Увы, человечество всё чаще платит за технический прогресс: привычный комфорт, хорошо проведённое или просто сбережённое драгоценное время, положительные эмоции и повседневное удобство человек порой вынужден оплачивать потерянным имуществом, здоровьем, а иногда – увы, и жизнью.
Печально знаменитые «Трансвааль Парк», «Хромая лошадь», «Зимняя вишня», гипермаркет «OBI» в Химках… Они и десятки других, гораздо менее известных мест катастроф – в Ярославле и Курске, в Уфе, Назрани и Нефтеюганске, в Тюменской и Кемеровской областях, в подмосковной Балашихе и далёком Усть-Илимске… Везде взрываются, горят и обрушиваются символы красивой, комфортной городской жизни – огромные торговые и развлекательные комплексы из бетона и стекла, порой ультрасовременные, горящие мириадами огней.
Центры притяжения всей округи, места проведения досуга многих тысяч горожан. Ультрасовременные здания, кажущиеся такими красивыми, комфортными, неуязвимыми и безопасными… Увы, но всё чаще эти техногенные катастрофы влекут причинение вреда жизни, здоровью и имуществу ни в чём не повинных людей, оказавшихся, что называется, «не в то время и не в том месте».
И вот опять. На сей раз – торговый центр «Времена года», на Кутузовском проспекте. Место, как говорится, «премиальное» во всех отношениях: дизайнерские интерьеры, люксовые материалы отделки, дорогие брендовые бутики, вкусные рестораны, куда не стыдно привести и девушку, и серьёзного бизнес-партнёра, вышколенный персонал, супермаркет для гурманов… Увы, но здесь случилось, кажется, немыслимое: прорыв магистральной трубы с горячей водой.
В струях крутого кипятка погибло четыре человека, и что ещё более ужасает, все погибшие – женщины… В больницах столицы находятся больше семидесяти пострадавших с разной степени тяжести ожогами кожи и дыхательных путей – кошмар был ещё и в том, что люди долго не могли выйти, будучи заблокированными в ловушке из кипятка, и ждали помощи, задыхаясь в горячем пару. О безвозвратно потерянном и испорченном имуществе в таких обстоятельствах писать не имеет особого смысла, хотя ущерб имуществу был нанесён очень значительный.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту гибели людей. Следователи и криминалисты осмотрели место происшествия, провели следственные действия, направленные на установление обстоятельств произошедшего, поиск виновных и привлечение их к ответственности. 24 июля был задержан главный инженер торгового центра – 39-летний Евгений Боткин, отвечавший за порядок с оборудованием. Весь день он провёл на допросе в Следственном комитете, рассказывая о том, что могло привести к прорыву трубы во вверенном ему торговом комплексе и к гибели четырёх человек.
Всё это – абсолютно правильные, законные и необходимые действия представителей власти. Однако потерпевшим (как в результате этой страшной аварии, так и вследствие других подобных катастроф) необходимо иметь в виду один непреложный факт: само по себе возбуждение уголовного дела, его расследование и привлечение виновных к уголовной ответственности не влекут автоматического возмещения потерпевшим причинённого им вреда.
Тут возникает, пожалуй, ключевой вопрос: стоит ли потерпевшим ждать, пока окончится следствие, а суд привлечёт к ответственности всех виновных в совершении преступления, и лишь потом заявлять свои требования о возмещении причинённого им ущерба? Или это стоит сделать в уголовном процессе, не дожидаясь привлечения к ответственности виновных? А может, наиболее удачным для потерпевших будет третий вариант – предъявление гражданских исков не в рамках уголовного дела, а в исковом порядке, для граждан – в суды общей юрисдикции, для юридических лиц – в арбитражные суды?
Давайте разберёмся.
Как физические, так и юридические лица, чьи жизнь, здоровье или имущество пострадали в результате подобных происшествий, безусловно, вправе предъявить в рамках возбуждённого уголовного дела иски о возмещении им имущественного вреда. Необходимым и достаточным условием для этого является всего лишь наличие оснований полагать, что вред причинён таким лицам непосредственно преступлением. Потерпевшие физические лица также должны знать о том, что они вправе предъявить в том же порядке и гражданские иски для компенсации им морального вреда.
Однако истцам стоит иметь в виду, что иски о компенсации вреда могут быть предъявлены как непосредственно к подсудимым, так и лицам, которые несут ответственность за причинённый вред в силу Гражданского кодекса России. Это, как правило, владельцы зданий – собственники объектов капитального строительства, в которых происходят техногенные аварии, а также эксплуатационные организации – в случаях, если по договорам таким организациям владельцами зданий были переданы обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации и бесперебойного функционирования таких зданий.
Грамотные адвокаты, специализирующиеся на исках о взыскании ущерба, в таких случаях рекомендуют предъявлять подобные иски не к подсудимым (в самом деле, много ли можно взыскать с сорокалетнего инженера, отца семейства с окладом в 150 000 рублей, обременённого содержанием детей, пожилой матери, ипотекой и потребительскими кредитами?), а как раз ко второй категории ответчиков – владельцам проштрафившегося бизнеса. Поскольку в случае предъявления исковых требований к юридическим лицам возможность получения потерпевшими присуждённых им судами сумм компенсаций кратно более вероятна.
Здесь истцам необходимо понимать одну простую вещь: предъявление иска к владельцам бизнеса в рамках уголовного дела будет не всегда возможным.
Дело в том, что в уголовном процессе не рассматриваются иски о возмещении вреда, непосредственно не связанного с совершением вменяемого подсудимым преступления. Как не могут быть рассмотрены и иски к иным лицам, не несущим в силу гражданского законодательства ответственности за вред, причиненный преступлением. Ответственность владельцев бизнеса за действия обвиняемых в уголовном деле не во всех случаях обусловлена гражданским законодательством. Также надо понимать, что в рамках уголовного судопроизводства не рассматриваются требования о взыскании штрафов или пени, косвенных убытков, упущенной выгоды и тому подобные.
Истцам необходимо также иметь в виду, что к рассмотрению исков в порядке уголовного судопроизводства суд может приступить только после производства предварительного следствия, а по подобной категории дел оно может длиться (и, как правило, длится!) несколько лет. Поэтому если потерпевший решает заявить гражданско-правовой иск в уголовном деле, ему необходимо набраться терпения чтобы, как минимум, дождаться окончания расследования и передачи дела в суд.
К тому же, далеко не все иски, рассматриваемые в уголовном деле, разрешаются судом по существу. Если у судьи возникают малейшие сложности – например, необходимость произвести дополнительные расчёты, связанные с гражданским иском, уточнить сумму исковых требований, назначить и провести необходимые для установления действительного размера ущерба экспертизы, опросить страховых специалистов для грамотной оценки стоимости восстановления здоровья, – у уголовного суда есть право выделить «сложный» гражданский иск в отдельное судебное производство и направить его для рассмотрения в гражданско-правовом порядке. И, надо отметить, этим правом судьи часто пользуются.
Выделение гражданского иска в отдельное судопроизводство приводит к ряду неприятных для истца последствий. Это и затягивание сроков рассмотрения дела, нередко – на годы. По крайней мере, точно до тех пор, пока в уголовном судопроизводстве, из которого был «выделен» такой гражданский иск, вопрос о привлечении подсудимых к ответственности не будет решён окончательно постановлением обвинительного приговора.
Истцу надо понимать, что подавая гражданский иск в рамках уголовного судопроизводства, он сознательно накрепко связывает рассмотрение своего иска с разрешением уголовным судом всех вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности подсудимых. Иск не будет удовлетворён ранее, чем по уголовному делу не будет вынесен законный и обоснованный приговор.
Подводя итог написанному, авторы статьи считают себя вправе утверждать, что одним из самых действенных способов добиться восстановления нарушенного права является обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства (либо арбитражного – в случае спора между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями).
При обращении в суд в указанном порядке истец будет иметь как минимум пять преимуществ:
- нет необходимости дожидаться окончания предварительного расследования по уголовному делу;
- в случае причинения вреда жизни или здоровью истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины;
- в случае причинения вреда физическому лицу – покупателю или потребителю услуг, он вправе воспользоваться для защиты своих нарушенных прав специальным правовым инструментом – законодательством о защите прав потребителей, которое предоставляет ему гораздо более широкие возможности для защиты, даёт дополнительные гарантии потерпевшему и возлагает специальные обязательства на ответчика;
- у истца имеется возможность заявить исковые требования, не подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства (штраф за отказ от добровольного исполнения требований потребителя, а для юридических лиц – договорные штрафы, пени, косвенные убытки, упущенную выгоду и т.п.);
- исковые требования можно заявить не только к обвиняемым по уголовному делу, но и к иным лицам, несущим гражданско-правовую ответственность за причинённый вред.
Последнее преимущество наиболее весомо, поскольку, как мы уже писали, обвиняемые – физические лица не имеют материальной возможности выплатить требуемые потерпевшими многомиллионные суммы. В этом случае гораздо логичнее возмещать причинённый вред за счёт лиц, заведомо обладающих такими средствами.
Истцу необходимо принимать во внимание ещё и следующее. В случае причинения личного или имущественного вреда гражданину или имуществу юридического лица вследствие таких причин, как:
разрушение или повреждение здания, сооружения либо его части;
нарушение требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения;
нарушение требований безопасности при сносе здания или сооружения,
собственник такого здания или сооружения обязан не только возместить истцу причинённый вред в соответствии с гражданским законодательством, но и выплатить компенсацию сверх возмещения вреда:
1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновлённым), супругу в случае смерти потерпевшего – в сумме три миллиона рублей;
2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью – в сумме два миллиона рублей;
3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью – в сумме один миллион рублей.
Собственник выплачивает такую компенсацию, если не сможет доказать, что причинившие вред разрушение, повреждение или нарушение возникло вследствие умысла самого потерпевшего, действий третьих лиц или действия чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (так называемой непреодолимой силы). А для того, чтобы минимизировать или даже исключить такую возможность, истцу лучше воспользоваться услугами опытного адвоката.
Возвращаясь к рассматриваемому случаю аварии, произошедшей в торговом центре «Времена года», отметим, что при предъявлении требований о возмещении любых видов вреда к собственнику торгового центра, его обязательства будут обеспечены как минимум самим зданием этого торгового центра стоимостью в несколько миллиардов рублей.
Как вы уже, наверное, догадались, ответ на вопрос, заданный нами в заглавии статьи – стоит ли «бежать впереди паровоза?» – однозначно стоит, и как можно быстрее! Если кто-либо из читателей этой статьи пострадал от последствий техногенной аварии в торговом центре и пожелает воспользоваться юридической помощью авторов статьи, их контактные данные указаны ниже.
Адвокаты Коллегии адвокатов «Московская городская коллегия адвокатов»
Марков Ярослав Анатольевич
моб. 8-903-545-67-68
e-mail: yarosmarkov@yandex.ru
Охлопков Евгений Викторович
моб. 8-985-621-22-40
e-mail: evo562@mail.ru


Уважаемый Евгений Викторович, а может это теракт был? Помните Невский экспресс (2009 г). Тогда денег не получить. Всё же нужно дождаться экспертного заключения о причине прорыва. Может заводской брак, может гидроудар.
Уважаемый Сергей Николаевич, магистральная труба по которой под давлением подается кипяток наверняка является опасным производственным объектом и собственник по любому попадает на выплаты, размер которых будет определяться в том числе и степенью его вины.
Уважаемый Игорь Михайлович, при этом, если в деятельности лиц будут установлены «признаки противоправных действий» — подлог, взятки, злоупотребление должностными полномочиями, то склонить собственника к возмещению вреда будет проще… При условии, что представлять интересы потерпевшего будет профессиональный специалист - юрист, адвокат. (handshake)
Уважаемый Сергей Николаевич, презюмируется в силу закона ответственность собственника или управляющей компании, пока не доказан умысел потерпевшего, действий третьих лиц или действия чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства. В любом случае экспертное заключение будет готово гораздо раньше, чем окончат предварительное следствие.
Кстати, за заводской брак или гидроудар ответственность также несут собственник или управляющая компания.
Уважаемый Евгений Викторович,
за заводской брак или гидроудар ответственность также несут собственник или управляющая компания.если не сложно то ткните где посмотреть можно про это. По заливу квартиры работал. Там в результате гидроудара (ночью) полотенцесушитель сорвало. Суд сделал крайним собственника квартиры, хотя полотенчик общедомовое имущество. Клиент в апеляшку не пошел но я для себя хочу разобраться…
Уважаемый Сергей Николаевич, смотрите ст. 60 ГРК РФ.
В описываемом Вами случае ответственность должна нести управляющая компания, так как за отсутствие гидроударов отвечает ее оборудование.
Уважаемый Евгений Викторович, Благодарю. Я смотрел и пытался суд убедить. Соседям (истцам) пытался объяснить о том, что с УК им проще будет взыскать… Нет!!! У них есть юрист-представитель который так не считает! Дебилы! Вот сейчас бегают везде, угрожают бо у ответчика ни работы (официальной) ни активов ;))) и взыскать никак...
Я спросил, так как думал что может ППВС где то прописал похожее. Я не нашел
Уважаемый Сергей Николаевич, интересно каким образом суд определил причинителя вреда.
Уважаемый Евгений Викторович, а раз сверху затопили то они и виноваты :))) Пытался доказать что полотенчик относится к системе горячего водоснабжения, отключить его жилец не может (байпаса нет) а значит юрисдикция УК. А вот нет, раз горячий значит система отопления и юрисдикция собственника. Нужно было в апеляшку идти (в экспертизе отказала), но ответчица пошла писать письма Путину и Воробьеву (главный по московской области)
Уважаемый Сергей Николаевич, знакомая тема.
У меня также один истец в подобном процессе на мой вопрос и суда: «в чем заключается вина ответчика?», не моргнув глазом ответил: «так вода же течет сверху вниз!!!»
Уважаемый Сергей Николаевич, «полотенчик» это не общее имущество:), а от гидроударов спасает редуктор, но не все его ставят, а зря. И до кучи, в новых домах гидроудар маловероятен сам по себе, потому, что труба на входе в дом имеет П-образную форму, даже если удар и случится, то сорвет прибор учета и зальет подвал, а в стояк вода не попадет.
Уважаемый Дмитрий Борисович, полотенцесушитель я не могу отключить если байпасса нет т.е. я не могу по своему усмотрению использовать его, следовательно это имущество УК. Заменить его то же может только УК ибо для замены необходимо отключать систему подачи горячей воды а я сам это сделать не могу. Это при вертикальной разводке, которая у нас в 90% домов. Так что вопрос спорный. Если разводка воды горизонтальная то да, тут это имущество собственника. Так что правило «до первого запирающего устройства» :))) Буду рад услышать вашу версию
Уважаемый Сергей Николаевич, у меня есть своя версия: В подобных случаях посылаю забрать копию договора на управление многоквартирным домом с приложениями. Там прописан состав общего имущества за которое отвечает управкомпания. Если же такой состав не прописан, или отличается от установленного Законом, то следует руководствоваться НПА (хотя и тут есть спорные моменты). Для системы отопления, как и для другого имущества, такие правила установлены — Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, где в п.5 установлено:
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Уважаемый Сергей Николаевич, если на полотенцесушителе не установлена отсечная арматура, то полотенцесушитель является общедомовым имуществом. Следовательно за вред будет нести управляющая компания.
Но если в суде будет установлено, что полотенцесушитель монтировал «дядя Вася», который сказал, что он из УК, то ответственность будет нести собственник квартиры. Зачастую так и происходит. Вызвали по телефону человека, заплатили ему наличкой, он поменял оборудование, при этом — человек не имеет никого отношения к УК, или производит работы по своему усмотрению, без согласования с УК.
Уважаемый Игорь Иванович, это понятно мне а вот мой доверитель не понял. Не люблю я их в суд брать… Учил-учил а всё равно судья и юрист истца вывели его на признание что он сам полотенчик менял в период когда гор. воду летом отключали.
У меня у самого на стояке отопления на кухне «гриб» вылез. Написал заяву в УК а они тупо хомут установили и привет. Спрашиваю, а поменять трубу? А денех нет! Так сойдет… Пришлось менять за свой счет но это уже другая история и не для всех, бо не в рамках правового поля ;)))
Уважаемый Сергей Николаевич, (handshake)
Уважаемый Евгений Викторович и Ярослав Анатольевич!
Огромное спасибо за такую шикарную и доходчивую статью.
Полностью согласен с Вашим выводом, что стоит в таких случаях бежать впереди паровоза, но только с адвокатом/юристом.
Уважаемый Евгений Викторович и Ярослав Анатольевич!
Безусловно солидарен с коллегой Коробовым Евгением Алексеевичем. Статья как по стилю, так и по содержанию просто великолепна. Добавлю: гениальны сама идея и формат предоставления публике злободневной и актуальной информации, в т.ч. о юридической помощи. Молодцы (Y)
Уважаемый Евгений Викторович, в продолжение моих размышлений о целесообразности Праворуба и продвижения себя, своих знаний, опыта, скажу, что статья Ваша, как нельзя вовремя.
Многих статья убережет от бесполезных поступков и поиска псевдоадвокатов, которые обещают золотые горы. И главное – не использовать Ваш совет самостоятельно, без настоящего адвоката (юриста).
Когда будет установлен стрелочник, с которого невозможно взыскать ущерб (материальный, моральный), — виновник все свои активы выведет. Поэтому, при надлежащем анализе обстоятельств дела, перспективы в гражданском процессе высоки.
Уважаемый Игорь Иванович, вполне допускаю, что виновники этих событий (собственник ТЦ и/или управляющая компания) уже прорабатывают варианты об избавлении ото всех своих активов, чтобы обезопасить себя от материальных потерь. Поэтому чем раньше потерпевшие обратятся в суд, тем лучше.
Уважаемый Евгений Викторович, большое спасибо за очередной пример безумия нашего законодателя, который нормы гражданского права раскидал по другим законам, в том числе и в Градостроительном кодексе.