История эта началась в мае 2017 г., с покупки мною в салоне сотовой связи мобильного телефона, стоимостью 9 990 руб.
По истечении 11 месяцев использования мобильного телефона (гарантийный срок установлен в 12 месяцев) в нем обнаружились недостатки: неисправность модуля сканера отпечатка пальца, неисправность функции «возврат» и дефект изображения «желтое пятно на экране».
Претензионный порядок:
В апреле 2018 г. я обратился в магазин с досудебной претензией о расторжении договора купли-продажи мобильного телефона.
Сотрудник магазина получил претензию, но отказался принять телефон для проверки качества.
Поскольку ответа на претензию и заявлений о предоставлении мобильного телефона для проверки качества (в течение 10 дней с момента предъявления претензии) я не получил, то с целью фиксации и определения причин возникновения дефектов, имеющихся в мобильном телефоне, обратился в экспертное учреждение.
Согласно экспертному исследованию в мобильном телефоне обнаружены недостатки: неисправность модуля сканера отпечатка пальца, не работает функция «возврат» и дефект изображения «желтое пятно на экране», которые носят производственный характер. Общая стоимость устранения выявленных недостатков составляет 7 300 руб.
После подробного изучения судебной практики по защите прав потребителей, было принято решение обратиться в магазин с повторной претензией, содержащей требование – принять мобильный телефон для проверки качества.
P.S. Суды отказывают в удовлетворении исковых требований, если установят, что ответчику не было предоставлено мобильное устройство для проверки качества, расценивая это, как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Согласно заключению Авторизованного сервисного центра заявленные дефекты подтвердились, при этом нарушений правил эксплуатации не выявлено.
Однако, несмотря на это, магазин отказался расторгнуть договор купли-продажи и возвратить денежные средства, ссылаясь на то, что «дефекты не являются существенными, стоимость восстановительного ремонта соразмерна стоимости устройства».
Судебное разбирательство:
Профессия обязывала восстановить справедливость в судебном порядке.
Поскольку мобильный телефон относится к технически сложному товару, то согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в случае обнаружение существенного недостатка товара.
В силу п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В нашем случае товар имел существенный недостаток, поскольку для устранения выявленных дефектов требовалось произвести восстановительный ремонт при несоразмерных расходах (74 % от стоимости сотового телефона).
Суд удовлетворил исковые требования, снизив только размер компенсации морального вреда.
Исполнительное производство:
На момент публикации статьи, решение суда исполнено в полном объеме.
В итоге, ответчиком выплачена сумма, превышающая стоимость купленного мобильного телефона, почти в 3 раза.
Debes ergo potes — «должен, значит можешь»
С уважением, Сергеев Е.А.
моб. тел.: 8 987 362 31 21
e-mail: arbitr-s@rambler.ru
Офис: г. Саратов, ул. Мичурина, д. 123