Итак, мне довелось поучаствовать в этом процессе со стороны потребителя, который выступал в качестве ответчика по иску, предъявленному ей турагентом. Я думаю, что данная публикация будет особенно актуальной в летний период и обезопасит ни одного туриста от неприятной ситуации.
Моя доверительница заключила договор с турагентом на оказание услуг, предметом которого явилось бронирование, оплата, получение и передача клиенту выездных документов (ваучера, авиабилетов, страховки) для осуществления туристической поездки от туроператора. Туристом в момент заключения договора была оплачена вся стоимость туристической путевки, т.е. свои обязательства по договору моя клиентка выполнила в полном объеме.
Туристский продукт (туристическая путевка и авиабилеты) приобретался в единственном числе и на четверых (супруги и двое детей, одна девочка является несовершеннолетней), но турагент не видела ничего страшного в незапланированном раздельном отдыхе супругов и общих детей, который мог произойти благодаря недостатку оказанной услуги и заявила в суде о том, что супруг со старшей дочерью могли вдвоем улететь отдыхать, т.к. пограничная служба не запрещала им выезд за границу.
Но суд не согласился и с этими доводами, и указал, что турагент предоставил туристам не полностью сформированный продукт, а потому, они были вправе принять решение о совместном отдыхе, что соответствовало и цели поездки.
После оформления всех документов, в том числе авиабилетов на всех членов семьи, турагентом они были переданы моей клиентке. И вот, семья в радостном предвкушении отдыха за границей, ждет дня вылета.....
Прибыв в назначенный день в аэропорт, при прохождении паспортного контроля моя клиентка узнает, что ее паспорт является недействительным, т.к. в нем отсутствует печать ФМС на фотографии несовершеннолетней дочери, в связи с чем, ей вместе с младшей дочерью выезд за границу был запрещен.
Сказать, что новость не из приятных, значит ничего не сказать! Отягощалась эта новость еще и тем, что все это событие происходило в ночное время. Мой клиент позвонила турагенту, сообщила ей о причине запрета выезда за границу, а также потребовала от нее устранить недостаток оказанной услуги.
Турагент предложила клиенту решить проблему с заграничным паспортом, а она тогда, в свою очередь решит вопрос с новыми авиабилетами. Не буду рассказывать, что прочувствовали моя клиентка и члены ее семьи за ту ночь и день, в течение которых решался вопрос о том, полетят ли они отдыхать или нет.
Сотрудники ФМС с пониманием подошли к сложившейся ситуации, признали свою ошибку и в тот же день выдали моей клиентке новый заграничный паспорт уже с печатью на фотографии ребенка, о чем и было незамедлительно сообщено турагенту.
Турагент приобрела новые авиабилеты на всю семью (т.е. тем самым признала недостаток оказанной ей услуги), правда вылет самолета происходил уже не с Нижнего Новгорода, а с Москвы, а потому пришлось добираться моей клиентке с членами ее семьи еще и до Москвы на железнодорожном транспорте (билеты также приобрела турагент). С Москвы и обратно с отдыха туристы улетели без каких-либо трудностей, но на этом история, связанная с этим путешествием не закончилась.
Примерно через месяц после возвращения с отдыха, моей клиентке позвонила турагент и предложила компенсировать ей потраченные денежные средства на новые авиабилеты и ж/д билеты, и предупредила о том, что в случае отказа она обратится в суд с исковым заявлением, в котором попросит взыскать с нее неосновательное обогащение.
По мнению турагента, считавшей, что она надлежащим образом оказала туристу туристическую услугу, поскольку она не обязана проверять действителен ли заграничный паспорт, неосновательное обогащение моей клиентки выразилось в размере денежной суммы, потраченной турагентом на новые авиабилеты и ж/д билеты с Нижнего Новгорода до Москвы.
Общая сумма исковых требований составила 110 124 (сто десять тысяч сто двадцать четыре) руб. 30 коп. После этого, в адрес моей доверительницы поступила претензия от турагента, не получив ответа на которую, турагент обратилась в суд.
Позиция турагента (истца) строилась на том, что она не несет ответственности за действия должностных лиц УФМС, которые выдали моей клиентке недействительный заграничный паспорт, а также ссылалась на пункт договора, в котором было указано, что турагент не несет ответственности перед клиентом за убытки, причиненные в связи с отказом в разрешении на выезд таможенными, пограничными и иными службами.
Наша позиция, сводилась во-первых, к здравому смыслу. Моя клиентка, как потребитель обратилась к турагенту для получения качественной услуги в виде приобретения туристического продукта, который собственно и реализовывала турагент.
Если следовать логике турагента, то потенциальным туристам, которые хотят гарантированно получить качественную услугу, нет смысла обращаться к турагенту, а лучше самостоятельно забронировать отель на определенный период времени и приобрести билеты. Турагент же не за что не отвечает!!!!
Но тут же возникает другой довод, если турагент, оказывающий соответствующие услуги на профессиональной основе не был в курсе о том, что на фотографии несовершеннолетнего ребенка в заграничном паспорте должна располагаться печать ФМС (об этом турагент пояснила в суде), то откуда это должна была знать моя клиентка, которая данным паспортом пользовалась в рассматриваемом случае впервые?!
Во-вторых, моя клиентка в суде пояснила, что до нее турагентом, вопреки требованиям пункта 7, абз. 2 и 14 пункта 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 г. № 452, не были доведены сведения о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия). Данный факт турагентом не оспаривался.
Между тем, допущенное турагентом нарушение Правил, выразившееся в том, что она не довела таможенных и пограничных правил до моей клиентки, нарушило право последней на своевременную, необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, тем самым не обеспечив возможность его правильного выбора. Что в принципе, уже само по себе является недостатком оказанной услуги.
Суд отказал турагенту во взыскании денежных средств и признал, что услуга по реализации туристского продукта, при изложенных выше обстоятельствах, была оказана моей клиентке ненадлежащим образом, а потому у нее было правовое основание для предъявления турагенту требования о безвозмездном устранении выявленного недостатка, предусмотренное статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Апелляционная инстанция полностью согласилась с выводами суда первой инстанции (даже еще больше мотивировала свое решение) и оставила судебный акт первой инстанции без изменения.