Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

Уважаемые коллеги! По одному из уголовных дел столкнулся с ситуацией применения уголовного закона, с которой захотелось Вас ознакомить. Был бы признателен за мотивированное мнение «за» или «против».

Гражданину Х. вменено управление 23.09.2023 автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, то есть совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 264.1 УК РФ.

Как указано в постановлении о привлечении в Х. качестве обвиняемого, приговором Энского районного суда от 18 марта 2021 года он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, с наказанием в виде обязательных работ на срок 180 часов, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев. Данный приговор вступил в законную силу 30 марта 2021 года. Судимость не погашена.

Уголовный закон считаю примененным неправильно по следующим основаниям.

Уголовный закон в виде ч.2 ст. 264.1 УК РФ появился в уголовном законодательстве в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 01.07.2021 № 258-ФЗ», то есть после вынесения указанного приговора, и сама ст. 264.1 УК РФ стала называться: «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость».

До этого ст. 264.1 УК РФ частей не содержала и действовала в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ, а также имела иное название: «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».

В ч.2 ст. 264.1 УК РФ действительно указано, что эта часть применяется в случае «управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного настоящей статьей».

Исходя из смысла всех фраз в УК РФ в виде «настоящего Кодекса», «настоящей статьи», а их в статьях Общей и Особенной части имеется 819, везде в 818 случаях, имеется в виду действующий УК РФ, а также действующие, а не ранее применявшиеся статьи УК РФ.

Следовательно, и в 819-ом случае, со ст.264.1. в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 258-ФЗ, имелась в виду судимость по ст. ст.264.1. в последней редакции, а не в прежней, по которой Х. был осужден.

Таким образом, Х. не имел судимости по ст.264.1. в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 258-ФЗ, в связи с чем к нему неправильно применена ч.2 ст. ст. 264.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 258-ФЗ.

В соответствии с точным содержанием ч.2 ст. ст. 264.1 УК РФ получается, что судимость по ст. ст.264.1. в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ учитываться при квалификации по ч.2 ст. 264.1 УК РФ не должна.

Сомнений в данном случае, как полагаю, не могло бы случиться, будь ч.2 ст. 264.1 УК РФ изложена в иной редакции. Например:

«Управление автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного настоящей статьей, или ст. 264.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 528-ФЗ».

***

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» по указанному вопросу в отношении толкования ст. 264.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 258-ФЗ, ничего нет, в связи с чем должна быть применена, как полагаю, ч.3 ст.49 Конституции Российской Федерации, согласно которой неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

При таком толковании, следуя конституционному принципу, полагаю, что в виду неправильного применения уголовного закона, уголовное дело в отношении Х. по обвинению последнего по ч.2 ст. 264.1 УК РФ, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ.

А какое мнение у Вас?

27.02.2024
239
14
3
Автор публикации
Адвокат
Россия, Москва и Московская область, Москва

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (14)
      27 Февраля 2024, 22:10 #

      Уважаемые господа! Пока не дождался откликов праворубцев, вынужден был обратиться к однокурсникам — бывшим следователям и судьям. Они согласились со мной и добавили: «По ч.2 ст.264.1 УК можно привлечь, если после 12.07.21 субъект был привлечен по ч.1 ст. 264.1 УК РФ или по ч.ч. 2,4,6 ст264 УК РФ». У кого-то из юристов есть иное мнение?

      +6

      Гражданину Х. вменено управление 23.09.2023 автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, то есть совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 264.1 УК РФ.Уважаемый Олег Вениаминович, у меня такое убеждение, что за пьянку за рулем, образно говоря,  нужно четвертовать без суда и следствия.
      С 2007 г. автолюбитель. Ни разу не был за рулем ни под градусом, ни с бодуна.

      +4

      Уважаемый Олег Вениаминович, полностью согласен с Вами, хотя часто сталкиваюсь с каким то предубеждением типа «пьяный за рулем — преступник».

      +1
      Свернуть ветку
        29 Февраля 2024, 22:26 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, Вы правы, им надо, конечно, вырывать кадык! Но я бы просил присесть рядом со мной в правовом поле, коллега:)

        +2

      Уважаемый Олег Вениаминович, я всегда в правовом поле. Если что то не в рамках закона то я свои высказывания скрываю ;)))
      Позиция ваша, по моему мнению, правильная. Главное, донести её до суда.
      В настоящий момент всё чаще и чаще сталкиваюсь с тем, что поколение ЕГЭ, работающее следователями-прокурорами-судьями во многих случаях просто не имеют понятия о Праве. :((( Вроде по тем же учебникам учились… Или нет?

      +1
      Свернуть ветку
        02 Марта 2024, 11:37 #

        Уважаемый Сергей Николаевич, это только эволюционисты и дарвинисты утверждают, что человечество развивается от простого к более сложному. У  меня другая точка зрения: были цивилизации, куда как более развитые, чем мы. Все последующие — деградируют при вроде бы имеющемся прогрессе. Резюме — умнее нас уже не будет;(

        +2
        Свернуть ветку

        Уважаемый Олег Вениаминович, очень интересный вопрос Вы затронули, хотя от специалиста Вашего уровня и не удивительно!
        Логически Ваша версия звучит правильно, но я исхожу из того, что в правосудии современного формата логика не допустима (в их восприятии), по этому даже при всей правильности их убедить не получиться:)
        Но чисто академически, тема интересная!

        +3
        Свернуть ветку
          04 Марта 2024, 01:17 #

          Уважаемый Михаил Меликович, спасибо за внимание к теме публикации и оценку моего профессионализма:) Что касается остального из Вами написанного — посмотрим, как говорится. Дело в суде, решение по нему не принято. Поборемся. О результатах обязательно напишу в Праворубе.

          +3
        03 Марта 2024, 16:34 #

        Уважаемый Олег Вениаминович, Ваш вопрос интересен по своей сути, но думаю, что на практике такого вопроса не возникает. Буквально на днях проходил вебинар ФПА, где затрагивалось обсуждение Постановлений Пленума ВС РФ от 12.12.2023 № 43 и № 45, там как раз упоминалось про господство норм права, что если преступление начато при старом законе, а окончено при новом, ухудшающем положение виновного, то все равно применяется новый закон. Думаю, эта позиция как раз и применима в Вашей ситуации.

        +3
        Свернуть ветку
          04 Марта 2024, 01:12 #

          Уважаемая Ирина Александровна, Вы писали:
          на практике такого вопроса не возникаетМежду тем, приведенная фабула взята из обвинительного заключения уголовного дела, находящегося в суде. Так что на практике все уже возникло! В любом случае благодарен Вам за участие в обсуждении.

          +1

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Статьи
    Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или прекращение уголовных дел по ч....
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    06 Августа 2022, 13:19
    Статьи
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ за отсутствием состава преступления
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    01 Ноября 2023, 20:16
    Судебная практика
    Отмена обвинительного приговора по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    12 Мая 2025, 17:48
    Судебная практика
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступл...
    Адвокат
    Архипенко Анна Анатольевна
    20 Июля 2023, 05:47
    Статьи
    Конфискация автомобиля по ст. 264.1 УК РФ
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    11 Сентября 2023, 14:22
    Судебная практика
    В возбуждении уголовного дела по ст. 264.1 УК РФ отказать, производство по делу об административном правонарушении ...
    Адвокат
    Юскин Олег Юрьевич
    29 Апреля 2016, 21:35
    Судебная практика
    Оправдательный приговор по ст. 264.1 УК РФ и переквалификация действий подзащитного с ч. 4 ст. 264 УК ...
    Адвокат
    Журавлев Евгений Анатольевич
    28 Февраля 2018, 19:38
    Статьи
    6 Кассационный суд отменил приговор по ст. 264.1 УК РФ и вернул дело прокурору.
    Юрист
    Гайнизаманов Эрик Ильдусович
    04 Декабря 2021, 16:17
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    ст. 264.1 УК РФ
    user89128-qu
    21 Ноября 2015, 06:52
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Возбуждение УД по ст. 264.1 УК РФ
    user10125
    23 Декабря 2017, 13:16
    Статьи
    Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или прекращение уголовных дел по ч....
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    06 Августа 2022, 13:19
    Статьи
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ за отсутствием состава преступления
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    01 Ноября 2023, 20:16
    Судебная практика
    Отмена обвинительного приговора по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    12 Мая 2025, 17:48
    Судебная практика
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступл...
    Адвокат
    Архипенко Анна Анатольевна
    20 Июля 2023, 05:47
    Статьи
    Конфискация автомобиля по ст. 264.1 УК РФ
    Адвокат
    Шмелев Евгений Викторович
    11 Сентября 2023, 14:22
    Судебная практика
    В возбуждении уголовного дела по ст. 264.1 УК РФ отказать, производство по делу об административном правонарушении ...
    Адвокат
    Юскин Олег Юрьевич
    29 Апреля 2016, 21:35
    Судебная практика
    Оправдательный приговор по ст. 264.1 УК РФ и переквалификация действий подзащитного с ч. 4 ст. 264 УК ...
    Адвокат
    Журавлев Евгений Анатольевич
    28 Февраля 2018, 19:38
    Статьи
    6 Кассационный суд отменил приговор по ст. 264.1 УК РФ и вернул дело прокурору.
    Юрист
    Гайнизаманов Эрик Ильдусович
    04 Декабря 2021, 16:17
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    ст. 264.1 УК РФ
    user89128-qu
    21 Ноября 2015, 06:52
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Возбуждение УД по ст. 264.1 УК РФ
    user10125
    23 Декабря 2017, 13:16
    Ваши персональные заметки к публикации
    Видны только вам
    Рейтинг публикации: «О незаконности применения уголовного закона (ч.2 ст.264.1. УК РФ)» 3 звезд из 5 на основе 20 оценок.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
    Консультации, дела.
    Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    Разместить свою визитку
    Похожие публикации
    Повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или прекращение уголовных дел по ч....
    Статьи, 06 Августа 2022, 13:19 06 Августа 2022, 13:19
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ за отсутствием состава преступления
    Статьи, 01 Ноября 2023, 20:16 01 Ноября 2023, 20:16
    Отмена обвинительного приговора по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ
    Судебная практика, 12 Мая 2025, 17:48 12 Мая 2025, 17:48
    Прекращение уголовного дела по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступл...
    Судебная практика, 20 Июля 2023, 05:47 20 Июля 2023, 05:47
    Конфискация автомобиля по ст. 264.1 УК РФ
    Статьи, 11 Сентября 2023, 14:22 11 Сентября 2023, 14:22
    В возбуждении уголовного дела по ст. 264.1 УК РФ отказать, производство по делу об административном правонарушении ...
    Судебная практика, 29 Апреля 2016, 21:35 29 Апреля 2016, 21:35
    Оправдательный приговор по ст. 264.1 УК РФ и переквалификация действий подзащитного с ч. 4 ст. 264 УК ...
    Судебная практика, 28 Февраля 2018, 19:38 28 Февраля 2018, 19:38
    6 Кассационный суд отменил приговор по ст. 264.1 УК РФ и вернул дело прокурору.
    Статьи, 04 Декабря 2021, 16:17 04 Декабря 2021, 16:17
    ст. 264.1 УК РФ
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 21 Ноября 2015, 06:52 21 Ноября 2015, 06:52
    Возбуждение УД по ст. 264.1 УК РФ
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 23 Декабря 2017, 13:16 23 Декабря 2017, 13:16
    Продвигаемые публикации