Развод – явление печальное, а в разрезе раздела имущества, зачастую, еще и некрасивое…
Это дело, к сожалению, не стало исключением в своей некрасивости… И могу сказать однозначно, что, если бы не подружки-коллеги моей доверительницы, всё могло закончиться не так хорошо...
Позвонила мне женщина. В ее голосе чувствовалась полная безнадёжность: Вы занимаетесь разделом имущества?
Получив утвердительный ответ она с сомнением поинтересовалась, уверена ли я в том, что можно что-то поделить, ведь пару дней назад она была на консультации у юриста, где ей объявили, что, т.к. «имущество, хоть и купленное в браке, записано на мужа, ей ничего не светит». Первая мысль моя «А что, так можно было??».
В общем, договорились мы о встрече.
Встретила меня приятная молодая женщина, которая поведала следующее…
Замуж вышла она по любви 5 лет назад. Будущему мужу в наследство досталась квартира, требующая ремонта и оплаты долгов, поэтому моя доверительница, будучи уверенной, что жить они будут долго и счастливо, радостно (еще до регистрации брака) окунулась в приятные хлопоты по обустройству семейного гнездышка, вкладываясь в ремонт и выплату долгов. Надо сказать, что супруг не имел официального места работы, в то время как она была трудоустроена официально с весьма неплохой заработной платой.
Так же во время брака был куплен автомобиль, который и стал камнем преткновения. Ну и, понятно, бытовая техника.
В общей сложности всё это выливалось в весьма неплохую сумму.
На момент нашей первой встречи брак еще не был расторгнут, а моя доверительница уже почти 2 месяца проживала на съемной квартире, т.е. фактически брачные отношения были прекращены в конце ноября 2018 года.
Первое, что мы сделали, посчитали имущество, теоретически подлежащее разделу. Что мы имели…
- Ремонт в квартире (натяжные потолки на 50 тыс. руб., балконный модуль на сумму 80 тыс. руб.);
- Холодильник, телевизор;
- Автомобиль.
Но! Все документы были, естественно, у ответчика. В квартиру ее не пускали! Чудом только оказалась ксерокопия СОРа.
На всякий случай я поинтересовалась, нет ли у нее чего-то, что так же подлежит разделу, рассказав про предметы роскоши в виде золота итд. Нет, ответила, печальная дама. Точно?? Да!
Вообще, моя доверительница до последнего надеялась все решить мирно. Но, увы, «наш» муж был непреклонен: «Ничего ты не получишь… Обойдёшься!».
Итак, я приступила к иску и поиску доказательств. И тут началось самое интересное. Кроме ксерокопии СОРа с датой покупки авто, которая доказывала, что оно было куплено в период брака, у нас не было ни-че-го! Ничего, что доказывало бы факт покупки бытовой техники, производства ремонта…
— Может у Вас есть фото интерьера до и после?
— Нет…
— Фото телевизора? Холодильника? Может Вы на их фоне…
— Нет, мы не фотографировались…
— Может подруги на праздники фотографировались..
— Нет..
— Может подруги заходили к вам в гости до и после покупки, ремонта?
— Нет, никто не заходил…
— Родственники?
— Они на его стороне, поэтому ничего не скажут…
— Соседи, которые видели, что производится ремонт?
— Нет, они ничего не скажут…
— В магазине чеки спросить?
— Нет, это было 2 года назад, спрашивали…
— Дисконтная карта есть? Доставку заказывали?
— Нет…
— Расплачивались картой? *в последней надежде*
— Нет, наличкой…
Началась работа по поиску доказательств.
Для начала я нашла по номеру телефона человека, который устанавливал натяжные потолки. На моё счастье он оказался индивидуальным предпринимателем, причём, вполне порядочным, поэтому без вопросов согласился предоставить отчётные документы по судебному запросу.
С балконным модулем оказалось сложнее… Компания, которая его устанавливала оказалась совсем незнакомой с делопроизводством, поэтому даже по запросу суда они прислали белиберду.
Бытовой техникой моя доверительница заморачиваться не стала, но автомобиль твердо решила «поделить».
Чтобы уточнить данные по авто, я связалась со своим знакомым, который мог помочь с этим, и с удивлением узнала, что авто продано 20 декабря 2018 года… т.е. через 3 недели после прекращения брачных отношений, но до расторжения брака (оно случилось 2 марта 2019 года). Новым хозяином семейного автомобиля стал друг уже бывшего мужа моей доверительницы.
Итак, нам надо было доказать:
- Момент прекращения брачных отношений, чтобы проданный автомобиль не посчитали проданным, по взаимному согласию, а деньги — потраченными на нужды семьи, которой на момент продажи уже не было;
- Деньги, потраченные на ремонт квартиры, – совместными (тут я сразу оговорюсь, что до этого в суде не дошло).
С моментом прекращения брачных отношений и ведения совместного хозяйства у нас вышла заминка, т.к. договора аренды не было, свидетелей (на тот момент) тоже. Я долго «пытала» Катю «Ну может соседи видели Вас?», «Подруги приходили?», «Кто-то вещи помогал перевозить?». Наконец-то я услышала заветное «Да!». Оказалось, есть подружки-коллеги, которым она говорила, что сменила место жительства! Более того, одна из коллег в начале декабря забирала Катины цветы из ее прежнего дома и перевозила их в новый дом! К тому же дамы оказались ну очень осведомлены о многих аспектах личной жизни моей доверительницы и разговорчивы, чем я с удовольствием и воспользовалась!
В общем, иск ушёл в судебную канцелярию. Первое судебное заседание было назначено на 3 июня 2019 года, на котором нам предоставили возражения, основанные, как я и предполагала, на том, что продажа авто была осуществлена в период брака, с согласия супруги, а деньги были потрачены частью на «новогодние подарки» (?), частью были потрачены моей доверительницей «непонятноначто». Но главное! Нам выкатили встречный иск. Угадайте, с какими требованиями? :) Подсказываю… Помните мой вопрос доверительнице, не ли у нее чего-либо, подлежащее разделу, намекнув на предметы роскоши? Вуаля! Бывший супруг подсчитал все золотые украшения, купленные в период брака! Получилось как раз на требуемую нами сумму возмещения ремонта квартиры… :) В общем, если кратко, мы договорились: мы отказываемся от части иска в виде ремонта, ответчик отказывается от «золота». Так сказать, взаимозачётом: один с балконом и потолками, вторая с золотыми украшениями.
«Может, вы и от авто откажетесь?», — вкрадчиво спросила адвокат ответчика.
«Чего это?», — так же мило ответила я.
«Тогда повоюем!», — попрощалась со мной коллега.
Следующее заседание было назначено на 20 июня 2019 года.
Вся доказуха о времени прекращения брачных отношений у нас держалась на свидетелях… Я решила, что этого мало, и начала искать хоть что-то. Заставила Катерину перерыть все вещи, бумажки, фото в соцсетях итд. И, о, чудо! Она нашла договор с Ростелекомом о подключении в квартире Интернета, датированного началом декабря 2018 года! Так же я связалась с хозяином квартиры, в надежде уговорить его, дать показания в суде (договор он не заключал даже фиктивный из страха быть «наказанным» налоговой), но он оказался на отдыхе за границей… Тогда я попросила его просто ответить на мое письмо о времени сдачи квартиры, сроках и арендаторе, что он и сделал, а я, на всякий случай, сделала скрин и распечатала его.
Итак, судебное заседание. На нем я узнала, что моя доверительница «коварная женщина, изменившая мужу в январе 2019 года (напоминаю, на съемную квартиру она съехала 30 ноября 2018 года!), после чего оскорбленный муж подал на развод!». Ну и, понятное дело, авто продано в период брака, съемная квартира «для любовных утех», супруг продал авто с согласия моей доверительницы «докажите обратное» и вообще откуда у санитарки деньги, которые можно было бы совместно тратить.
Во многих моментах поставили точку наши свидетельницы, которые рассказали и о взаимоотношениях в семье доверительницы, и о переезде, и о разрыве отношений, в т.ч. и сроках, и о финансах. Кстати, в этот момент я прям похвалила себя за привычку собирать к процессу всё, что можно, а потом уже разбираться, понадобится или нет, т.к. справка о доходах Катерины таки укрепила нашу позицию. Но тут судья объявил, что времени уже нет на нас, поэтому заслушивание свидетеля ответчика и исследование доказательств переносится на следующее заседание, а именно на 10 июля 2019 года.
И тут меня ждал весьма неприятный сюрприз!
Выйдя из зала, ко мне подошла одна из наших свидетельниц и спросила «А Вы в курсе про расписку?». Я аж присела от неожиданности… Какую расписку???
«Андрей (свидетель ответчика и по совместительству его же друг и новый хозяин авто) только что сказал, что делить нечего, ибо у него на руках расписка, по которой он в сентябре дал деньги в долг Саше (ответчику) и машину забрал в счёт долга!». Первая же мысль – какого я узнаю об этом только сейчас? Почему адвокат нам не сказала хотя бы на этапе встречного иска? Почему об этом долге не знает моя доверительница? Я тут же звоню Катерине «Что? Где? Когда? Откуда???», на что один ответ – без понятия, не было, не знаю, не видела!
И вот тут хочу от всей души поблагодарить Праворубцев за поддержку, за профессиональные советы, за дружелюбие! Потому что именно к вам я обратилась с вопросами «Да как так-то??? Что делать???». СПАСИБО!
Продолжаю…
Естественно, первая же мысль – экспертиза давности документа! Но… Дорого… Доверительница подумала и отказалась… Пришлось работать с тем, что есть… А именно со свидетелем ответчика, по совместительству кредитором.
Итак, 10 июля 2019 года. Решающе судебное заседание. Вызывают свидетеля-кредитора.
Да, долг есть. Да, написал расписку. Да, не смог отдать вовремя и передал автомобиль в счёт долга.
У представителя истца есть вопросы? Конечно, есть, чёрт возьми!
— Свидетель, а Вы кому в долг давали деньги? Семье?
— Да.
— Т.е. по обязательству должны были отвечать и муж, и жена?
— Да.
— Вы предъявляли требование о возврате ответчику?
— Да, и он не смог вернуть, поэтому отдал автомобиль.
— А его супруге, т.е. истице, предъявляли требования о возврате долга?
— Нет.
— Почему?
— ……
— А Катерина (кстати, знакомы они с детства!) вообще знала о долге?
— Конечно! Должна была знать?
— Откуда Вы знаете? Она Вам сказала? Рядом стояла при передаче денег? Присутствовала при даче расписки? Вы ж ей не предъявляли требований о возврате, в расписке (к слову, составлена она была «не по форме», но это уже не пригодилось:)) она не фигурирует…
— Ну у них были такие отношения..
— Так знала или нет?
— Должна была знать… Ведь у супругов нет секретов!
И так раз пять или шесть с разных сторон… Разными словами… Тут не выдерживает судья:
— Свидетель! Вас спрашивают, да или нет! Отвечайте!
— Ну они ж должны друг другу рассказывать…
— Да или нет??
— Не знаю!
Взгляд свидетеля на меня заставил меня побеспокоиться за сохранность колес моего стоящего рядом со зданием суда автомобиля… :)
Потом исследование доказательств, прения…
Итог… Машину, вернее, ее стоимость, таки поделили!
Спасибо, что осилили много букв!