Всё началось с того, что доверитель принёс полученное пару часов назад исковое заявление от банка об обращении взыскания на автомобиль как на предмет залога. При этом никаких кредитных договоров с банком он не заключал, а автомобиль покупался совершенно новым у официального дилера, оригинал ПТСа, в котором доверитель значился первым после автосалона владельцем, был на руках.
Первые несколько минут изучения предъявленного банком к доверителю иска и приложенных к нему документов прошли для меня в лёгком недоумении. Благо, что доверитель был моим старым знакомым, поэтому покупая автомобиль в далёком (или ещё не совсем далёком) 2015 году он не только проверил его по всем доступным базам данных, но и сделал соответствующие распечатки, которые хранил в одной папке с документами на машину.
И теперь я оказался в ситуации, когда слева от меня лежала пусть и потёртая, но всё-таки читаемая двухгодовалая распечатка скриншота с сайта Федеральной нотариальной палаты, согласно которой летом 2015-го автомобиль предметом залога не был, а справа — копия уведомления о возникновении залога в отношении автомобиля (и ещё примерно 80 других машин) аж с 31.01.2015 г.
Так как залог возник за несколько месяцев до продажи, а вин-код автомобиля в точности совпадал с вин-кодом, указанным в уведомлении, то вариант с запоздалым внесением данных о залоге в реестр или возможная ошибка в буквах и цифрах, допущенная при внесении в реестр исключались.
Однако вскоре ситуация весьма быстро стала проясняться — все автомобили, указанные в приложенной банком к иску копии уведомления о возникновении залога были указаны не как «транспортное средство», а как «иное имущество». Именно поэтому мой доверитель и не смог увидеть проблему, закономерно проверяя автомобиль по разделу «транспортное средство» и, будучи психически здоровым, не проверяя автомобиль по двум оставшимся разделам реестра уведомлений о залоге движимого имущества: «облигации» и «иное движимое имущество».
Была ли столь нелепая ошибка при внесении данных в реестр допущена по чьей-то глупости или по злому умыслу, остаётся загадкой. Однако моей задачей было не выяснять ответ на вопрос «Кто во всём этом виноват?», а найти ответ на второй извечный российский вопрос, и добиваться отказа в удовлетворении исковых требований.
Делать было решено следующее:
- получить по ставшему известным регистрационному номеру уведомления о возникновении залога от ближайшего нотариуса краткую выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, проверив достоверность и актуальность предоставленного банком уведомления;
- сделать свежую распечатку информации о предмете залога из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, проверив, что ничего с 2015 г. касательно спорного автомобиля в реестре не изменилось;
- подготовить и подать встречное исковое заявление о признании добросовестным приобретателем и прекращении права залога банка в отношении спорного автомобиля, не забыв приложить к нему копию ПТСа и указанных выше выписки и распечатки, и далее действовать «по фактической погоде».
Сам судебный процесс протекал весьма спокойно и, несмотря на то, что ранее в суде, рассматривавшем дело, решений об отмене залога не выносилось, было положено начало доброй традиции — исковые требования банка были оставлены без удовлетворения, встречный иск удовлетворён в полном объёме.
И самое забавное — даже спустя два месяца после вступления решения в силу банк так и не удосужился убрать из реестра сведения об автомобиле, залог в отношении которого прекращён. Видимо в этом придётся ему немножко помочь.
Мораль сей басни такова: «Перед покупкой любой, в том числе и новой машины, как бы не одолевала лень, проверяйте её в реестре уведомлений о залоге движимого имущества не только как „транспортное средство“, но и как „иное движимое имущество“, а соответствующие распечатки на всякий случай храните вместе с ПТСом.