от 28.06.2016) № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В свою очередь, при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан, в том числе в связи с прохождением службы.
В соответствии с положениями статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (часть 1). В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением (часть 3). К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). В договоре найма специализированного жилого помещения, заключаемого в письменной форме, указываются члены семьи нанимателя (части 6,7).
Так, согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 от 2 июля 2009 года разъяснено, что к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
В нашем случае истец обратился в Кольский районный суд Мурманской области с иском к войсковой части, где проходит службу о признании старшей дочери его супруги и ее несовершеннолетнего сына членами семьи военнослужащего.
В обоснование иска указал, что является военнослужащим, проходит службу в войсковой части и длительное время проживает в поселке Видяево, Кольского района, Мурманской области.
Совместно с ним также проживают его супруга, их общая дочь и совершеннолетняя дочь супруги, а также ее несовершеннолетний сын.
Дочь супруги от первого брака была вселена им в занимаемое им служебное жилое помещение в качестве члена семьи в феврале 2006 года, а ее несовершеннолетний ребенок сразу после своего рождения.
Со всеми указанными лицами они проживают одной семьей, ведут общее совместное хозяйство, несут общие расходы на приобретение продуктов питания и имущества для совместного пользования. Единственным источником дохода для всех членов семьи является его денежное довольствие, поскольку его супруга и ее дочь не работают.
Для реализации своего права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом всех членов семьи, он обратился к ответчику с рапортом о внесении в его личное дело в качестве членов семьи дочери супруги и ее несовершеннолетнего ребенка, в чем ему было отказано со ссылкой на необходимость разрешения данного вопроса в судебном порядке.
Просил суд признать указанных лиц членами его семьи для реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту — ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ).
Представитель ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца, при этом указал следующее: В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 от 2 июля 2009 года разъяснено, что к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Кодекса, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Кодекса порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на протяжении длительного времени истец с супругой, ее совершеннолетней дочерью и ребенком последней проживают одной семьей, имеют общий бюджет, ведут общее совместное хозяйство, а сложившиеся между истцом, дочерью супруги и ее несовершеннолетним ребенком отношения характеризуются взаимной заботой друг о друге, уважением, общими интересами, что свидетельствует о наличии между ними семейных отношений.
Другими словами, суд первой инстанции правильно определил, что дочь супруги от первого брака является падчерицей истца. Она и ее несовершеннолетний ребенок, хоть и не относятся к членам семьи нанимателя в силу закона, но относятся к понятию, указанному в ч.1 ст. 69 ЖК РФ «другие родственники», которые при наличии определенных условий, таких как совместное проживание, ведение общего хозяйства, единый бюджет, вселение истцом в жилое помещение, имеют равные с нанимателем права пользования этим жилым помещением и должны относятся к его членам семьи.
Решение было обжаловано ответчиком, но апелляционная инстанция оставила его в без изменения.


Уважаемый Николай Васильевич, спасибо за размещение этого интересного дела! Примененная Вами методика принесла заслуженный, отличный результат! (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо (handshake). Надеюсь будет полезной.
Уважаемый Николай Васильевич, очень интересное дело и отличный результат! Спасибо, что поделились такой практикой.
Уважаемая Алёна Александровна, у нас довольно распространена эта проблема. Спасибо за внимание к публикации.
Уважаемый Николай Васильевич, это у всл частая проблема. У РУЖО один ответ — все через суд.
Уважаемый Дмитрий Александрович, это и понятно. Сами они не могут решить эту проблему. Это исключительная компетенция суда.
Уважаемый Николай Васильевич, я о том, что на любой вопрос — это через суд. И еще добавят — мы еще и апелляцию обязаны подать… даже если стакан воды спросишь — только через суд…
Уважаемый Николай Васильевич, отличный результат! (Y) Около двух лет назад представлял интересы военнослужащего по иску (уже после подачи иска) о включении в состав семьи ребенка жены от первого брака и её сына. Целью была жилищная субсидия. Районный суд направил гражданское дело по подсудности в гарнизонный. Там иск удовлетворили. Если получу разрешение, опубликую. Но бойня в гарнизонном суде была знатная.
Уважаемый Сергей Равильевич, районные суды рассматривают в особом производстве требования о признании гражданина членом семьи военнослужащего, но главное в этих случаях не указывать ответчика. И тогда проблем нет.
Уважаемый Сергей Равильевич, спасибо за внимание. Проблем с подсудностью у нас нет. Истцом ведь может выступать не только военнослужащий, но и претендующее на признание членом семьи лицо. Суды это понимают.
Уважаемый Сергей Равильевич, после приобретения квартиры на жилищную субсидию, кто будет считаться собственником квартиры?
Уважаемый Альберт Викторович, естественно тот, кто в качестве покупателя указан в договоре купли-продажи, пока иное не установлено вступившим в законную силу решением суда :)
По моему мнению деньги, полученные в виде такой субсидии — совместное имущество супругов (только супругов) со всеми вытекающими.
Уважаемый Сергей Равильевич, недавно состоялось у меня такое дело, именно так суд и признал — общим имуществом супругов. Но если почитать само решение о выделении субсидии, то может сложиться иное мнение. Я входил в дело на стороне бывшего супруга, требовавшего раздела квартиры пополам. Наряду с этим у меня было альтернативное мнение и тоже неплохое, на мой взгляд.
Уважаемый Николай Васильевич, поздравляю с победой! Спасибо за развёрнутый комментарий!
Уважаемый Николай Васильевич, искренне поздравляю вас с заслуженным успехом!!!
Сейчас судебная практика по таким вопросам крайне противоречивая, но тенденция к отказам прослеживается всё сильней.
Предлагаю вам и всем коллегам решить занятную задачку.
Хоть в решении не указан статус жилого помещения, но вы в своей статье цитируете законодательство о служебном жилье и я так понял, что ваш клиент проживает в служебной квартире.
Вот вы совершенно правильно процитировали:
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). Вот и получается, что ст. 69 ЖК РФ, на которой всё и «держится» — применению не подлежит…
Уважаемый Сергей Леонидович, спасибо за внимание. К публикации. Интересную Вы нашли коллизию. При том, что специализированное жильё и есть служебное. Я думаю, что на это никто особо внимания не обращает. А все, действительно, держится на ст. 69.
Уважаемый Сергей Леонидович! Замечание было существенное. ст. 69 ЖК РФ до настоящего времени где-то проходит, где-то нет. Но даже в тех случаях, когда вроде бы все хорошо. Несовершеннолетний сын супруги (пасынок) легко, через суд признается состоящим на иждивении военнослужащего и на основании этого включается командиром в число членов семьи… в дальнейшем происходят такие «загогулины»: военнослужащий увольняется, в период ожидания жилья(субсидии) пасынок достигает совершеннолетия и МО исключает его из членов семьи......
Насколько правомерно это исключение? И какой путь для борьбы с этим?
Усыновлять сына своей супруги и в этом случае он автоматически переходит в число иждивенцев в случае очной учебы до 23-х лет.
Либо через суд превентивно признавать его членом семьи, до его совершеннолетия? В этом случае сложновато РУЖО перешагнуть через решение суда.
Уважаемый Николай Васильевич, поздравляю с грамотно проведенным делом, спасибо за решение, тоже представляю интересы военнослужащих.
Уважаемый Вениамин Владимирович, спасибо (handshake)
ст. 69 ЖК РФ до настоящего времени где-то проходит, где-то нет. Но даже в тех случаях, когда вроде бы все хорошо, получается казус.Например: несовершеннолетний сын супруги (пасынок) легко, через суд признается состоящим на иждивении военнослужащего и на основании этого включается командиром в число членов семьи… в дальнейшем происходят такие «загогулины»: военнослужащий увольняется, в период ожидания жилья(субсидии) пасынок достигает совершеннолетия и МО исключает его из членов семьи......
Насколько правомерно это исключение? И какой путь для борьбы с этим?
Усыновлять сына своей супруги и в этом случае он автоматически переходит в число иждивенцев в случае очной учебы до 23-х лет.
Либо через суд превентивно признавать его членом семьи, до его совершеннолетия? В этом случае сложновато РУЖО перешагнуть через решение суда.