В этой публикации я постараюсь привести к общему знаменателю основные уязвимые места, связанные с предоставлением сведений, составляющих врачебную тайну, в связи с чем, кратко раскрою некоторые отличия врачебной тайны от медицинской; покажу истоки зарождения «медицинской тайны» в её широком понимании.
Для начала стоит отметить, что, уже само название нормы — «Соблюдение врачебной тайны», указанной в ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» часто вводит в заблуждение как самих представителей медицины так и становится объектом манипуляции «буквоедов», преследующих цель получения информации в отношении пациента по разным мотивам, будь то уставший работодатель, который пытается определить суть подозрительной активности выходов на больничный своего работника, или различные службы, организации не входящие в список органов, которые вправе запрашивать охраняемые законом сведения и пр., буквально мотивируя ложным выводом, что тайной являются только те сведения, которые стали известны врачу.
Чтобы понимать, почему норма закона названа именно как «Соблюдение врачебной тайны», следует разделить понятие врачебной тайны от понятия медицинской тайны, следующим образом:
Врачебная тайна – это информация, полученная медицинским учреждением по факту обращения пациента за медицинской помощью либо по факту его нуждаемости в медицинской помощи (привезли по скорой, посещение на дому и т.п.) – факт взаимодействия, факт оказания медицинской помощи.
Медицинская тайна – это право пациента на конфиденциальность информации связанной с ним при получении медицинской помощи.
То есть, если установить взаимоотношения сторон как «медицина – пациент», то понятие врачебная тайна регулирует действия стороны медицины, а понятие медицинская тайна относится к стороне пациента.
Различия очевидны, когда понятны.
Второе уязвимое место, которое используется «буквоедами» в целях получения охраняемых законом сведений, находится в части 1 указанной статьи:
Статья 13. Соблюдение врачебной тайны
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Словосочетание «иные сведения» раскрываются, через запятую, уточнением – «полученные при его медицинском обследовании и лечении».
Таким образом, часто это расценивается так, что другие сведения, которые не связаны с медицинским обследованием получить можно.
Это не верно, потому как, Конституцией РФ установлено право… нет, здесь я не буду углубляться в юримудистику, как говорит Новолодский Ю.М., а просто покажу истоки возникновения выводов юримудистики обязанности соблюдения врачебной тайны и в части тех сведений, которые косвенно связаны с личностью пациента, ставшие известны в процессе взаимодействия «медицина – пациент», например, навещают ли пациента его родственники или кто-либо, как часто, и прочие мыслимые и немыслимые запросы о пациенте:
Клятва Гиппократа (полный текст):
«КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении; сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
—! Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Наверняка, известно, что мед. выпускники не дают клятву Гиппократа, тем более в таком виде, которая адресована Аполлону. Поэтому, современная клятва врача основана на принципах исторического памятника — Клятвы Гиппократа, в которой также есть нерушимый принцип конфиденциальности, внимание:
Статья 71. Клятва врача
- Лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации дают клятву врача следующего содержания:
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, !хранить врачебную тайну!, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.».
Мы убеждаемся в том, что в полном тексте Клятвы Гиппократа установлен принцип конфиденциальности, из Клятвы исходит начальное толкование врачебной тайны, а в современной клятве врача понятие врачебной тайны не раскрыто.
Таким образом, следует обратить особое внимание на то, что к тайне относится не только, что касается врачебного внимания (чтобы при лечении…), но и любые сведения (…- а также и без лечения) касательно жизни пациента.
Следовательно, к врачебной тайне относятся любые сведения о пациенте, которые стали известны медицинскому и не медицинскому работнику (прочий, административный персонал мед. учреждения/организации) по факту взаимодействия «медицина – пациент».
Выдержка из собственной практики:
По роду практической деятельности, мне часто приходится иметь дело с различными запросами о фактах обращения за медицинской помощью, в большинстве случаях приходится отказывать в предоставлении не только тех прямых данных, которые касаются факта обращения пациента и оказания ему медицинской помощи, но и тех данных, которые можно назвать косвенными его обращению за мед. помощью.
В своё время, я «заручился поддержкой Гиппократа», но не буду же я ссылаться на него в официальном ответе на запрос органа, не входящего в перечень лиц, которые могут получать информацию по факту обращения пациента в целом, поэтому, отвечаю, примерно, таким образом:
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Без согласия гражданина (пациента) или его законного представителя указанные сведения могут предоставляться только в предусмотренных законодательством случаях и лишь ограниченному кругу лиц, перечисленному в части 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С целью предотвращения разногласий по данному запросу, который направлен на получение сведений, формально, не относящихся к информации полученной при медицинском обследовании и лечении, полагаем, что в совокупности норм права, таких как право на неприкосновенность частной жизни, в том числе норм закона о персональных данных, — врачебной тайной являются как медицинские данные о пациенте, так и иная другая информация немедицинского характера о его личной жизни, взаимоотношениях с кем-либо, полученная в процессе оказания медицинской помощи.
До применения этой формулировки, которая разъясняет позицию необходимости в соблюдении тайны, связанной с личностью пациента, дополнительно предупреждающая возможные разногласия, было сложно: направлялись дополнительные уточняющие запросы, либо поступали звонки с манипулятивным настроем в плане бессмысленного буквоедства. Теперь эта формулировка работает на все 100%.
Самое интересное в профессии это находить истоки возникновения тех или иных норм, правил, тогда становится всё ясно и наполняется смыслом, а если ограничиваться поверхностными формулировками со ссылками на тривиальные фразы о правах человека, упираться в Конституцию и прочие эфемерные нормы, то всё становится каким-то искусственным и бессмысленным.
Юрист Петров Станислав Георгиевич, 2025


Уважаемый Станислав Георгиевич, благодарю Вас за разъяснения! (Y) Я считаю, что многие знают про врачебную тайну, но никто так глубоко не вдавался в подробности, но Вам удалось раскрыть факты, которые часто вводят в заблуждения! :) Отличный материал!
Таким образом, часто это расценивается так, что другие сведения, которые не связаны с медицинским обследованием получить можно.
Уважаемая Елена Анатольевна, большое Вам спасибо за внимание и комментарий, которым Вы попали в самую суть!(handshake) Я переживал, что публикация получилась не совсем понятная.
Уважаемый Станислав Георгиевич, не переживайте — публикация вполне понятна, просто у коллег, не так часто как у Вас возникает необходимость такого точного толкования понятия врачебной тайны :)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за внимание!(handshake) Тема соблюдения врачебной тайны, на самом деле, очень острая и содержит в себе множество нюансов и неоднозначных толкований, о которых, возможно, еще буду здесь рассказывать.
Уважаемый Станислав Георгиевич, очень интересный разбор этих юридических терминов. В настоящее время эти вопросы становятся очень актуальны с введением электронного оборота историй болезни. По крайней мере в Воронежской и Липецкой области принята в эксплуатацию система Квазар где отражается весь документооборот бюджетных учреждений. Благодаря этому любой врач, который имеет доступ в эту программу (по сути каждый врач, ведущий больных), имеет возможность беспрепятственно получить информацию о ЛЮБОМ человеке, который обращался за медпомощью.
Невольно стал очевидцем забавного случая. Урологи в поликлинике провели «левую» диспансеризацию пациента с диагнозом «хронический простатит», а у пациента жена оказалась причастна к медицине и имеет доступ в эту программу. Случился скандал в благородном семействе на тему: «зачем ты скрыл от меня свою болезнь?».
Программа эксплуатируется, говорят со временем по всей России будет подобная программа на которую будут завязаны абсолютно все медучреждения. Вот как быть тогда с правом пациента на тайну обращения за медпомощью? Ведь информация будет доступна ЛЮБОМУ.
Уважаемый Алексей Вячеславович, спасибо за внимание(handshake) Постепенно пытаюсь отслеживать введение различных электронных систем и углубиться в их суть, но они настолько часто меняются, что навеиваются мысли, как будто какие-то определенные всемогущие папы, имеющие власть, продвигают творения своих сынков, возомнивших себя айтишниками, а медики вынуждены сидеть и каждый раз разбираться в этих новых системах. А соотношения тайны с электронными базами, которые уже использовались и постоянно меняются, становятся общедоступны даже в определенной кругу в масштабах страны, в моем понимании, пока, логически не складывается.
Уважаемый Станислав Георгиевич, да, к сожалению есть такие подозрения. В нашем регионе это вторая попытка. Причем первая разработка была адекватная и работала, а действующая постоянно зависает, отказывается работать, так еще и всему белу свету предоставляет возможность видеть чем иванов болеет.
Уважаемый Алексей Вячеславович, поддерживаю!… и невольно отмечаю, что скоро помимо сотрудников полиции и врачи/медицинские работники будут привлекаться к уголовной ответственности за раскрытие персональных данных «искомых некими лицами» из каких-либо соображений... Вообще, оскомина по теме ПД, как их только не пытаются «охранять», только толку 0…
Уважаемый Станислав Георгиевич, наши с Вами ответы на запросы такого характера очень похожи. (Y)
Отмечу, что и врачам нужно периодически напоминать о необходимости соблюдать врачебную тайну и о том, что у врача нет обязанности раскрывать «все секреты» по звонку бабушки, дедушки и других родственников (я работаю в детском медицинском учреждении, у нас эта тема стоит очень остро).
Уважаемая Алёна Александровна, спасибо за внимание и комментарий!(handshake) согласен, тема звонков родственников и приёма «бабушки с внуком» острая, особенно обостряется когда бабушка из рукава достает, как ей кажется, козырь — доверенность.
Уважаемый Станислав Георгиевич, Приведенная публикация тонко и, главное, практически верно раскрывает сложности правоприменения норм о врачебной тайне. Действительно, разграничение «врачебной тайны» как обязанности субъектов медицины и «медицинской тайны» как фундаментального права пациента на конфиденциальность информации о своем здоровье и частной жизни, ставшей известной в процессе оказания помощи, является краеугольным камнем в защите прав граждан. Этот подход логически вытекает из конституционного права на неприкосновенность частной жизни и личную тайну, гарантированного Конституцией РФ. Работу Вы проделали колоссальную по написании публикации:) Спасибо за труд, очень нужная для нашего сообщества и профессионалов статья!
Уважаемый Михаил Меликович, спасибо за внимание и точно раскрывающий значимые моменты публикации комментарий!(handshake)
публикация безусловно полезная… Хотя в моей практике не было дел, когда кто-то кроме родственников хотел бы получить доступ к данным о состоянии здоровья другого человека... И потому оцениваю «ситуацию» с врачебной тайной с другой стороны… Например, родственник (папа, мама) по каким-то причинам не сообщает детям о своем заболевании… Между тем, качественная медицинская помощь не оказывается, время упущено, наступает негативный результат… Почему так рассуждаю? Так, из практики…
Например, в мае этого года ко мне обратился пожилой мужчина по вопросу оказания правовой помощи в истребовании документов его мамы умершей в 2025 году… Мужчина имел основания полагать, что его мама преждевременно умерла из-за ненадлежаще оказанной ей медицинской помощи, хотел получить её медицинские документы, чтобы обратиться к эксперту для проведения соответствующей экспертизы… Однако, все медицинские учреждения ему отказывали, со ссылкой и на врачебную тайну, и просто без каких-либо ссылок… Между тем, эксперт проводивший экспертизу трупа, случайно проговорился, что часть медицинской документации за определенный период времени отсутствует, ему не представлена… Качество такой экспертизы мужчину не устраивало...
Только в 2025 году ко мне обратились четверо по вопросу ненадлежащего оказания медицинской помощи их родственников, и в трех случаях был летальный исход… Например, женщина (медик), организовала массу мероприятий, чтобы вылечить мужа, оплатила дорогостоящую операцию, в ходе которой выяснилось
совершенно неожиданно, что у него в ЖКТ онкология на последней стадии… Умер он через пару месяцев, операция (по другому заболеванию) была конечно же бесполезной… Множество вопросов возникло к врачам, УЗИ, которые «слона то и не заметили»...Уважаемая Ирина Викторовна,
мужчина по вопросу оказания правовой помощи в истребовании документов его мамы умершей в 2025 году… Мужчина имел основания полагать, что его мама преждевременно умерла из-за ненадлежаще оказанной ей медицинской помощи, хотел получить её медицинские документы, чтобы обратиться к эксперту для проведения соответствующей экспертизы… Однако, все медицинские учреждения ему отказывали, со ссылкой и на врачебную тайнуКонституционным судом от 13.01.2020 N 1-П определена позиция о возможности разглашения мед. сведений родственникам умершего, но при условии, если пациент при жизни не выразил запрет о неразглашении.
После чего, в 2021 году, ст. 13 ФЗ-323 дополнена п. 3.1.: «После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам)....»
Уважаемый Станислав Георгиевич, спасибо за ссылку, позиция КС РФ мне известна 8-|… Однако, именно потому что КС РФ для медорганизаций «не указ»...., мужчина обратился к адвокату… И поверьте, нужно достаточно долго времени, путем подачи неоднократных жалоб, чтобы преодолевать «сохранение» врачебной тайны в таких, да и иных случаях…