Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео

В последнее время новые судьи в уголовном процессе придумывают новые способы борьбы с непонравившимися им ходатайствами.

Однажды я заявил в ходе судебного разбирательства ходатайство об оглашении показаний, данных свидетелем в ходе предварительного следствия, в связи с наличием противоречий с теми показаниями, что свидетель дал в суде.

Интересным обстоятельством, в котором судья увидела для себя непреодолимую юридическую проблему, было то, что свидетель покинул зал заседания в предыдущем судебном заседании, и на момент заявления ходатайства его не было.

Она меня стала спрашивать: «А как мы будем устранять противоречия, ведь свидетеля нет?» На это я ответил, что, мол, извините, я их и не собирался устранять, а часть 3 ст. 281 УПК РФ указывает на то, что основанием для оглашения показаний свидетеля является только наличие существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде.

Судья ушла совещаться. Через 15 минут она пришла и заявила, что отказывает в рассмотрении моего ходатайства, так как свидетеля нет в заседании. Да, звучало как определение Конституционного суда об отказе в рассмотрении жалобы. «Вот будет свидетель, тогда и рассмотрю», — заявляла она. Но свидетеля-то не будет, и она об этом знает!

Я устно заявил возражения на безействие председательствующего, так как рассматривать ходатайства — её прямая обязанность, она не может уклониться от рассмотрения ходатайств. Я предложил судье рассмотреть и разрешить ходатайство по существу, но она настаивала, что суд уже принял решение.

Думаю, что одним из способов преодоления такого беспредела может быть заявление указанного выше ходатайства на каждом судебном заседании, а их ещё планируется много. Такой способ иногда бывает эффективным, особенно, когда частота заявления одного и того же ходатайства повышается.

Знаю случай (сам на нем присутствовал), когда моя коллега после заявления мной ходатайства об осмотре наркотиков и отказе в его удовлетворении, стала заявлять его повторно, а потом сказала, что будет заявлять его вновь и вновь, пока ходатайство не будет удовлетворено, поскольку отказ в ходатайстве является откровенным беспределом.

И судья его удовлетворила после всего нескольких таких заявлений!

Вторым способом может быть обращение в квалификационную коллегию судей, так как судья не выполняет возложенные на неё законом обязанности.

Больше пока не придумал. Уважаемые коллеги, есть ли у Вас какие-то способы борьбы с таким явлением?

25.09.2024
252
17
2
Автор публикации
Россия, Самарская область, Самара
Адвокат по уголовным делам
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (17)

      Уважаемый Вячеслав Владимирович, поскольку любое ходатайство должно быть разрешено и УПК не предусматривает других вариантов, кроме «удовлетворить / отказать», то уклонение суда от рассмотрения ходатайства может стать основанием как для письменных возражений на действия председательствующего (ч.3 ст. 243 УПК РФ), так и для его отвода.

      +11
      Свернуть ветку

        Уважаемый Иван Николаевич, да, так оно и есть. Полагаю, что в конкретном случае судья будет «в танке», а потом вынесет какое-нибудь интересное решение в виде приговора и попробуй его кто-нибудь отменить.

        +7
      26 Сентября 2024, 08:35 #

      Уважаемый Вячеслав Владимирович, да Вы правы. Сначала ходатайство, потом один, два раза также в письменном виде, но с отметкой ПОВТОРНО, потом возражение, отвод, жалоба в ККС и совет судей.

      +7
      Свернуть ветку
      26 Сентября 2024, 08:40 #

      Уважаемый Вячеслав Владимирович, у меня интереснее была мотивировка в отказе оглашения показания свидетеля. На мое ходатайство судья спросил, а в чем выражаются противоречия. Мол прежде чем заявлять такое ходатайство, нужно предоставить доказательства  наличия противоречий, которые в свою очередь невозможно доказать без оглашения предыдущих показаний. В итоге суд так и отказал мне в оглашении, так как доказательств противоречий не предоставлено. В общем цирк с медведями.

      +6
      Свернуть ветку

        Уважаемый Максим Евгеньевич, с каждым годом способы отказа в ходатайстве или даже в его рассмотрении становятся все более фантастическими. Это связано с общим уровнем тех новых судей и обвинителей, которые заступают на свои посты. Порой они вообще не знают право, по каждому вопросу идут советоваться. В общем, зависают. По Вашей ситуации,  я бы прямо заявил о том, в чем заключаются существенные противоречия. Я думаю, Вы это и сделали. А вот как доказать их наличие… да уж. Тут, наверное, тупо в ходатайстве привести цитаты из показаний.

        +5

      Уважаемый Вячеслав Владимирович, да, безусловно у нас процесс устный, гласный, непосредственный. Но уже давно вошло в мою практику подобные ходатайства заявлять письменно. На такой способ реакция существенно отличается от реакции на устные ходатайства.
      Подобное у меня было, когда свидетеля допросил прокурор, перерыв на обед и свидетеля сотрудник ФСБ спрятал.
      После 2-х пустых заседаний и заявления о том, что если фсб смогли обеспечить его явку для допроса обвинителем, то пусть уж немного напрягутся и проявят профессионализм в поиске и обеспечении явки для допроса защитой. После слов «так уже и так все ясно, зачем он вам» все равно через пару часов свидетель был в зале.
      Настойчивость и фиксация — путь к успеху.

      +10
      Свернуть ветку

        Уважаемый Алексей Вячеславович, абсолютно с этим согласен, поэтому со второй попытки все будет изложено в письменном виде. Так могло быть и в первый раз, но в первый раз никто не ждал этого свидетеля, заявлены были совершенно другие.

        +5
        Свернуть ветку

      А как мы будем устранять противоречия, ведь свидетеля нет?Уважаемый Вячеслав Владимирович, это вообще не вопрос. Устранять она их будет в совещательной комнате при постановлении приговора, выбирая, каким показаниям доверяет, а каким нет (п. 2 ст. 307 УПК РФ). 

      А пока, в ходе судебного следствия она должна предоставить сторонам возможность представлять доказательства (п. 2 ч.1 ст. 53 УПК РФ). 

      И если она этого не делает, то тем самым нарушает право на защиту (ст. 16 УПК РФ) и принцип состязательности (ст. 15 УПК РФ), за что огребет по полной в вышестоящих инстанциях. Уж что-что, а это соблюдать надо.

      +13
      Свернуть ветку

        Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за четкую аргументацию. Попробую объяснить ей и так, что она не права. Но боюсь, что она не то, чтобы проигнорирует. Она не поймет. А вот в вышестоящей инстанции — да, вполне возможно.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Вячеслав Владимирович, у меня бывало такое, что судья отказывала в удовлетворении ходатайства, а потом к следующему заседанию одумывалась (видимо, посоветовавшись со старшими товарищами). Зачем ей на ровном месте нарываться на неприятности, если адвокат очевидно прав. 

          За все время работы мне встретился только один удивительный персонаж, который действительно не понимал от слова совсем, но она плохо закончила  — ее профнепригодность со временем стала очевидной для всех.

          +7
          Свернуть ветку

            Уважаемый Олег Витальевич, вот и в моем случае у судьи с профпригодностью проблемы. Вообще непонятно, как получилось, что она стала судьей. Страшно за тех людей, чьи судьбы оказались как-то связаны с её деятельностью.

            +2
            Свернуть ветку

        Уважаемый Вячеслав Владимирович, очень понравилась Ваша публикация, спасибо!
        Что касается своего опыта, то расскажу о следующем случае. 
        Так, в процессе по ч.4 ст. 12.15 КОАП РФ заявил письменное ходатайство об истребовании сведений о наличии на спорном участке дороги каких-либо знаков и дорожной разметки. Мировой судья сразу же вернула мне ходатайство, пояснив, что оно не имеет отношения к делу, т.е. даже на стала рассматривать по существу. 
        После этого, я снова вручаю его судье и говорю, что повторно заявляю ходатайство и что, суд обязан его рассмотреть, что она не вправе его не принять. 
        Судья несколько секунд посмотрела на ходатайство и сказала, что отказывает в его удовлетворении. 
        Такое решение суда противоречит здравому смыслу, ведь для того, чтобы признать водителя виновным по ч.4 ст. 12.15 КОАП РФ, в материалах дела должны быть доказательства того, что он не мог на данном участке выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения. Запрет на выезд устанавливается соответствующим дорожным знаком либо дорожной разметкой. 
        Что делать в такой ситуации?!
        Пошел на крайние меры, достал диктофон из сумки, включил его и уже под аудиозапись огласил ходатайство и передал его судье. 
        Судья взяла ходатайство и удалилась в совещательную комнату, в которой приняла решение об его удовлетворении.

        +3
        Свернуть ветку

    Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

    Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

    Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

    Судебная практика
    Суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя, избрав обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ...
    Адвокат
    Абрегов Иланд Альмирович
    03 Ноября 2025, 18:50
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в принятии ходатайства
    solist555
    23 Октября 2015, 12:32
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказали в рассмотрении жалобы по существу в Верховном суде
    AleKseY
    08 Июня 2011, 10:05
    Статьи
    Значение срока обжалования постановления об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном ...
    Адвокат
    jenny
    18 Декабря 2012, 10:37
    Судебная практика
    Полиграф. Отказ в удовлетворении ходатайства об исключении не доказательств по уголовному делу о мошенничестве, ...
    Адвокат
    Гурьев Вадим Иванович
    31 Января 2022, 12:28
    Статьи
    Подписка, розыск и... подписка. Отказ в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения ...
    Адвокат
    Кудусов Фаниль Рафисович
    29 Августа 2023, 11:55
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в рассмотрении жалобы в пор. ст. 123 УПК РФ
    andrlat48
    21 Июля 2013, 07:27
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в рассмотрении дела в особом порядке по ст.228 ч.2
    mia737737
    14 Декабря 2012, 01:34
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в удовлетворении ходатайства по 80 ст
    user74022-qu
    29 Ноября 2018, 14:01
    Судебная практика
    Суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя, избрав обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ...
    Адвокат
    Абрегов Иланд Альмирович
    03 Ноября 2025, 18:50
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в принятии ходатайства
    solist555
    23 Октября 2015, 12:32
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказали в рассмотрении жалобы по существу в Верховном суде
    AleKseY
    08 Июня 2011, 10:05
    Статьи
    Значение срока обжалования постановления об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном ...
    Адвокат
    jenny
    18 Декабря 2012, 10:37
    Судебная практика
    Полиграф. Отказ в удовлетворении ходатайства об исключении не доказательств по уголовному делу о мошенничестве, ...
    Адвокат
    Гурьев Вадим Иванович
    31 Января 2022, 12:28
    Статьи
    Подписка, розыск и... подписка. Отказ в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения ...
    Адвокат
    Кудусов Фаниль Рафисович
    29 Августа 2023, 11:55
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в рассмотрении жалобы в пор. ст. 123 УПК РФ
    andrlat48
    21 Июля 2013, 07:27
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в рассмотрении дела в особом порядке по ст.228 ч.2
    mia737737
    14 Декабря 2012, 01:34
    Вопросы и ответы онлайн (архив)
    Отказ в удовлетворении ходатайства по 80 ст
    user74022-qu
    29 Ноября 2018, 14:01
    Ваши персональные заметки к публикации
    Видны только вам
    Рейтинг публикации: «Отказ в рассмотрении ходатайства и способы его преодоления» 5 звезд из 5 на основе 33 оценок.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
    Консультации, дела.
    Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
    ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
    Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
    Разместить свою визитку
    Похожие публикации
    Суд отказал в удовлетворении ходатайства следователя, избрав обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ...
    Судебная практика, 03 Ноября 2025, 18:50 03 Ноября 2025, 18:50
    Отказ в принятии ходатайства
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 23 Октября 2015, 12:32 23 Октября 2015, 12:32
    Отказали в рассмотрении жалобы по существу в Верховном суде
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 08 Июня 2011, 10:05 08 Июня 2011, 10:05
    Значение срока обжалования постановления об отказе в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном ...
    Статьи, 18 Декабря 2012, 10:37 18 Декабря 2012, 10:37
    Полиграф. Отказ в удовлетворении ходатайства об исключении не доказательств по уголовному делу о мошенничестве, ...
    Судебная практика, 31 Января 2022, 12:28 31 Января 2022, 12:28
    Подписка, розыск и... подписка. Отказ в удовлетворении ходатайства следователя об избрании меры пресечения ...
    Статьи, 29 Августа 2023, 11:55 29 Августа 2023, 11:55
    Отказ в рассмотрении жалобы в пор. ст. 123 УПК РФ
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 21 Июля 2013, 07:27 21 Июля 2013, 07:27
    Отказ в рассмотрении дела в особом порядке по ст.228 ч.2
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 14 Декабря 2012, 01:34 14 Декабря 2012, 01:34
    Отказ в удовлетворении ходатайства по 80 ст
    Вопросы и ответы онлайн (архив), 29 Ноября 2018, 14:01 29 Ноября 2018, 14:01
    Продвигаемые публикации