Сразу скажу, что постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении было незаконным не только по процедуре его вынесения, но и ввиду полной необоснованности — инспектор Росреестра пытался доказать самовольное занятие земельного участка зданиями доверителя, не имея никакого представления о расположении этого самого участка и координатах его поворотных точек, определив взаимное расположение зданий и земельного участка при помощи… нет не рулетки, научный прогресс ведь как никак - дальномера.
Подобное пытались сотворить уже во второй раз — в 2014-м году был штраф в 10000 рублей, с которым доверитель спорить не стал, в вот в 2015-м для малого бизнеса (как и для всех жителей нашей страны) наступило долгожданное послабление в виде внесения изменений в ст. 7.1 КОАП РФ РФ и теперь со стороны Росреестра была попытка выписать штраф всего-то 150000 рублей.
Доверитель, с которым мы только месяц назад отбились от атаки с другого фланга и выиграли спор о сносе построек, вновь попросил о помощи. Судебный процесс с комплексной строительной и землеустроительной экспертизой выпил из него все силы и финансы, поэтому мы договорились, что помощь будет для него безвозмездной, при этом участвовать в судебных заседаниях при оспаривании готовящегося чиновниками постановления мы не будем.
Понимая, что грубые процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности лишними не будут, я решил «помочь» должностному лицу в их совершении следующим образом.
Шаг первый. Юридическое лицо выписывает на представителя доверенность, в которой отражены только общие его полномочия без указания на конкретное дело, с правом представлять интересы в том числе и в Росреестре. Предупреждаем доверителя об обязательном неполучении им телефонограмм, телеграмм и тому подобных извещений от должностного лица, рассматривающего дело.
Шаг второй. Обязательно без директора общества приходим в назначенное время в кабинет чиновника с «общей» доверенностью и приносим ходатайство о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении под любым адекватным предлогом — необходимо время предоставить дополнительные доказательства в этом случае.
Шаг третий. Убедив должностное лицо в необходимости перенести рассмотрение дела на другой день (желательно на завтра-послезавтра, чтобы почтой на юридический адрес что-либо направлять не имело смысла), уведомляемся как уполномоченный представитель юридического лица о месте и времени рассмотрения дела.
Шаг четвертый. Снова в гордом одиночестве приходим в назначенные время и место, приносим дополнительные доказательства (или не приносим — это уже вообще неважно), всеми законными способами отстаиваем интересы доверителя, традиционно возражаем против привлечения к административной ответственности. Смотрим в пустые глазки, слушаем всякую чушь, закономерно получаем протокол и постановление о назначении административного наказания(если постановление собираются выносить в другой день — повторяем Шаг третий, а в тот самый другой день — повторяем Шаг четвёртый), расписываемся в получении и стремительно уходим.
Шаг пятый. Пишем жалобу, в которой в качестве одного из оснований к отмене обжалуемого постановления указываем факт неуведомления законного представителя юридического лица, привлечённого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Обязательно ссылаемся при этом на п. 24 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10.
В описываемом случае схема сработала — суд первой инстанции постановление отменил, апелляционная и кассационная жалобы Росреестра остались без удовлетворения.
Понятно, что освобождение «барыги и спекулянта» от уплаты государству штрафа в пару сотен тысяч рублей или других предусмотренных законом кар за существование на свете белом, да к тому же ещё в тяжёлые кризисные годы, вызывает у должностного лица взрыв добра и припадки любви к защитнику, столь дерзко «повращавшему его на букве закона» и заказные письма с уведомлениями о месте и времени рассмотрения дела на юридические адреса привлекаемых к ответственности лиц с тех пор будут идти от него непрерывным потоком.
Поэтому я считаю, что изложенный приём является оружием последней надежды и применять его следует только в крайнем случае и в отношении каждого чиновника только один раз (хотя в отношении особо талантливых может быть получится и пару-тройку).
Надеюсь, что описанная схема действий поможет кому-нибудь из коллег в будущих судебных победах.