Ко мне обратился доверитель с просьбой оказать содействие в приватизации квартиры после смерти нанимателя. Ситуация распространенная, но дело осложнялось тем, что на руках отсутствовали какие-либо документы. Не было не то что договора социального найма, но и даже ордера на вселение — то есть вообще ничего.

С учетом сложности ситуации в связи с отсутствием документов, а также  с тем, что регламент действий несколько меняется в зависимости от региона оформления — я решил просмотреть имеющуюся актуальную информацию. К своему удивлению, просмотрев множество ресурсов, я не нашел ни одной вразумительной и четкой статьи на данную тему. 

Поэтому решил коротко отразить порядок выполняемых типовых действий и перечень необходимых документов с начального этапа и до момента получения выписки из реестра о зарегистрированном праве собственности.

Данный перечень может несколько меняться в зависимости от сложившейся ситуации, но в целом он выглядит следующим образом:

  1. заявление установленного образца;
  2. технический паспорт на жилое помещение;
  3. удостоверение личности;
  4. выписка из лицевого счета;
  5. подробная справка о составе семьи;
  6. договор социального найма;
  7. справка о предыдущей прописке (в период времени с 01.07.1991 — при необходимости);
  8. справка об отсутствии приватизированного жилья (если зарегистрирован позже 01.07.1991);
  9. выписка из единого государственного реестра, если граждане зарегистрированы позже 05.08.1998;
  10. согласие органов опеки и попечительства (при наличии  несовершеннолетних детей);
  11. доверенность и ее нотариально заверенная копия (в случае участия представителей);
  12. документы об узаконении перепланировки (если имела место);
  13. отказы от приватизации иных лиц (при наличии);
  14. техническое заключение (если квартира была коммунальной);
  15. свидетельство о государственной регистрации квартиры (если передана в муниципальную собственность после 05.08.1998);
  16. паспорт объекта культурного наследия (если дом включен в список объектов культурного наследия).

Также в процессе оформления понадобятся свидетельства о рождении, браке и смерти заинтересованных лиц. Органами, осуществляющими регистрацию, могут быть затребованы и иные документы (но это редкий случай).

Теперь примерный порядок моих действий.

  • 1) запрашиваем в муниципалитете (администрация и департамент), УК, БТИ, Росреестре имеющиеся сведения об объекте;
  • 2) делаем съемку и оформляем технический паспорт на квартиру;

  • 3) получаем в Департаменте управления имуществом доверенность на право оформления квартиры на муниципалитет;

  • 4) ставим квартиру на учет и оформляем право собственности на муниципалитет в лице Департамента управления имуществом, получаем соответствующую выписку;
  • 5) вносим изменения о нанимателе и зарегистрированных в лицевой счет и справку о составе семьи, получаем исправленные документы;
  • 6) заключаем договор социального найма;

7) обновляем справки о составе семьи и выписку из лицевого счета (при необходимости, т.к. срок их действия всего 30 суток);

  • 8) готовим заявление, подаем документы и заключаем договор передачи квартир в собственность граждан (приватизации);

 

  • 9) регистрируем право собственности на гражданина, отвозим копию расписки о сдаче документов и копию договора в Департамент управления имуществом (для направления представителя), оплачиваем госпошлину;
  • 10) получаем выписку из реестра о праве собственности.

В основном все оформляется через МФЦ по записи, что достаточно удобно. Раньше были определенные сложности в связи с пандемией короновируса (например отсутствие приема в департаменте), но сейчас этой проблемы уже не возникает. 

По крайней мере пока что. Ситуации  безусловно несколько отличаются одна от другой, но в принципе все они решаемы и отличаются лишь некоторыми нюансами.

В настоящее время даже полное отсутствие каких-либо документов никаким образом не  препятствует оформлению квартиры в собственность гражданина и влияет только продолжительность оформления и скорость сбора необходимых документов.

Автор публикации

Адвокат Сизоненко Александр Аркадьевич
Самара, Россия
Оказываю профессиональную и квалифицированную юридическую помощь по сложным уголовным, гражданским и административным делам.

Да 24 24

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Хрусталёв Андрей, Коробов Евгений, Сизоненко Александр, Кравченко Дмитрий
  • 26 Октября 2022, 16:33 #

    Уважаемый Александр Аркадьевич, не везде всё так просто делается. Это только при условии проживания  в квартире и наличии регистрации.
    Мне лично пришлось повоевать за свою квартиру, в которую был вселен по ордеру, но в последствии она случайным образом перешла в собственность коммерческой организации без перехода из муниципальной собственности. Поиск решения проблемы привёл меня в 2010 году на Праворуб.
    Я сейчас участвую  в судебных тяжбах с ДГИ г.Москвы.
    Гражданам в декабре 2004 года была представлена служебная квартира. В январе 2005 года выданы ключи и произведено фактическое вселение. Однако, договор найма сроком на 5 лет был заключен в феврале 2006 года, с особым пунктом о начале его действия с декабря 2004 года. В 2009 году договор окончил своё действие и вот уже 13 лет граждане проживают там в отсутствие каких-либо документов и без регистрации. При этом стоят на учёте в качестве нуждающихся, как малоимущие. Встали на учёт в 2002 году. За всё время проживания граждане неоднократно обращались в ДГИ с заявлением о заключении с ними договора социального найма, предоставляя полный пакет документов, но им каждый раз отказывают по новым, надуманным, разным причинам. Суд первой инстанции отказал в обязании заключения договора социального найма, апелляция засилила. Сейчас уже дело в кассации. В 2009 году прислали уведомление о выселении. Граждане на него не отреагировали. За время проживания ещё родились дети. Казалось бы, факт законного проживания на условиях социального найма установлен и не оспаривается, но заключать договор никто не собирается. Представитель ДГИ поясняет, что выселить не могут по причине того, что стоят на очереди как малоимущие. Пусть живут просто так.

    +5
  • 27 Октября 2022, 08:08 #

    Уважаемый Александр Аркадьевич, какие отзывчивые люди в администрации, в моём славном городишке на следующий день после прихода в администрацию, опечатывали бы дверь квартиры, с вручением иска о выселении.

    +4
  • 30 Октября 2022, 23:27 #

    Уважаемый Александр Аркадьевич, невероятный результат! Поздравляю!

    Отдельная благодарность за подробный алгоритм с документами по решению данного вопроса! (handshake)

    +1

Да 24 24

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Приватизация жилого помещения (квартиры) после смерти нанимателя при отсутствии каких-либо документов» 4 звезд из 5 на основе 24 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации