Ваша честь, примите запоздалые поздравления с возвращением Вам судейской мантии и полномочий федерального судьи. Допущены ли Вы к работе?
Сегодня я судья Хостинского районного суда г. Сочи. Мне торжественно вручили судейское удостоверение. Однако к работе меня не допускают, ссылаясь то на отсутствие ставок в Хостинском суде, то на якобы истечение моих полномочий задним числом, что противоречит закону. До сих пор не определено мое рабочее место, нет служебной нагрузки. Я подал соответствующие жалобы, жду их разрешения.
Вы подали несколько заявлений о преступлениях судей Хостинского суда. Как Вас там встретили коллеги?
Довольно комично. Когда я пришел на работу, нынешний председатель суда В.Н. Бахметьев заперся в кабинете, а мне объявили, что он в отпуске. К заместителю председателя О.А. Дидик меня также не допускали, ссылаясь на то, что у нее нет приема. Настаиваю, мол, я не посетитель, а по служебному вопросу. Тут из кабинета выходит она сама вместе с «отпускником». Мне объявили, что не могут предоставить мне работу и платить зарплату…
Несмотря на положительное решение Дисциплинарного судебного присутствия (ДСП), информационная война против Вас идет полным фронтом. Вот, к примеру, публикация на портале pravo.ru называется «Шоу Новикова в ДСП – скандальный судья восстановлен в должности». Что Вы об этом думаете?
Шоу устроил не я, а спецназ. Десяток автоматчиков охраняли меня как страшного бандита (улыбается). Знаете, легко в закрытом режиме принять удобное кому-то решение, но непросто это сделать публично. На заседание ДСП я пригласил более 10 журналистов (в том числе и иностранных), а чтобы они имели возможность задавать вопросы, назначил их своими представителями. Это разрушило планы моих врагов.
Удивительно, что судьи не только допустили журналистов быть моими представителями, но и разрешили вести видеосъемку судебного заседания. Это сработало – моя жалоба была удовлетворена, все мои доводы признаны обоснованными, и я был восстановлен в должности.
Открытость, публичность, гласность и устность судебного разбирательства – это базовые процессуальные принципы. Это то, что обеспечивает правосудность любого решения. Печально, что мою попытку следовать этим принципам, мой способ самозащиты кто-то называет шоу.
В полной ли мере Вы удовлетворены решением ДСП?
Я благодарен судьям ДСП, которые приняли законное решение. Однако спустя месяц после принятия решения на сайте ДСП появилось особое мнение судьи С.В. Рудакова, которое он не огласил в судебном заседании. Полагаю, что это нарушение.
Кроме того, вне внимания судей ДСП остался ключевой вопрос моей жалобы: можно ли лишить судью полномочий задним числом четырехгодичной давности?
Напомню, что решением ККС Краснодарского края от 7 апреля 2010 года мои полномочия были прекращены с 11 мая 2006 года. Из этого следует, что все решения, приговоры за это время следует отменить как принятые неполномочным лицом.
В скором времени этот и другие вопросы по моей жалобе будут слушаться в Конституционном суде.
Вы подали несколько заявлений о преступлениях судей Краснодарского края, связанных с махинациями с земельными участками в Сочи. Какова их судьба?
Я получил отказы в возбуждении уголовных дел. Схема такова: в отношении судей уголовное дело может возбудить только Председатель СК РФ А.И. Бастрыкин. Мои же заявления спускаются в Краснодарский край, и рядовой следователь принимает единственно возможное для него решение – отказать в ВУД. Это постановление я могу обжаловать в судебном порядке в том же суде, где работает те же судьи, в отношении которых я подал заявления о преступлениях. Судиться с судьей в его же суде и у него же, как Вы понимаете, бессмысленно.
Прекращено ли Ваше уголовное преследование?
Возбужденное по рапорту не имеющего юридического образования оперуполномоченного ФСБ Игоря Калинова, первое уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) прекращено на том основании, что было возбуждено неполномочным органом и в нарушение предусмотренной законом процедуры.
Фабула обвинения смехотворна: в 2005 году я якобы дал указание И.А. Шелковому обратиться в суд с якобы заведомо необоснованным иском о признании прав собственности, в результате которого федеральный судья В.М. Язвенко, председатель Хостинского суда г. Сочи, рассматривающий дело год, был введен в заблуждение относительно правомерности иска и, удовлетворив его, принял неправосудное решение. Как будто бы сам факт обращения в суд и настойчивость истца являются преступлением.
Президент РФ Дмитрий Медведев называет обращение в суд единственный цивилизованным способом разрешения споров. И нельзя ставить знак равенства между судом и бандитами. Это может быть преступлением лишь тогда, когда суд является организованной преступной группировкой.
Примечательно, что председатель суда В.М. Язвенко вспомнил о том, что я якобы оказывал на него давление при разрешении этого дела только лишь пять лет спустя. Его «озарило» как раз после того, как я подал ряд заявлений в ФСБ и СК РФ, ККС Краснодарского края и ВККС об известных мне преступлениях его самого и других судей Краснодарского края. [Подробнее см. статью Д.В.Новикова «Борьба с коррупцией по-кубански» в приложении к интервью – И.Н.].
Ивана Шелкового СМИ называют Вашим водителем. Это так?
Это неправда. На момент подачи иска в 2006 году он был предпринимателем. До этого он долгое время работал адвокатом в Москве, несколько лет – старшим судебным приставом Хостинского суда, затем представителем губернатора Краснодарского края по вопросам инвестиций и предпринимательской деятельности в г. Сочи. Он дружил с экс-председателем суда В.М. Язвенко. Я его знаю так же, как и все судьи Хостинского суда, и, не скрою, хорошо к нему отношусь.
За день до своего ареста 14 февраля 2010 года он приезжал ко мне в Москву, и мы с ним подали заявления в ФСБ и СК РФ по этим же фактам. На следующий день он улетел в Сочи и его арестовали. Недавно мы встретились с ним как-то на улице в Сочи. Он подошел и извинился передо мной, что, не выдержав пыток и издевательств, проявил слабость и оговорил меня. Я его обнял, простил.
Решение В.М. Язвенко осталось в законной силе?
Решение оставалось в законной силе 3,5 года. Затем решением заместителя председателя суда О.А. Дидик был восстановлен 10-дневный срок кассационного обжалования, и это решение было отменено. Перед этим ответчику было дважды отказано в восстановлении полугодичного срока надзорного обжалования. На мой взгляд, это законное решение, которое было незаконно отменено с целью уничтожить неугодного судью Новикова.
В чем состоит суть обвинения по второму уголовному делу?
Ни один человек не написал против меня заявления. Дело было возбуждено по представлению заместителя председателя Краснодарского краевого суда В.Ф. Кисляка.
После того как я подал заявления о преступлениях судей В.М. Язвенко, В.Н. Бахметьева и В.Ф. Кисляка, были подняты из архива все дела, которые я когда-либо рассматривал. Искали «преступления». Внимание моих «оппонентов» привлекли несколько дел, решения по которым не отменены до сих пор.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 октября 2011 г. N 23-П, признано неконституционным возбуждение уголовного дела против судей по ст. 305 УК РФ за вынесение заведомо неправосудного решения, если это решение не отменено вышестоящей судебной инстанцией. [Подробнее о преступлениях, которые инкриминируются Дмитрию Новикову, см. его Жалобу на постановление о ВУД — И.Н.].
Более 8 месяцев Вы находились в СИЗО. Как Вам удалось выдержать это испытание, не оговорить себя?
С Божьей помощью. Я счастлив, что выдержал, что не пошел на сделку с ними, хотя уговаривать меня приезжал в СИЗО сам Кисляк.
…Я никогда не думал, что это может быть так ужасно. В камере круглые сутки горит свет и очень холодно +80 В 6 утра нужно заправить постель, а без одеяла согреться невозможно. Я дважды перенес воспаление легких, медицинскую помощь в СИЗО получить нереально - разве что таблетку от головной боли.
Но в СИЗО находятся не преступники, а лишь подозреваемые. Почему, по Вашим словам, им не оказывается медицинская помощь?
Представьте ситуацию, меня несколько часов держат раскаленном железном ящике автозака (лето было жаркое до +52), у меня из ушей идет кровь, я потерял сознание. Вызывают врача. Он пишет: «Состояние удовлетворительное, живот мягкий, стул в норме». Ка-кой стул?!
Психологически также очень тяжело. Узнав, что у меня клаустрофобия, меня держали в крошечных камерах. На допросы водили голым. На потеху надзирателям заставляли в таком виде делать физические упражнения. Или вот еще деталь: приходит прокурор, я ему жалуюсь, что две недели не дают ни побриться, ни помыться. Он в ответ: «Пишите жалобу». На жалобу получил ответ, что якобы все мои доводы – это вымысел.
Как проходили допросы?
Начальник следственного отдела ФСБ Краснодарского края Чернов мне сказал на первом же допросе: «Право – это возведенная в закон воля господствующего класса, а ты, Дмитрий, к нему не относишься». Это марксистское определение права он мне повторял многократно, из допроса в допрос. Меня, судью, переводили в камеру к матерым уголовникам.
Я писал пространные замечания к протоколам допросов, что следователям очень не нравилось. Потом выяснилось, что получить нужные показания можно и без обвиняемого, когда он находится в камере и даже не подозревает о том, что его «допрашивают». Так, в один из выходных дней на подложных протоколах допросов один из адвокатов по назначению написал, что я якобы отказался их подписывать.
Ваша честь, почему на суде Вы оказались без защитника?
К сожалению, адвокаты из коллегии «Трунов Айвар и партнеры», получив за услуги 7 (семь!) млн руб., чем в мое отсутствие разорили мою семью и родственников, введя их в неимоверные долги, на суд не приехали. Полагаю, они поступили неэтично. Наверное, услугами таких адвокатов могут пользоваться только Абрамович и Прохоров. Я отказался от адвоката по назначению, и остался один.
Когда-то я помог двум молодым адвокатам, и они меня защищали и защищают бесплатно. Один из них, талантливый адвокат Михаил Бьянш, который проводил расследование в отношение судей-коррупционеров и блестяще выступал в суде, подвергся уголовному преследованию и был в особом порядке осужден за вымогательство. Полагаю, его дело сфабриковано.
Что для Вас является самым ярким воспоминанием за время пребывания в СИЗО?
В последние два месяца я находился в армавирском СИЗО, где в моей камере оказался один парень, воевавший в Чечне. Ему дали 3,5 года за кражу резинового коврика и 5 тысяч рублей у пьяницы (правда, пьяница об этом вспомнил уже после его посадки). Я написал ему жалобу, и его освободили. Он мне подарил свой стих. И пусть в нем ошибка на ошибке и не всегда соблюдены размер и рифмы – это самый дорогой в моей жизни подарок.
Каково Ваше кредо?
Делай добро — и бросай его в воду.
Желаю Вам, Дмитрий Владимирович, скорейшего выздоровления, реабилитации и восстановления доброго имени.Беседовала Ирина НЕСТЕРОВА
Добавлено: 09:47 04.03.2013
UPDATE
В тексте интервью допущена неточность. Реплику Д.В. Новикова «Один из них, талантливый адвокат Михаил Бьянш, который проводил расследование в отношении судей-коррупционеров и блестяще выступал в суде, подвергся уголовному преследованию и был в особом порядке осужден за вымогательство. Полагаю, его дело сфабриковано.» следует читать " Один из них, талантливый адвокат Михаил Бьянш, который проводил расследование в отношении судей-коррупционеров и блестяще выступал в суде, подвергся уголовному преследованию и был осужден за вымогательство. Полагаю, его дело сфабриковано".
Приношу свои извинения Михаилу Бьяншу.