Коллега Васильев А.В. уже указывал по поводу этой более чем спорной нормы следующее:
Сначала давайте вспомним за что же именно наказывают по ст. 282 УК РФ: за «ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе…». А теперь попробуйте по этому шаблону переделать любую другую статью уголовного кодекса: «Действия, направленные на кражу», «Действия, направленные на убийство», «Действия, направленные на изнасилование» и т.д. Абсурд? Еще какой. Получается, что по ст. 282 наказывают не за само общественно опасное деяние (преступление), а за некие неведомые «действия» на него направленные. Что считать этими самыми «действиями» ни законами, ни разъяснениями судов не определено до сих пор. В результате статья получается совершенно «резиновой», поскольку под этими самыми пресловутыми «действиями» можно признать что угодно – и неосторожно высказанную фразу, и рисунок в школьной тетрадке, и косой взгляд в сторону каких-нибудь «привилегированных россиян». Так же данной статье изрядно добавляет «резиновости» и использованный в ней термин «социальная группа». Он так же не имеет никакого конкретного правового смысла. В результате дурость правоохранительных органов при его применении не имеет границ. Уже имеют место быть такие социальные группы как «Неверные сотрудники милиции», «Лица проводившие геноцид русского народа», «Враги белой расы» причем ко всем перечисленным российским судом запрещено возбуждать вражду и ненависть. Вот такая статья-уродец…
Однако это еще не всё. Указанная ситуация находится в очевидном противоречии с Конституцией Российской Федерации, Международной конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» и практикой Европейского суда по правам человека.
И тут я снова процитирую Александра Витальевича: в соответствии с ч.1 и 2 ст.29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода слова, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. ст. 282 УК РФ запрещает не агитацию или пропаганду а «действия». То есть в данном случае ограничения на реализацию гражданином своего конституционного права на свободу слова существенно расширены в сравнении с ч.2 ст.29 Конституции РФ, однако при этом они, вопреки требования ч.3 ст.55 Конституции РФ, не сформулированы в Федеральном Законе в явном, однозначном и понятном виде.
Одним словом, «вопрос 282» повис в воздухе, поскольку органы юстиции каких-либо внятных разъяснений по этому поводу не дают, а обращение в ЕСПЧ, сделанное Александром Васильевым — это долгая песня. Так и живем…
Документы по теме:
- http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision18760.pdf — Определение Конституционного суда РФ об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чулкина Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision18760.pdf — Определение Конституционного суда РФ об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочемарова Владислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
- http://www.rg.ru/printable/2011/07/04/vs-dok.html — Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года №11 Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».