В тексте приведены ссылки на нормы действующего законодательства РФ. Работа предназначена для юристов, правозащитников, гражданских активистов, участников публичных мероприятий и будет полезна широкому кругу читателей.
Вступление
С 9 июня 2012 года существенно ужесточена административная ответственность за нарушения норм Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Суммы штрафов увеличены в десятки раз. Появились абсолютно абсурдные с юридической точки зрения наказания за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, позволяющие полицейским неограниченно и необоснованно возбуждать административные дела не только в отношении оппозиционеров, но и туристов, отдыхающих, участников свадебных, религиозных и даже похоронных процессиях.
Санкции за нарушения законодательства о массовых мероприятиях лишены элементарной правовой определенности, что позволяет полицейским возбуждать административные дела фактически против любых граждан, одновременно совместно пребывающих и (или) передвигающихся.
Разве до ужесточения законодательства о публичных мероприятиях не хватало норм для поддержания общественного порядка? Безусловно, хватало.
Раньше, как и сейчас в условиях действия ППП (презумпции правоты полицая) полицейские чины могли элементарно расправиться с любым непонравившимся им оппозиционером.
Исходя из логики законодателя, существенное ужесточение законодательства о публичных мероприятиях направлено с одной стороны на материальное разорение гражданских активистов. С другой стороны на пополнение бюджета для поддержания карательного полицейско-судейского аппарата.
Пока еще действующее законодательство дает возможность в рамках закона противостоять необоснованному административному преследованию.
Если судья не лишил возможности доказать свою невиновность и обвинительное постановление об административном наказании вступило в законную силу, у гражданина
остается возможность отбиться от административного преследования в рамках исполнительного производства.
В виду идентичности диспозиции статьи 20.25 и ряда процедурных норм КоАП РФ изложенный алгоритм защиты от административного штрафа может использоваться для защиты от обязательных работ.
Данная работа призвана находиться в кармане у каждого участника публичных мероприятий, заботящегося о своих правах и своей безопасности.
Публикацию не обязательно учить как учебник и можно в зависимости от ситуации использовать в качестве справочного пособия. По мере обобщения практики применения ужесточенных административных санкций, с учетом предложений и замечаний публикация будет переиздаваться.
Правовые последствия неуплаты административного штрафа
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
Со дня вступления постановления в законную силу у лица, привлеченного к административной ответственности, возникает обязанность по уплате административного штрафа.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ч. 5 ст. 32.2. КоАП РФ).
Вернемся к моменту составления протокола об административном правонарушении.
При составлении протокола важно не указывать место работы и мобильный телефон. Наличие этих реквизитов в будущем облегчит задачу приставам по взысканию штрафов.
Лицо, в отношении которого составляется протокол может указать даже несуществующий адрес, ибо вранье является одним из способов самозащиты гражданских прав.
Привлечение за неуплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ возможно только в срок 90 дней.
Течение 90 дневного срока начинается на 41-й день после получения (вручения) копии постановления, и длиться до 130-го дня.
Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 КоАП РФ по делам, подлежащим рассмотрению судьями, является исключительной компетенцией судебных приставов-исполнителей (п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).
Следовательно, должностные лица ОВД и прочих силовых структур не вправе составлять протоколы по делам о неуплате штрафов, которые в судебном порядке наложили судьи.
В силу п. 1 ст. 31.1. КоАП РФ: «Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано».
Исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определённая обязанность не была выполнена к определённому правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 31 дня после вступления постановления в силу).
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ: «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления».
Таким образом, под санкцию ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ лицо, своевременно не уплатившее штраф, автоматически подпадает лишь на 41 день, со дня вручения или получения копии постановления, при условии, что постановление о наложении штрафа не обжаловалось.
Теперь о главном! Помните, что постановление о назначении административного наказания по делу, рассматриваемому судьёй, не может быть вынесено – по истечении трех месяцев (ч. 1 ст. 4.5.) КоАП РФ. Дела, связанные с неуплатой административных штрафов, рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1. КоАП РФ).
Итак:
o 10 дней – срок, который начинает течь со дня вручения, или получения копии постановления, отведённый на вступление его в силу, если постановление не обжаловано;
o 30 дней – срок, в течение которого должен быть уплачен административный штраф, если не дана рассрочка об уплате штрафа;
o 90 дней – срок, в течение которого мировой судья должен рассмотреть дело.
Следовательно, по истечении 130 дней со дня вынесения постановления, лицо, привлечённое к административной ответственности в виде уплаты штрафа, привлечению по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ не подлежит.
Аналогичная правовая позиция содержится в ответе на вопрос 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года.
Как отмечено ранее, постановление вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования (п. 1 ст. 31.1. КоАП РФ). Данный срок начинает течь со дня вручения или получения копии постановления и составляет 10 дней (ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ).
Основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ
Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях по делам рассмотренных судьями, вправе составлять судебные приставы-исполнители.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений «материалы», содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С нашей точки зрения, возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ лишь на основании информации из справочного учета службы судебных приставов является незаконным и подтверждается следующими выводами.
Термины «Материалы», как указано в (ст.28.1 ч.1 п. 2 КоАП РФ) и «Информация оперативно-справочного учёта » не тождественны друг другу.
В словаре С. И. Ожегова определено: «Материал» – источник, сведения, служащие основой для чего-н. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, ОНИКС, Мир и образование, с 436).
Поэтому информация из справочного учета может служить лишь ориентиром к какому-нибудь действию, несвязанному с тем, что не предусмотрено нормами КоАП РФ, и не может являться основанием для возбуждения дела об АПН по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, а тем более для применения мер обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).
Одним из возможных действий судебного пристава исполнителя является направление им рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения на имя вышестоящего руководства.
После чего сотрудники соответствующего отдела, пристав которого обнаружил признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, обязаны на основании сведений из справочного учёта запросить материалы «живого дела» и вместе с ним сведения об оплате и поступлении штрафа.
И только в случае, если проведённая приставами проверка подтвердит отсутствие сведений об уплате штрафа, лишь тогда должен оформляться протокол по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.
Такая позиция соответствует принципам ст. 24.1 КоАП РФ.
В теории и практике уголовно-процессуального и законодательства об административных правонарушениях любые сведения о фактах порождают сам факт.
Под сведениями о фактах понимается такая информация об обстоятельствах дела, достоверность которой еще предстоит проверить, (т. е. это как раз и есть информация из справочного учёта службы судебных приставов), а под доказательственными фактами – уже проверенная информация, не вызывающая сомнения в достоверности (т. е., это и есть как раз таки материальное подтверждение событий правонарушения).
На наш взгляд, законодатель обоснованно употребил термин «Материалы», дабы исключить всякое голословное (документально не подтвержденное) обвинение.
Только такую информацию необходимо использовать как готовые элементы в логических конструкциях для получения итоговых знаний об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, и после чего устанавливать события и состав правонарушения.
Таким образом, наличие информации в справочном учете службы судебных приставов о неуплате административного штрафа, в соответствии с буквой закона не дает право судебному приставу сиюминутно возбудить дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и тем более применить меры обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).
Защита от ареста и финансовых санкций за неуплату штрафа
Защиту от ареста и финансовых санкций за неуплату штрафа, можно разделить на два способа: пассивный и активный.
Пассивный способ не предполагает никаких юридических действий. Достаточно лишь спокойно дождаться окончания срока давности привлечения к административной ответственности, равно как и срока давности окончания исполнения постановления.
Активный способ предполагает совершение юридически значимых действий, которые часто приходится совершать должнику против его воли в силу административного преследования со стороны судебных приставов.
В случае доставления судебными приставами должника вместе к мировому судье, возможны следующие действия. Необходимо по возможности до начала рассмотрения дела успеть составить мотивированное письменное ходатайство об истребовании предшествующего дела, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о наложении административного штрафа.
Напомним, что ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4. КоАП РФ).
Как правило, руководство президиумов региональных судов на судейских совещаниях даёт указания остальным судьям судов общей юрисдикции об истребовании в подобных случаях ранее рассмотренные дела и вынесенные по результатам их рассмотрения, вступившие в законную силу постановления о наложении административных взысканий.
Тем не менее, лучше перестраховаться и заранее по собственной инициативе заявить ходатайство об истребовании ранее рассмотренного дела, повлекшее наложение административного взыскания.
После того, как дело будет истребовано и представлено в суд, необходимо, в ходе судебного разбирательства, ознакомиться с ним в полном объёме.
Если ранее постановление о наложении административного штрафа не было получено и об этом в истребованном деле нет ни одной отметки, то на одном лишь этом основании, следует заявить письменное ходатайство о прекращении производства по делу, предусмотренному ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
В Москве и некоторых городах России распространена незаконная практика заочного обращения постановлений судов о наложении административных взысканий к исполнению.
В нарушении ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ игнорируя факт того, что вынесенное постановление не было вручено или получено лицом, в отношении которого оно вынесено, судьи обращают его к исполнению.
Причем даже когда на постановление подана жалоба в вышестоящий суд. Эти вопиющие нарушения действующего законодательства являются серьезной системной проблемой.
Если судья выяснит, что копия постановления о наложении административного взыскания не была получена должником на руки, либо не вручена ему, мировой судья обязан прекратить производство по делу, предусмотренному ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При получении должником под роспись копии заочно обращенного к исполнению постановления, процесс начинается снова.
Должник в течение 10 дней вправе обжаловать постановление (ч. 1 ст. 30.3 КоАП). Пока рассматривается жалоба, постановление не может вступить в законную силу (п. 3 ст. 31.1 КоАП). Если судья районного (городского) суда оставит постановление мирового судьи без изменения, то со дня вынесения решения судьей районного (городского) суда начинает течь 30 дневный срок, отведенный на уплату штрафа (ч. 1 ст. 32.2 КоАП).
Рассмотренный пример убедительно опровергает законность возбуждения дела об административном правонарушении за неуплату штрафа лишь на основании сведений из электронных учётов судебных приставов.
Получение в ходе судебного разбирательства копии постановления о наложении административного штрафа, является поводом для подачи жалобы на данное постановление.
Если ранее постановление о наложении административного штрафа было получено и об этом в истребованном деле имеются соответствующие отметки о получении, необходимо заявить письменное ходатайство следующего содержания.
Прошу временно отложить рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении меня по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, в связи с необходимостью воспользоваться юридической помощью защитника, заключить с защитником письменный договор об оказании юридических услуг и удостоверить полномочия защитнику нотариально оформленной доверенностью. Без участия защитника участвовать в деле не буду.
Учитывая данное ходатайство, мировой судья обязан временно отложить рассмотрение дела.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 25.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным.
Даже если лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, влекущее административный арест, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, но в назначенное время не явилось в судебное заседание, судья не вправе в дальнейшем рассматривать дело без присутствия данного лица.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 27.15., ч. 3 ст. 29.4., п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, судья будет регулярно откладывать рассмотрение дела, и выносить определения о приводе лица, привлекаемого к административной ответственности.
Порядок исполнения судебных определений о приводе установлен пунктами 5.1 – 5.9 Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (утв. Приказом Минюста РФ от 03.08.1999 N 226).
Существуют и ряд приказов региональных управлений служб судебных приставов.
Например, в Москве порядок исполнения судебных определений о приводе установлен методическим пособием по осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от добровольной явки в суд или к судебному приставу исполнителю (утв. приказом ГУ ФССП по Москве 28 июля 2006 г. N 625 (Д)).
В пункте 6 данного пособия, приставам предписывается. В случае неисполнения привода по каким-либо причинам (не проживает по указанному в постановлении адресу; находится в отпуске, на даче, в командировке, болезнь и т.д.), судебный пристав по ОУПДС извещает суд с приложением рапорта (приложение 2), в котором подробно отражает причины неисполнения привода с подтверждением этих причин (опрос родственников, соседей, консьержек, дежурных по подъезду; данные больничного листа и т.д.).
Иными словами, судебные приставы не вправе вламываться в жилище должников. Приехали приставы, постучали в жилище, никто их не впустил. И так, вплоть до истечения 3-х месячного срока, отведённого на привлечение к административной ответственности.
Совместные рейды судебных приставов и инспекторов ДПС незаконны
Выше рассмотрено, что наличие информации в справочном учете службы судебных приставов о неуплате административного штрафа, в соответствии с буквой закона не дает право судебному приставу сиюминутно возбудить дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Тоже касается и осуществления исполнительных действий в отношении должника о взыскании с него долгов.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Конституции РФ, все граждане России имеют право на свободу передвижения. Поэтому останавливать их транспортные средства, при отсутствии в действиях водителя и пассажиров нарушений Правил дорожного движения, нельзя.
Водителям-должникам необходимо запомнить: пункт 63 Административного регламента (утв. Приказом МВД РФ № 185 от 02.03.2009), чётко устанавливает основания для остановки автомобиля инспектором ДПС. В данном пункте не закреплено о том, что транспортное средство может быть остановлено для обеспечения выполнения функций судебного пристава. Так что если водитель или пассажиры не нарушили ПДД, то инспектор ДПС не вправе останавливать транспортное средство, помогая приставам – в этом случае он превысит свои полномочия.
Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
На дороге нет гарантий того, что обнаруженное при должнике имущество является неподлежащим изъятию в силу закона, либо вообще не принадлежит должнику. Автомобилем, равно как и иным имуществом можно распоряжаться по доверенности.
Осуществлять исполнительное производство возможно лишь на основании документов, а не сомнительной (документально неподтвержденной) информации из баз службы судебных приставов.
Совместные рейды судебных приставов и инспекторов ДПС неоднократно признавались региональными прокурорами незаконными.
В случае предъявления незаконных требований о проверке по справочным учетам о наличии неуплаченных штрафов, рекомендуется немедленно вызывать полицию для пресечения противоправных действий судебных приставов и составления в отношении них протоколов по ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство».
Защита от взыскания в течение срока исполнения постановления
Освобождение от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает должника от уплаты штрафа.
Давность исполнения постановлений о наложении административных взысканий составляет два года со дня вступления их в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ и ч. 7 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Как было рассмотрено выше, после 130 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа, привлечь должника по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ уже нельзя.
Тем не менее, обязанность уплаты штрафа продолжат сохраняться до окончания давности исполнения постановления.
Как правило, по истечении 3-4 месяцев попыток взыскания штрафа, активность судебных приставов начинает резко снижаться.
В практике неоднократно отмечались случаи, когда судебные приставы вообще не принимали никаких мер по исполнению судебных постановлений о наложении штрафов.
Чаще всего такое происходит в крупных городах и обуславливается кадровыми пробелами.
Если судебный пристав начал проводить исполнительные действия, необходимо правильно нейтрализовать его деятельность, лишь путем обжалования тех, или иных действий.
На первых этапах исполнительного производства стоит обжаловать любое действие судебного пристава исполнителя.
Хотя бы, потому что ряд обоснованных жалоб создаст судебному приставу обязанность их рассмотреть и по результатам рассмотрения вынести постановления. Все это занимает немалое количество времени, и фактически парализует работу пристава.
Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлены нормами главы 18 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Важно, что ФЗ «Об исполнительном производстве» наделяет должника правом обжалования не только действий, но и бездействия судебного пристава, перечень которых законом не ограничен.
Поэтому для обжалования действий и (или) бездействия судебного пристава стоит максимально использовать весь правовой арсенал.
В зависимости от конкретных обстоятельств исполнительного производства, необходимо также заявлять приставу различные ходатайства и отводы.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта РФ старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов (ст.14 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Если постановление не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства об исполнительном производстве, его возможно отменить с помощью обоснованной жалобы, поданной в порядке подчиненности, либо в суд.
Судьи часто не вникают в суть дела, а иногда намеренно стремятся оставить постановления должностных лиц в законной силе, дабы в дальнейшем лишить граждан на защиту своих прав. Поэтому эффективнее обжаловать постановления судебных приставов в порядке подчиненности (по линии ФССП).
Обязанности и права судебного пристава
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Судебный пристав-исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск (ч. 1 и 2 ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»).
Какое имущество не подлежит взысканию
В статье 446 ГПК РФ установлен исчерпывающий перечень имущества должника, на которое не может быть обращено взыскание. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
семена, необходимые для очередного посева;
продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2012 N 11-П абзац второй части первой статьи 446 признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку данное законоположение направлено на защиту конституционного права на жилище не только самого гражданина-должника, но и членов его семьи, а также на обеспечение указанным лицам нормальных условий существования и гарантий их социально-экономических прав и в конечном счете — на реализацию обязанности государства охранять достоинство личности.
Штраф и заграница
Из положений ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ и п. 5 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, следует, что временное ограничение должника является правом судебного пристава-исполнителя, а не обязанностью.
Иными словами, выезд должника за пределы РФ отдан на усмотрение судебным приставам.
Если судебный пристав захочет временно ограничить выезд должника из России, значит ограничит.
Хотя в практике судебные приставы далеко не всегда ограничивают выезд должников за пределы России.
Как узнать должнику о том, ограничил ли ему пристав выезд из страны, или нет?
Копии постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы. Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 3 ст. 3. ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При получении на руки копии постановления о временном ограничении на выезд из РФ, постановление следует немедленно обжаловать.
Если постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации не утверждено вышеуказанными должностными лицами, либо по иным основаниям не соответствует требованиям законодательства об исполнительном производстве, его возможно отменить с помощью обоснованной жалобы, поданной в порядке подчиненности, либо в суд.
Не стоит уповать на суд. Также такие постановления судебных приставов эффективнее обжаловать в порядке подчиненности (по линии ФССП).
В нарушение закона об исполнительном производстве, часто приставы забывают направлять постановления должникам, или наоборот в компетентные органы.
Поэтому лучше всего узнать об ограничении выезда на официальном сайте регионального Управления ФССП. Например, в Москве на страничке сайта московского управления, либо через сайт Электронного правительства.
Важно использовать весь арсенал правовой защиты, защищать свои права всеми незапрещенными законом способами с помощью жалоб, ходатайств, отводов и возражений, а главное проявлять бдительность и не пускать в жилье непрошенных гостей.