По одному из уголовных дел столкнулся с заключениями медицинских экспертиз не в пользу доверителя, которые были ущербны не только в исследовательской части, но и свидетельствовали о незнании процессуального закона руководителем негосударственного экспертного учреждения. И что самое главное – мимо существенного нарушения уголовно-процессуального закона прошли и правоохранители.
Предлагаю коллегам для обсуждения мотивировку жалобы адвоката.
Следователь назначил по уголовному делу производство комплексной медицинской экспертизы (название не привожу, поскольку не это главное в публикации) в Автономной некоммерческой организации «Энский институт экспертизы и оценки», являющейся экспертным учреждением, имеющем соответствующие лицензии на производство экспертиз.
Поскольку организация является экспертным учреждением, на ее деятельность распространяются требования 199 УПК РФ.
Согласно ч.2 ст. 199 УПК РФ, руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя.
Вопреки требованиям закона, следователь, сославшись на ст. 199 УПК РФ, указанным постановлением согласился с привлечением институтом в качестве «внештатных» для института экспертов.
Между тем, такое понятие, как «внештатный» работник, в российском законодательстве отсутствует.
Согласно ст.11 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024), трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.
С учетом изложенного, если указанные лица работают в указанном институте на основании договоров гражданско-правового характера и по этим мотивам названы «внештатными», они не могут считаться экспертами из числа работников данного учреждения в производстве экспертиз, осуществляемых в соответствии с УПК РФ.
При указанных обстоятельствах производство экспертизы указанными лицами будет незаконным, поскольку уголовно-процессуальный закон допускает производство экспертиз в экспертных учреждениях только лицами, находящимися в трудовых правоотношениях с экспертным учреждением (работниками данного учреждения). И никакими иными.
Этот вывод подтверждается тем, что предусмотренная ст.ст.16, 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» обязанность эксперта негосударственного экспертного учреждения принять к производству порученную ему руководителем соответствующего судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу может быть реализована только в рамках трудовых правоотношений, регулируемых в данном случае ст.21 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024).
Согласно последней норме, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину, в том числе выполнять поручения руководителя судебно-экспертного учреждения.
На лиц, не находящихся в трудовых правоотношениях с негосударственным экспертным учреждением, эти обязанности не распространяются, поскольку они не могут считаться «работниками данного учреждения».
Следовательно, применительно к уголовно-процессуальным отношениям, эксперты «из числа работников данного учреждения», — это отнюдь не «внештатные», а только работники, состоящие с учреждением в трудовых договорных отношениях.
При оценке этих доводов следует обращать внимание на необходимость соблюдения требований ч.1 ст. 7 УПК РФ, согласно которой следователь, прокурор, не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ.
В этой связи относительно назначения и производства экспертиз по уголовным делам неприменимы положения ст.ст.14,15 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которым руководитель экспертного учреждения вправе согласовать с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлечение к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении; включать по согласованию с органом или лицом, назначившим экспертизу, в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения.
Эти полномочия руководителя экспертного учреждения УПК РФ не предусмотрены.
Более того, в соответствии с ч.3 ст. 199 УПК РФ руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности. В уголовно-процессуальном законе, таким образом, не закреплено право руководителя экспертного учреждения, предусмотренное указанными нормами Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ.
Если у следователя возникает необходимость назначения экспертизы с привлечением не экспертного учреждения, а отдельного эксперта, следователь должен руководствоваться ст.195, ч.4 ст. 199 УПК РФ, а также разъяснениями, данными Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 (ред. от 29.06.2021) «О судебной экспертизе по уголовным делам».
Таким образом, является незаконным привлечение руководителем экспертного учреждения, следователем в указанном постановлении, «внештатных» экспертов.
Наконец, в постановлении значится, что экспертом по делу должен быть Х., являющийся судебно-медицинским экспертом высшей квалификационной категории. Из постановления не ясно, не состоит ли этот «внештатный» для института эксперт, в штате государственного судебно-экспертного учреждения. Если состоит, Х. не вправе осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта (ст.16 указанного Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, вынесением указанного постановления следователь нарушил требования ч.4 ст. 7 УПК РФ, согласно которой постановления следователя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.