Ответственность дисциплинарная.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за совершение дисциплинарного проступка, которым является виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовым договором конкретных трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя (из судебного решения 17.06.2019).
Так уж случилось, что Охинский городской суд практически одновременно рассматривал два дела, возбужденные в связи с невыплатой заработной платы работнику в установленные сроки.
Одно дело было возбуждено по исковому заявлению о признании незаконными приказов председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике (КУМИ) о применении дисциплинарного взыскания.
Второе дело было возбуждено по жалобе, поданной на постановление госинспектора труда о привлечении руководителя МУП к административной ответственности.
Суть дела.
В сентябре 2018 года работник МУП подал руководителю предприятия несколько заявлений: о предоставлении отпуска, об оплате проезда в одну сторону к месту проведения отпуска, а затем и об оплате проезда обратно.
Работнику были выплачены аванс за сентябрь, отпускные, перечислена компенсация расходов по проезду к месту отдыха и обратно.
Была начислена, но не выплачена оставшаяся часть заработной платы.
Причину неперечисления денежных средств работнику так никто и не установил, на предприятии сменились несколько главных бухгалтеров.
В этот же период времени на предприятии проходила аудиторская проверка, кроме того на предприятии обновляли программу 1С.
В декабре 2018 года председатель КУМИ досрочно прекратил трудовой договор с руководителем предприятия и назначил нового руководителя.
В январе 2019 года работник обратился к новому руководителю с заявлением о предоставлении документов о начисленных и перечисленных суммах и обнаружил, что оставшаяся часть зарплаты за сентябрь 2018 года ему была начислена, но не перечислена.
В феврале 2019 года суд восстановил незаконно уволенного в декабре 2018 года руководителя предприятия.
В этом же феврале 2019 года работник подал два заявление о не перечислении ему заработной платы за сентябрь 2018 года.
Одно заявление было подано в прокуратуру, второе в КУМИ.
К восстановленному руководителю предприятия работник обращаться не стал. Но это уже моральная сторона дела.
КУМИ издал приказ о применении дисциплинарного взыскания за нарушение трудовых обязанностей, «выразившихся в ненадлежащем обеспечении выплаты заработной платы, надбавок, пособий, иных выплат в денежной форме работникам предприятия».
Суд, удовлетворяя требования истца о признании приказа незаконным, указал, что: «Проступок не может характеризоваться, как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке».
Суд также указал, что текст приказа не содержит описания событий, которые бы расценивались работодателем, как дисциплинарный проступок.
И в развитие своей мысли суд пришел к выводу о том, что указание в приказе от 25.03.2019 No 35-П общей фразы о применении к Чураковой А.В. дисциплинарного взыскания за неисполнение истцом своих трудовых обязанностей по надлежащему обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам без конкретизации того, какие именно неправомерные действия и(или) бездействие совершила истец (что она не должна была делать, но сделала и (или) что она должна и могла была сделать, но не сделала), лишает лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, возможности возражать против доводов работодателя, а суд – возможности оценить обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Из представленных работодателем (КУМИ) суду документов следовало, что при проведении служебного расследования работодателем не были установлены полностью, объективно и всесторонне: факт совершения руководителем МУП дисциплинарного проступка, его вина, наличие противоправности в поведении руководителя, причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.
В судебном заседании, вопреки доводам ответчика (КУМИ) было установлено, что руководитель МУП во исполнение своих должностных обязанностей принимал все меры для своевременной выплаты зарплаты.
На предприятии имеется штатное расписание, предусматривающее должность главного бухгалтера.
На главного бухгалтера возложены обязанности контроль за фондом оплаты труда, своевременное оформление и передача в кредитное учреждение платежных документов, и другие обязанности, которые не входят в круг должностных обязанностей руководителя.
В итоге суд сделал вывод об отсутствии вины в действиях руководителя и признал приказ председателя КУМИ незаконным.
Ответственность административная.
21.06.2019 Охинский городской суд рассмотрел жалобу защитника на постановление госинспектора труда о привлечении к административной ответственности руководителя предприятия за невыплату заработной платы работнику в установленный срок.
Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение работника в прокуратуру.
Причем, обнаружив, что часть заработной платы не была перечислена на банковскую карту (на карту были переведены аванс, отпускные и денежные средства на оплату проезда в отпуск), работник к руководителю предприятия не обращался.
Получив заявление работника, прокуратура возбудила дело об административном правонарушении и направила материалы для рассмотрения гоосинспектору труда, который в свою очередь, не проводя проверки, привлек руководителя к административной ответственности.
Защита, обращаясь в суд с жалобой на постановление госинспектора труда, акцентировала внимание на требовании закона устанавливать обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Кроме того, как это вытекает из требований закона, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Инспектор труда в суде заявил, что он не выяснял обстоятельства.
По мнению инспектора, поскольку заработная плата была выдана с нарушением установленных сроков, то обстоятельства несвоевременной выдачи заработной платы, не имеют существенного значения для установления вины руководителя. Однако суд с такими выводами не согласился.
Проанализировав обстоятельства и нормы закона, суд пришел к выводу о том, что часть 6 ст. 5.27 КОАП РФ, действующая во взаимосвязи с иными нормами Кодекса (они были приведены в решении суда), не допускает привлечение к административной ответственности без установления вины лица в совершении административного правонарушения.
В итоге суд, приняв во внимание доводы защиты, отменил постановление инспектора и направил материалы на новое рассмотрение.
Ответчик обжаловал решение суда в апелляционную инстанцию.