Вдохновением для написания данной статьи стало моё вчерашнее удачное экстренное торможение для предотвращения наезда на велосипедиста. Говорят, перед смертью у человека пролетает вся жизнь, надеюсь, велосипедист успел увидеть этот фильм, у меня же за какие-то доли секунд пролетела вся судебная практика, начиная от дел по ДТП, и заканчивая делами об условно-досрочным освобождении.
Уже вечером, разбирая полеты, Я пришел к тому выводу, что случаи наезда механических транспортных средств на лиц, управляющих велосипедами, далее велосипедисты, не так уж и редки, по крайней мере, в моей практике подобных дел несколько.
Тяжесть вреда здоровью, причиненная велосипедисту, от наезда механического транспортного средства, как правило, более серьезная, чем причиняемая пешеходу при тех же условиях дорожной обстановки, что обусловлено более высокой скоростью движения велосипедиста, его падением с более высокой высоты, чем высота падения пешехода, его взаимодействием с велосипедом при падении.
Анализ обстоятельств известных мне ДТП с участием механического транспортного средства и велосипеда позволил сделать вывод о том, что наезд механического транспортного средства на велосипедиста происходил именно при совершении водителем механического транспортного средства маневров, связанных, например, с поворотом направо с пересечением, в том числе регулируемого пешеходного перехода, либо с перестроением на крайнюю правую полосу (от тротуара).
Во всех случаях водители механических транспортных средств в своих объяснениях указывали, что велосипедист в их поле зрения «не понять, откуда он взялся». Данное позволяет утверждать, что появление велосипедиста для водителей становилось неожиданностью, и принятие экстренных мер торможения оказывалось безуспешным – наезда избежать не удавалось.
Предлагаю обратиться непосредственно к нормам правил дорожного движения, регламентирующим участие велосипедистов в дорожном движении.
Так, Правила дорожного движения, далее ПДД, относят велосипед к транспортному средству, а лицо, управляющее велосипедом, называют водителем (п.1.2.).
Лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущих санки, тележку, детскую или инвалидную коляску приравниваются к пешеходам (п.1.2). При этом ПДД определяют пешехода как лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. (Полагаю, что под лицом, ведущим велосипед, подразумевается именно лицо, идущее пешком, держа велосипед за руль, поскольку лицо, осуществляющее движение на мотоцикле, т.е. мотоциклист, заведомо не может быть приравнено к пешеходу).
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации говорят о том, что велосипед должен иметь исправный тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
ПДД предъявляют к движению велосипедов и мопедов дополнительные требования. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет. Данный пункт ПДД имеет примечание, согласно которому по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств — специального регистрационного знака.
ПДД обязывают велосипеды двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
ПДД запрещают водителям велосипеда и мопеда:
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом (п.24.3).
На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. (Раздел 24 ПДД).
Кроме того, Раздел 6 ПДД содержат нормы о регламентации движения велосипедов сигналами светофора.
Относительно регламентации нормами ПДД поведения водителей транспортных средств по отношению к велосипедистам можно назвать п.8.3., согласно которому при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает, а также п.13.1, согласно которому при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Анализ ПДД позволяет утверждать, вопреки встречающемуся мнению, что водителю велосипедов, т.е. велосипедисту, запрещено осуществлять движение по тротуару и пешеходным переходам (Готов услышать иную обоснованную точку зрения).
Так, согласно п.1.2., «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу
«Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Пешеходом же является, как было указано выше, лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
В повседневной жизни можно наблюдать такие наиболее частые и опасные нарушения ПДД, совершаемые велосипедистами, как движение велосипедиста по тротуару, пересечение проезжей части по пешеходному переходу и пересечение проезжей части с тротуара одной стороны дороги на тротуар другой стороны дороги.
Не вызывает сомнения, что скорость движения велосипеда в несколько раз превышает скорость движения пешехода, и может составлять не менее 10-20 км/ч. Водитель транспортного средства при повороте направо, полагаю, ожидает увидеть прежде всего пешехода, чья скорость движения составляет около 5 км/ч. Именно с объектом движения такой скорости водитель готов встрече на дороге.
Обзорность с места водителя ограничена не только углом зрения водителя, радиусом поворота головы водителя (например, при шейном хондрозе данный радиус уменьшается значительно), но и конструктивными элементами транспортного средства, например, боковыми стойками, загрязненными стеклами.
При совершении на регулируемом перекрестке поворота направо, водитель механического транспортного средства обозревает отсутствие опасности в виде переходящего проезжую часть пешехода справа, продолжая выполнение начатого маневра, обозревает отсутствие такой же опасности слева, после чего совершает поворот головы по ходу движения либо снова вправо, в этот момент происходит наезд на «не понять откуда взявшегося велосипедиста».
Механизм совершения данного ДТП становится изначально возможным в следствие нарушения прежде всего водителем велосипеда, т.е. велосипедистом, запрета на движение по тротуару и по пешеходному переходу, в следствие гораздо более высокой скорости движения велосипедиста по сравнению с ожидаемой водителем скоростью пешехода, в следствие стремительного приближения велосипедиста к пешеходному переходу в момент обозрения водителем опасности для своего движения слева.
На первый взгляд всё просто нарушение велосипедистом ПДД, как говорится, налицо и никакой вины водителя механического транспортного средства нет.
Однако вероятность наезда на велосипедиста напрямую зависит также от скорости движения механического транспортного средства и времени реакции его водителя на опасность.
Согласно п.10.1. ПДД, «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Таким образом, в случае наезда на велосипедиста и причинении ему легкого вреда здоровью или вреда здоровью средней тяжести, у водителя появляется перспектива привлечения к административной ответственности по ст. 12.24 КОАП РФ, а в случае причинения велосипедисту тяжкого вреда здоровья или смерти велосипедиста – и к уголовной по ст. 264 УК РФ.
По логике правоприменителя виноват не тот, кто нарушает ПДД первым, т.е. велосипедист, осуществляющий движение по тротуару и пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу, а тот, кто не успевает предотвратить наезд, т.е. водитель механического транспортного средства, поворачивающий направо. Уголовное дело с аналогичной логикой правоприменителя можно найти в данном уголовном деле, где виновным оказался не тот, кто ночью по середине проезжей части оставил прицеп с углем, а тот кто «быстро» ехал, при этом не превышая допустимую скорость движения.
Кроме того, согласно ст. 1079 ГК РФ, транспортное средство, например, автомобиль, автобус, является источником повышенной опасности. В то время как велосипед, также являющийся транспортным средством, судебной практикой к источнику повышенной опасности не относится. Данное означает, что водитель, например, автомобиля или автобуса, совершивший наезд на велосипедиста, несет гражданско-правовую ответственность перед велосипедистом независимо от своей вины.
В настоящей публикации мною затронут лишь один из возможных вариантов наезда водителем механического транспортного средства на велосипедиста. В целом для профилактики данного вида ДТП считаю необходимым рекомендовать водителю механического транспортного средства ожидать опасность на дороге даже тогда, когда опасности заведомо нет; пересекать пешеходные переходы на как можно более низкой скорости движения; осознавать пешеходный переход как зону повышенной опасности; ожидать наличие велосипедиста в «мертвой зоне».
Относительно своего дорожного случая с велосипедистом могу сказать однозначно: предотвратить наезд позволила исключительно как можно более низкая скорость движения моего автомобиля при повороте направо и моя реакция на опасность, благодаря чему применение экстренных мер торможения оказались результативными.
Соблюдайте Правила дорожного движения. Будьте взаимовежливы на дорогах.