Посмотрите на документ на картинке ниже — это постановление о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.
В чем суть проблемы?
Этот документ интересен тем, что изменения в протокол были внесены должностным лицом единолично, без уведомления лица, привлеченного к административной ответственности. Лицо просто ставят перед фактом.
Как так получилось? Дело уже находилось в суде, и именно там этот «замечательный» документ был приобщен.
5.35 КоАП РФ – конец года и странные решения
В конце года многие должностные лица (судебные приставы не исключение), могут удивить весьма неожиданными поступками.
Моего доверителя судебные приставы пригласили в отделение, чтобы сверить платежи и проверить актуальность данных, ведь он всегда добросовестно выплачивал алименты. Но когда он приехал, вежливый и добрый пристав мгновенно превратился в беспощадного цербера. Буквально за считанные минуты:
было составлено уведомление о привлечении к административной ответственности,
произведен расчет задолженности,
выдано уведомление о задолженности под роспись,
оформлено обязательство о погашении долга,
и тут же вынесен протокол о привлечении к ответственности.
Суть «нарушения» заключалась в том, что доверитель, потеряв работу, начал рассчитывать выплаты исходя из среднего заработка и исправно платил на протяжении года. Претензий по этому поводу не было ни у кого: ни у получателя алиментов, ни у пристава.
Тем не менее долг был зафиксирован, желание оплатить недоимку тут же не выходя из кабинета, осталось без внимания сурового сотрудника ОСП. Конец года всё таки, видимо нужна была хорошая статистика.
И если вопрос с уведомлением, расчетом и привлечением к ответственности за один день является дискуссионным (я считаю, что так нельзя, но есть и обратная практика), но то, что произошло потом, заслуживает отдельного внимания.
Суд по ст. 5.35 КОАП РФ – неожиданный поворот
Как и ожидалось из кабинета пристава доверитель ушел нарушителем. Очевидно, пристав рассчитывал, что адвокат в деле не появится. Клиенту предложили «мягкое» наказание в суде — «немного» обязательных работ. «Признавай вину, раскаивайся, и получишь самый минимум», — заверяли его.
Но в дело вмешался я. Подал ходатайства, сходил на прием, начал готовить возражения. (об этом расскажу отдельно.)
Тактика защиты в суде
Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, судебный пристав решил укрепить свою позицию весьма сомнительным способом, оформив постановление, которое я прикрепил выше.
Возникает логичный вопрос: разве так можно? Очень удобно – подправил протокол, поставил перед фактом, и дело закрыто.
Но нет, так нельзя. Закон и судебная практика Верховного суда говорят об этом:
«Невыполнение должностным лицом требований ст. 28.2 КОАП РФ об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о внесении изменений в протокол, об ознакомлении с соответствующими изменениями и вручении копии протокола с внесенными изменениями является существенным нарушением процессуальных требований названного Кодекса и влечет нарушение права лица на защиту.»
«Изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений. Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.»
Интересный момент: пристав очень хотел вызвать должника на прием, ведь времени до суда оставалось всего пара дней. Доверителю было рекомендовано эти два дня не ночевать дома, чтобы избежать возможного привода. В итоге, документ был представлен непосредственно в суде.
Решение мирового судьи
Как и предполагалось, мировой судья не удивил. Представленный документ и возражения защиты не произвели никакого эффекта. В своем постановлении суд даже не упомянул об этом, ограничившись стандартными формулировками.
Впрочем, мы изначально готовились к апелляции — мировые судьи не часто отменяют административные постановления.
Пока публикую документы в обезличенном виде. Ждем решения апелляции. Как только районный суд вынесет вердикт (а в наших судах возможно всё), обязательно поделюсь результатами. Если окажусь прав, возможно, опубликую финальный документ с раскрытием некоторых ключевых фигур этой истории.