Принимаю передачу от коллеги Шарапова О. А. и рассказываю очередную историю противостояния защиты нежеланию следователя продлевать срок следствия в установленном порядке.
Рассказываю все без утайки, не смотря на уже прозвучавшее в мой адрес обвинение в злоупотреблении правом. Потому что нет тут никакого злоупотребления, а есть не скажу, чтоб жесткая, но плотная игра в обороне в условиях состязательности (если кто забыл про такой принцип).
Так вот, после получения из суда дела взад следователь четко понимал, что в его распоряжении лишь месяц, и ни за каким продлением он не пойдет. С особым цинизмом он объявил нам, что если мы в месяц не уложимся (предстояло выполнение требований ст. 217 УПК РФ), то он нас ограничит (часть третья этой статьи).
С не менее особым цинизмом мы подумали, но не сказали, что в таком случае мы введем в дело нового защитника. С учетом 12-ти томов и оставшегося срока в полмесяца посмотрим, как он нас ограничит.
Оказалось — легко. Чертановский суд (какое название, такая и практика, совсем уж дикая), глазом не моргнув, нас ограничил. В судебном заседании я и подзащитный честно сказали, что мы уже с делом ознакомились, но вот другой защитник… Молодцы! — сказал суд, — а другому защитнику 3 дня на все про все...
Теперь важное в цифрах. Суд состоялся 28.12.2020 и постановил знакомиться с делом по 30.12.2020 включительно. Как стараются судьи пособить следователям в выполнении годового плана! Ведь срок следствия заканчивался 01.01.2021, что с учетом праздников отодвигало его аж до 11.01.2021. И в эти сроки мы могли бы с должным соблюдением права на защиту все успеть. Но нет...
30.12.2020 ближе к вечеру сторона защиты в полном составе явилась к следователю. Он предложил нам составить протокол выполнения требований ст. 217 УПК РФ. Мы сказали, что это никак не возможно. Ведь суд постановил нам знакомиться по 30.12.2020 включительно, и этот день еще не истек. И если мы-то (я и подзащитный) с делом уже ознакомлены и готовы подписать протокол, то вот вновь вступивший в дело коллега… Ему еще надо знакомиться. И законное время для него сегодня — до окончания дня. Поэтому сегодняшним числом протокол не будет законным в любом случае.
Действительно, — согласился следователь. Чтоб ему не было сильно грустно, мы (я и подзащитный) сказали, что сегодня можем написать в графике ознакомления, что полностью с делом ознакомлены и премного благодарны. Но протокол, нет, сегодня не возможен. Типа расписки, значит, готовы написать, что полностью в его власти.
На том и порешили. Я и подзащитный дооформили график ознакомления, договорились со следователем, что будем на телефоне и по первому же требованию явимся для составления протокола. И на том откланялись. А вновь вступивший в дело коллега остался со следователем вечерять.
На следующий день, 31.12.2020, следователь нам не позвонил. Поскольку прекратить ознакомление — его право, но не обязанность, мы решили, что он к нам смилостивился и разрешил продолжить ознакомление до окончания срока следствия, то есть, как я сказал, до 11.01.2021.
Но и после Нового Года следователь нам не позвонил. А потом обвиняемого пригласили к прокурору для вручения копии обвинительного заключения. Дело шло в суд.
Конечно, мне было интересно, «а чё, так можно было что ли?» Конечно, я ворвался в суд с жаждой засунуть нос в дело. И вот какая картина мне открылась.
30.12.2020 вечером следователь и оставшийся с ним защитник не долго друг друга мучили. А утром 31.12.2020 ровно в 9.00 следователь, придя на работу, в соответствии с ч. 3 ст. 217 УПК РФ на основании решения суда своим постановлением закончил ознакомление с делом. И тут же в гордом одиночестве написал протокол ознакомления, в котором указал, что мы отказались участвовать в его составлении.
Здрасти, приехали! Мы когда отказались? Вчера, и на законных основаниях, с чем он, вообще-то согласился. А на сегодня он нас разве звал? Разве сегодня мы отказывались?
Все это негодование вылилось в обращенное к суду ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору с приложением судебной практики, что так делать нельзя (почитайте, она богатая).
Если коротко… Не имел следователь права без приглашения стороны защиты составлять протокол выполнения требований ст. 217 УПК РФ. Тем самым нарушил нормы ее частей 4 и 5. Нарушение ч. 5 ст. 217 УПК РФ — это и вовсе согласно п. 5 ч.1 ст. 237 УПК РФ самостоятельное безусловное основание возвращения уголовного дела прокурору.
Судья долго с недоверием и непониманием слушала нас и листала материалы дела. Что, правда не вызывал? Даже по телефону? Не договаривались на завтра? Как же он мог? Опытный, вроде, следователь...
Опытный-то опытный, а вот второй раз получил дело обратно. Мосгорсуд коротенько с постановлением районного суда о возвращении уголовного дела прокурору согласился. Потому что здесь и обсуждать нечего.