Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 года №761 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», а именно введен дополнительный пункт 9.1.(1). «на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».
Казалось бы, все понятно, пересекать сплошную линию дорожной разметки 1.1 разделяющей транспортные потоки противоположных направлений было нельзя и раньше, но вот при рассмотрении дел о ДТП, в связи с изменениями ПДД РФ, формируется практика, которая может быть полезна для коллег и участников дорожного движения.
Следует отметить, что на формирование практики повлияло также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г., согласно которого водитель транспортного средства, движущийся в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей отсутствует обязанность уступить ему дорогу».
Приведу пример из своей практики рассмотрения дела в ситуации с нанесенной дорожной разметкой 1.1. «сплошная линия разметки».
Произошло дорожно – транспортное происшествие. Мой доверитель осуществлял движение по автодороге. При въезде на перекресток стал осуществлять поворот налево с главной дороги на второстепенную. В этот момент произошло столкновение с автомобилем, который обгонял его по встречной полосе движения. Приехавшие на место ДТП сотрудники ГИБДД сразу разобрались в ситуации и составили в отношении моего доверителя административный протокол и вынесли постановление за то, что перед началом маневра поворота налево он не включил указатель поворота. Сотрудники ГИБДД не изъявили желание опросить жену моего доверителя, которая в момент ДТП находилась в салоне его автомобиля, не учли имеющиеся противоречия в части включения указателя поворота и не обратили внимания на наличие перед перекрестком дорожной разметки 1.1.
Нами была подана жалоба вышестоящему должностному лицу с просьбой отменить постановление, привлечь второго водителя к административной ответственности, с указанием допущенных нарушений. В последующем по результатам рассмотрения жалобы постановление в отношении моего доверителя было отменено. Сотрудники ГИБДД в этой ситуации приняли решение затянуть срок рассмотрения дела об административном правонарушении, после чего вынести постановление в отношении обоих участников ДТП о прекращении дела в связи с истечением сроков давности.
Для нас это было только начало пути, так как мы были намерены доказать, что в данной ситуации, при наличии дорожной разметки 1.1 виновность в дорожно – транспортном происшествии второго водителя составляет 100 %. Далее пришлось действовать через страховую компанию, а именно обратиться за выплатой, получить 50% выплаты, так как виновность не установлена, далее претензия, обращение к финансовому уполномоченному и наконец исковое заявление в суд с требованием к страховой компании о страховом возмещении в полном объеме.
В суде предстояло доказать полную невиновность моего доверителя. Одной из задач было доказать наличие в момент ДТП дорожной разметки 1.1, так как в схеме ДТП она не была отражена. С этой задачей мы справились путем направления запроса в адрес организации обслуживающей данный участок дороги, с просьбой предоставить дислокацию дорожной разметки, а также предоставлением в суд фотографий с места ДТП. Одновременно предстояло донести до суда то, что водитель въехавший на участок дороги (встречную полосу движения), где нанесена дорожная разметка 1.1 полностью лишается преимущества в движении перед другими участниками движения и у последних отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Данная позиция была подробно изложена в исковом заявлении (прилагается к статье) и поддержана в суде. В итоге требования удовлетворены в полном объеме.
Настоящей публикацией хотелось обратить внимание специалистов на существующую практику при рассмотрении аналогичных дел, а также привлечь внимание участников дорожного движения на необходимость вернуться на полосу движения своего направления, в случае осуществления обгона перед перекрестком, где нанесена сплошная линия разметки. Думаю, это особенно актуально в преддверие летних отпусков и активных поездок.