Процессуальные события, которые в настоящее время развиваются по одному гражданскому делу с моим участием, натолкнули меня на мысли порассуждать вот о чем.
Я, как и многие из нас, вырос и воспитывался в стране, которой сейчас уже нет. Это был Советский Союз. Как и любое другое государство, Советский Союз имел свою структуру государственной власти, политическую партию (единственную, но тем не менее!), свою идеологию и политические принципы. Не стану утверждать, что советская власть была идеальной. Это не так! Лично я не верю в то, что кто-то стремится к власти ради того, чтобы трудиться во благо народа и так далее. Нет таких исторических примеров, а если и есть, то это, скорее, исключение, чем правило. При любом раскладе у власть имущих во главе угла будут находиться, в первую очередь, интересы личные.
Злоупотребляли властью всегда. Но в сравнении с современной Россией власть в Советском Союзе очень трепетно относилась к тому, чтобы при любых обстоятельствах сохранить свое лицо. Помните КПСС, партбилет, крылатое выражение-угрозу: «Партбилет на стол положишь!»? Любой, кто стремился к власти, желал сделать карьеру руководителя или добиться каких-то результатов в политике точно знал с чего нужно начинать – с членства в КПСС. Эта красная книжечка была пропуском в любые двери. В то время, как статус «беспартийный» предоставлял лишь почетную возможность считаться гегемоном революции – пролетариатом.
Поэтому, получив заветный партбилет и добившись с его помощью каких-либо политических высот, чиновники более всего на свете боялись его потерять. Исключение из партии по любым компрометирующим обстоятельствам было процессом необратимым. На этом для должностного лица все заканчивалось. Дорога оставалась одна – в народное хозяйство! И даже тем, кому удавалось «искупить» вину и восстановиться в КПСС, вернуться к активной политической деятельности уже не позволяли. Таким образом советская номенклатура идеализировала себя в глазах народа, давая понять, что власть доступна всем, но добиться ее могут лишь достойные. А фильтром достойных от недостойных служила партия.
Теперь к делу, собственно, к гражданскому. Предысторию, коллеги, я думаю вы сможете выяснить из содержания приложенных материалов. Вкратце, история началась не вчера. Мой доверитель – пожилой человек, военный пенсионер, член КПСС в прошлом. При этом вызывает лично мое восхищение своей деловой активностью и волей к жизни несмотря на преклонный возраст и, как вы понимаете, уже далеко не богатырское здоровье.
Он владеет на праве собственности нежилой недвижимостью и земельным участком, на котором она расположена. Году, примерно, в 2015-м выяснилось, что красная линия регулирования застройки в нашем славном городе-герое Волгограде в месте, где расположено имущество моего доверителя, рисовали «на коленках» и она прошла по крыше здания, принадлежащего моему доверителю и возведенного в 1988 году, таким образом, что его часть оказалась за пределами земельного участка. Так же за пределами участка оказались два подземных пожарных резервуара, которые, в силу особенностей действовавшего в тот момент законодательства, не учитывались при предоставлении земельного участка.
Учитывая, что в Волгограде ко времени, когда обнаружились все указанные выше несоответствия, уже были утверждены Правила землепользования и застройки, иного пути, как внести изменения в градостроительные регламенты города, для их устранения не было. За счет моего доверителя был разработан и утвержден проект планировки территории в месте расположения недвижимого имущества, которым были откорректированы красные линии, оптимизировано использование этой территории. Были разработаны и утверждены городской Думой изменения в Правила землепользования и застройки с целью уточнения границ территориальных зон. Все это позволило образовать дополнительный земельный участок, который был необходим моему доверителю для приведения фактического землепользования в соответствие с законом. Участок нами был образован и СРЗУ направлена для согласования в ДМИ администрации Волгограда.
В итоге схема ДМИ администрации согласована не была, а мой доверитель получил иск о взыскании неосновательного обогащения за безосновательное использование с 2014 года земельного участка, который… принадлежит по сей день ему на праве собственности. Во всяком случае, коллеги, я содержание иска понял именно так. Причем к иску администрации была приложена выписка из ЕГРН о том, что это собственность моего доверителя. Департамент был на столько уверен в победе, что попросил суд рассмотреть дело без участия его представителя.
Я решил не согласиться с иском, написал возражения. Обоснованно полагая, что «живым», то есть без какого-либо взыскания меня, из этого процесса не выпустят, я подготовил доказательства того, что фактически для использования недвижимого имущества, которое расположилось за пределами нашего земельного участка, необходима площадь значительно меньшая, чем считает департамент и если уж и взыскать неосновательное обогащение, то в сумме, размер которой примерно в десять раз меньше заявленной. Попросту говоря, департаменту была предоставлена возможность скорректировать требования в соответствии с законом и, так сказать, вопрос закрыть. Само собой, было заявлено о пропуске срока исковой давности в части требований.
Судья меня услышала. Заседание было отложено, департамент обязали явкой в процесс. В судебном заседании, со слов представителя, мы выяснили, что оказывается, для расчета неосновательного обогащения юристы администрации использовали площадь несуществующего земельного участка, которую они взяли из нашей же СРЗУ, в согласовании которой отказали. Обосновывая законность своего требования, департамент настаивал на том, что, (вдумайтесь!) коль скоро мы запрашиваем для согласования дополнительный участок с такой площадью, как указано в СРЗУ, это и доказывает то, что именно такой участок мы безосновательно используем с 2014 года.
Голосу разума представитель департамента не внял, требования уточнить не пожелал и в итоге в иске было отказано. На мой взгляд, совершенно разумно и законно. Оценить содержание процессуальных документов, полагаю, коллеги, вы сможете сами. Но основная моя мысль не в этом. И даже не в том, какое эмоциональное напряжение пережил мой доверитель – пожилой коммунист, — который сделал все в соответствии с законом и в итоге получил плевок в лицо от власти, для которой за свой счет сделал ее работу.
Я не просто так начал этот разговор с того, как заботилась власть о своем лице в Советском Союзе. Сейчас тоже существует система государственной власти, правящая партия. Мало того, политическая система в стране сейчас многопартийная и у правящей партии хотя бы формально, но есть политические конкуренты. Казалось бы, еще больше поводов заботиться о сохранении лица, но…
В нашем деле, департаменту следовало бы сделать выводы дать законному решению суда вступить в силу. Вместо этого на днях мой доверитель получил апелляционную жалобу. Я не буду ее комментировать, оцените содержание сами. В ней нет предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося решения суда. На мой взгляд, чиновник, подписавший эту жалобу, если он порядочный человек, в моем понимании должен сам подать в отставку и тем самым сохранить свое лицо.
Только это, скорее всего, мои фантазии. К сожалению, таковыми и останутся!