Увы, человечество всё чаще платит за технический прогресс: привычный комфорт, хорошо проведённое или просто сбережённое драгоценное время, положительные эмоции и повседневное удобство человек порой вынужден оплачивать потерянным имуществом, здоровьем, а иногда – увы, и жизнью.
Печально знаменитые «Трансвааль Парк», «Хромая лошадь», «Зимняя вишня», гипермаркет «OBI» в Химках… Они и десятки других, гораздо менее известных мест катастроф – в Ярославле и Курске, в Уфе, Назрани и Нефтеюганске, в Тюменской и Кемеровской областях, в подмосковной Балашихе и далёком Усть-Илимске… Везде взрываются, горят и обрушиваются символы красивой, комфортной городской жизни – огромные торговые и развлекательные комплексы из бетона и стекла, порой ультрасовременные, горящие мириадами огней.
Центры притяжения всей округи, места проведения досуга многих тысяч горожан. Ультрасовременные здания, кажущиеся такими красивыми, комфортными, неуязвимыми и безопасными… Увы, но всё чаще эти техногенные катастрофы влекут причинение вреда жизни, здоровью и имуществу ни в чём не повинных людей, оказавшихся, что называется, «не в то время и не в том месте».
И вот опять. На сей раз – торговый центр «Времена года», на Кутузовском проспекте. Место, как говорится, «премиальное» во всех отношениях: дизайнерские интерьеры, люксовые материалы отделки, дорогие брендовые бутики, вкусные рестораны, куда не стыдно привести и девушку, и серьёзного бизнес-партнёра, вышколенный персонал, супермаркет для гурманов… Увы, но здесь случилось, кажется, немыслимое: прорыв магистральной трубы с горячей водой.
В струях крутого кипятка погибло четыре человека, и что ещё более ужасает, все погибшие – женщины… В больницах столицы находятся больше семидесяти пострадавших с разной степени тяжести ожогами кожи и дыхательных путей – кошмар был ещё и в том, что люди долго не могли выйти, будучи заблокированными в ловушке из кипятка, и ждали помощи, задыхаясь в горячем пару. О безвозвратно потерянном и испорченном имуществе в таких обстоятельствах писать не имеет особого смысла, хотя ущерб имуществу был нанесён очень значительный.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту гибели людей. Следователи и криминалисты осмотрели место происшествия, провели следственные действия, направленные на установление обстоятельств произошедшего, поиск виновных и привлечение их к ответственности. 24 июля был задержан главный инженер торгового центра – 39-летний Евгений Боткин, отвечавший за порядок с оборудованием. Весь день он провёл на допросе в Следственном комитете, рассказывая о том, что могло привести к прорыву трубы во вверенном ему торговом комплексе и к гибели четырёх человек.
Всё это – абсолютно правильные, законные и необходимые действия представителей власти. Однако потерпевшим (как в результате этой страшной аварии, так и вследствие других подобных катастроф) необходимо иметь в виду один непреложный факт: само по себе возбуждение уголовного дела, его расследование и привлечение виновных к уголовной ответственности не влекут автоматического возмещения потерпевшим причинённого им вреда.
Тут возникает, пожалуй, ключевой вопрос: стоит ли потерпевшим ждать, пока окончится следствие, а суд привлечёт к ответственности всех виновных в совершении преступления, и лишь потом заявлять свои требования о возмещении причинённого им ущерба? Или это стоит сделать в уголовном процессе, не дожидаясь привлечения к ответственности виновных? А может, наиболее удачным для потерпевших будет третий вариант – предъявление гражданских исков не в рамках уголовного дела, а в исковом порядке, для граждан – в суды общей юрисдикции, для юридических лиц – в арбитражные суды?
Давайте разберёмся.
Как физические, так и юридические лица, чьи жизнь, здоровье или имущество пострадали в результате подобных происшествий, безусловно, вправе предъявить в рамках возбуждённого уголовного дела иски о возмещении им имущественного вреда. Необходимым и достаточным условием для этого является всего лишь наличие оснований полагать, что вред причинён таким лицам непосредственно преступлением. Потерпевшие физические лица также должны знать о том, что они вправе предъявить в том же порядке и гражданские иски для компенсации им морального вреда.
Однако истцам стоит иметь в виду, что иски о компенсации вреда могут быть предъявлены как непосредственно к подсудимым, так и лицам, которые несут ответственность за причинённый вред в силу Гражданского кодекса России. Это, как правило, владельцы зданий – собственники объектов капитального строительства, в которых происходят техногенные аварии, а также эксплуатационные организации – в случаях, если по договорам таким организациям владельцами зданий были переданы обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации и бесперебойного функционирования таких зданий.
Грамотные адвокаты, специализирующиеся на исках о взыскании ущерба, в таких случаях рекомендуют предъявлять подобные иски не к подсудимым (в самом деле, много ли можно взыскать с сорокалетнего инженера, отца семейства с окладом в 150 000 рублей, обременённого содержанием детей, пожилой матери, ипотекой и потребительскими кредитами?), а как раз ко второй категории ответчиков – владельцам проштрафившегося бизнеса. Поскольку в случае предъявления исковых требований к юридическим лицам возможность получения потерпевшими присуждённых им судами сумм компенсаций кратно более вероятна.
Здесь истцам необходимо понимать одну простую вещь: предъявление иска к владельцам бизнеса в рамках уголовного дела будет не всегда возможным.
Дело в том, что в уголовном процессе не рассматриваются иски о возмещении вреда, непосредственно не связанного с совершением вменяемого подсудимым преступления. Как не могут быть рассмотрены и иски к иным лицам, не несущим в силу гражданского законодательства ответственности за вред, причиненный преступлением. Ответственность владельцев бизнеса за действия обвиняемых в уголовном деле не во всех случаях обусловлена гражданским законодательством. Также надо понимать, что в рамках уголовного судопроизводства не рассматриваются требования о взыскании штрафов или пени, косвенных убытков, упущенной выгоды и тому подобные.
Истцам необходимо также иметь в виду, что к рассмотрению исков в порядке уголовного судопроизводства суд может приступить только после производства предварительного следствия, а по подобной категории дел оно может длиться (и, как правило, длится!) несколько лет. Поэтому если потерпевший решает заявить гражданско-правовой иск в уголовном деле, ему необходимо набраться терпения чтобы, как минимум, дождаться окончания расследования и передачи дела в суд.
К тому же, далеко не все иски, рассматриваемые в уголовном деле, разрешаются судом по существу. Если у судьи возникают малейшие сложности – например, необходимость произвести дополнительные расчёты, связанные с гражданским иском, уточнить сумму исковых требований, назначить и провести необходимые для установления действительного размера ущерба экспертизы, опросить страховых специалистов для грамотной оценки стоимости восстановления здоровья, – у уголовного суда есть право выделить «сложный» гражданский иск в отдельное судебное производство и направить его для рассмотрения в гражданско-правовом порядке. И, надо отметить, этим правом судьи часто пользуются.
Выделение гражданского иска в отдельное судопроизводство приводит к ряду неприятных для истца последствий. Это и затягивание сроков рассмотрения дела, нередко – на годы. По крайней мере, точно до тех пор, пока в уголовном судопроизводстве, из которого был «выделен» такой гражданский иск, вопрос о привлечении подсудимых к ответственности не будет решён окончательно постановлением обвинительного приговора.
Истцу надо понимать, что подавая гражданский иск в рамках уголовного судопроизводства, он сознательно накрепко связывает рассмотрение своего иска с разрешением уголовным судом всех вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности подсудимых. Иск не будет удовлетворён ранее, чем по уголовному делу не будет вынесен законный и обоснованный приговор.
Подводя итог написанному, авторы статьи считают себя вправе утверждать, что одним из самых действенных способов добиться восстановления нарушенного права является обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства (либо арбитражного – в случае спора между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями).
При обращении в суд в указанном порядке истец будет иметь как минимум пять преимуществ:
- нет необходимости дожидаться окончания предварительного расследования по уголовному делу;
- в случае причинения вреда жизни или здоровью истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины;
- в случае причинения вреда физическому лицу – покупателю или потребителю услуг, он вправе воспользоваться для защиты своих нарушенных прав специальным правовым инструментом – законодательством о защите прав потребителей, которое предоставляет ему гораздо более широкие возможности для защиты, даёт дополнительные гарантии потерпевшему и возлагает специальные обязательства на ответчика;
- у истца имеется возможность заявить исковые требования, не подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства (штраф за отказ от добровольного исполнения требований потребителя, а для юридических лиц – договорные штрафы, пени, косвенные убытки, упущенную выгоду и т.п.);
- исковые требования можно заявить не только к обвиняемым по уголовному делу, но и к иным лицам, несущим гражданско-правовую ответственность за причинённый вред.
Последнее преимущество наиболее весомо, поскольку, как мы уже писали, обвиняемые – физические лица не имеют материальной возможности выплатить требуемые потерпевшими многомиллионные суммы. В этом случае гораздо логичнее возмещать причинённый вред за счёт лиц, заведомо обладающих такими средствами.
Истцу необходимо принимать во внимание ещё и следующее. В случае причинения личного или имущественного вреда гражданину или имуществу юридического лица вследствие таких причин, как:
разрушение или повреждение здания, сооружения либо его части;
нарушение требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения;
нарушение требований безопасности при сносе здания или сооружения,
собственник такого здания или сооружения обязан не только возместить истцу причинённый вред в соответствии с гражданским законодательством, но и выплатить компенсацию сверх возмещения вреда:
1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновлённым), супругу в случае смерти потерпевшего – в сумме три миллиона рублей;
2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – в сумме два миллиона рублей;
3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью – в сумме один миллион рублей.
Собственник выплачивает такую компенсацию, если не сможет доказать, что причинившие вред разрушение, повреждение или нарушение возникло вследствие умысла самого потерпевшего, действий третьих лиц или действия чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (так называемой непреодолимой силы). А для того, чтобы минимизировать или даже исключить такую возможность, истцу лучше воспользоваться услугами опытного адвоката.
Возвращаясь к рассматриваемому случаю аварии, произошедшей в торговом центре «Времена года», отметим, что при предъявлении требований о возмещении любых видов вреда к собственнику торгового центра, его обязательства будут обеспечены как минимум самим зданием этого торгового центра стоимостью в несколько миллиардов рублей.
Как вы уже, наверное, догадались, ответ на вопрос, заданный нами в заглавии статьи – стоит ли «бежать впереди паровоза?» – однозначно стоит, и как можно быстрее! Если кто-либо из читателей этой статьи пострадал от последствий техногенной аварии в торговом центре и пожелает воспользоваться юридической помощью авторов статьи, их контактные данные указаны ниже.
Адвокаты Коллегии адвокатов «Московская городская коллегия адвокатов»
Марков Ярослав Анатольевич
моб. 8-903-545-67-68
e-mail: yarosmarkov@yandex.ru
Охлопков Евгений Викторович
моб. 8-985-621-22-40
e-mail: evo562@mail.ru