Уголовное дело, в отношении подзащитного А. возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч.1 ст. 159.5 УК РФ.
Подзащитный, являясь участником ДТП, умышленно, путем обмана относительно страхового случая дорожно-транспортного происшествия, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом, пытался похитить денежные средства в сумме 50 000 рублей, принадлежащие страховой компании, однако довести свой преступный умысел до конца не смог по независящим от него обстоятельствам.
Подзащитный А. обратился ко мне за юридической помощью и пояснил, что с него было взято объяснение оперуполномоченным уголовного розыска по обстоятельствам произошедшего ДТП, он подписал объяснение, в текст которого не вникал. Через несколько дней позвонил дознаватель и сообщил о том, что возбуждено уголовное дело в отношении конкретного лица и подзащитному необходимо явится на допрос в качестве подозреваемого.
Когда мы прибыли, дознаватель сообщила, что подозреваемый после случившегося ДТП осуществил фотографирование автомобилей и оформил факт ДТП, а также подготовил заявление в страховую компанию для получения страхового возмещения не в день совершенного ДТП, а в день оформления страхового полиса, который предъявил в страховую компанию для страхового возмещения. Сотрудники страховой компании обратили внимание на противоречивые даты и неверно заполненные документы, а также отсутствие сведений из ГИБДД, и сразу же обратились в правоохранительные органы по данному факту.
Казалось бы, состав мошенничества «на лицо», однако в ходе допроса подзащитный дал подробные и правдивые показания по указанному факту и акцентировал внимание на следующем: виновник и подзащитный А. столкнулись с ДТП впервые и о том, как необходимо было действовать при данных обстоятельствах, а также порядок оформления ДТП по европротоколу без участия сотрудников ГИБДД им известен не был.
Решили сотрудников ГИБДД не вызывать, так как был выходной день, участник ДТП признал свою вину и решили оформить ДТП в будний день, предварительно договорившись встретится после консультации со специалистами, обладающими соответствующими познаниями. После консультации со специалистом на следующий день, подзащитный позвонил виновнику ДТП и предложил зафиксировать факт ДТП путем фотографирования автомобилей, что они и сделали.
У подзащитного отсутствовал страховой полис, и он сделал его на следующий день, лишь для предупреждения подобных обстоятельств впредь, а указанный документ приобщил к заявлению на получение страховой выплаты только с целью продемонстрировать сотрудникам страховой компании свою добросовестность.
При подаче заявления в страховую компанию виновника для страхового возмещения, подзащитный действовал от имени виновника, заполнял извещение о факте ДТП от лица виновника по причине его плохого зрения, дату в извещении о ДТП указал ошибочно. Считает, что документы, представленные в страховую компанию, не являются фиктивными, так как действительно был факт ДТП и установлено наступление страхового случая, техническая ошибка в дате произошедшего не имеет юридического значения.
Потерпевший в ДТП независимо от того, есть ли у него полис обязательного страхования, имеет полное право получить компенсацию причиненного ему ущерба от страховой компании виновного в ДТП. Вместе с тем, виновник ДТП решил без страховой компании оплатить подзащитному ремонт автомобиля и в связи с чем, подзащитный отозвал свое заявление на получение страховой выплаты после произошедшего ДТП, о чем предъявил заявление.
Все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, факт покушения на получение страховой выплаты не нашел своего подтверждения.
Идентичные показания дал и виновник ДТП. Уголовное дело было прекращено, за отсутствием состава преступления, однако подзащитному повезло, что он оформил страховой полис в одной и той же страховой компании с виновником ДТП.
В случае, если бы подзащитный предъявил заявление для получения страхового возмещения в «свою» страховую компанию, с другим наименованием, полагаю, это была бы совсем другая история с перспективой направления уголовного дела в суд.