Приведу пару примеров.
Когда на гражданина О., подозреваемого в незаконном предпринимательстве и извлечении дохода в особо крупном размере, возбудили уголовное дело по ст.171 УК РФ, он заключил с адвокатом соглашение на защиту интересов в ходе предварительного расследования и сделал предоплату в размере 60 000 рублей. Как сказано в исковом заявлении, адвокат к своим обязанностям не приступил, неоднократно отказывался присутствовать на следственных действиях, а его участие в деле свелось к предъявлению ордера следователю. Потому подозреваемый был вынужден заключить соглашение с другим адвокатом, которому выплатил 15 000 рублей. Затем уголовное дело на этапе следствия было прекращено.
И тогда бывший доверитель обратился в Центральный районный суд Хабаровска с иском к адвокатской коллегии и первому из адвокатов о возмещении вреда, причиненного из-за недостатка услуг. Он просил возместить ему убытки, в связи с тем что недоработки одного адвоката пришлось устранять другому адвокату (третьему лицу), на оплату услуг которого он понес дополнительные расходы. Кроме того, истец просил компенсировать моральный вред и взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.Аналогичные исковые требования к адвокату и коллегии заявил в мировой суд судебного участка № 24 Центрального района Хабаровска гражданин Ю., обвиняемый в присвоении чужого имущества в крупном размере (ч. 3 ст. 160 УК РФ). В качестве предоплаты за юридические услуги он внес 30 000 рублей, но адвокат, по его мнению, четыре месяца бездействовал, от встреч со следователем уклонялся, а только давал необоснованные обещания в благоприятном исходе дела. В результате доверитель был вынужден пригласить нового защитника.
Надо заметить, иски эти суды не удовлетворили. Во-первых, они обоснованно исходили из того, что адвокатские образования не являются надлежащими ответчиками, а законодательство о защите прав потребителей и компенсации морального вреда на данную группу правоотношений не распространяется.Во-вторых, суды пришли к выводу, что адвокаты оказывали определенную юридическую помощь в виде ознакомления с материалами дела, консультаций подзащитным на основании изучения постановлений и протоколов следственных действий, иной документации…
А истцы, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представили доказательств, что в основе заключенных с ними соглашений заложены конкретные услуги с указанием стоимости каждой из них, а также размеры уплаченных частей гонораров, не отработанных адвокатами на момент отказа от их услуг.
Несмотря на то что указанные решения были оставлены без изменения судами кассационной и апелляционной инстанций, игнорировать такие случаи не стоит. И, если такой спор все же возник, важно знать и учитывать правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 24 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”.
Суть ее в следующем.Если сведения, по которым возник спор, сообщены при рассмотрении другого дела участвовавшими в нем лицами, и были оценены судом при вынесении решения, они не могут быть оспорены в порядке ст. 152 ГК РФ. Нормами ГПК РФ и УПК РФ установлен специальный порядок исследования и оценки данных доказательств.
Иными словами, защита чести, достоинства и деловой репутации адвоката в подобных случаях должна осуществляться в рамках первоначального иска клиента, что предопределяет ее повышенную сложность. Если по ст. 152 ГК РФ обязанность доказать соответствие действительности сведений лежит на лице, их распространившем, то по делам, о которых мы ведем разговор, уже адвокат на основании ст. 56 ГПК РФ обязан доказать, что он надлежащим образом оказывал услуги.
В наших случаях адвокаты предоставили суду соглашения с доверителями и документы об оплате, материалы адвокатских производств (досье) на клиентов, значение которых трудно переоценить. А чтобы избежать дополнительных обвинений в нарушении адвокатской тайны, досье приобщалось к материалам дела с предварительного согласия клиента.
Кроме того, адвокаты предоставили свои рабочие планы, графики встреч с клиентами за спорный период, свидетельства очевидцев и т. д. Ну и самое главное, что повлияло на благополучное для адвокатов разрешение споров, – суды сочли необходимым изучить материалы уголовных дел, в рамках которых адвокаты оказывали юридическую помощь по спорным соглашениям.
Само возникновение подобных споров, как и сложность доказывания факта надлежащего оказания услуг и их объемов, свидетельствует не только о недобросовестности клиентов, но и небрежном поведении коллег.
На самом деле, если адвокат, следуя рекомендациям Федеральной палаты адвокатов РФ, заключает с клиентом соглашение, содержащее все предусмотренные п.4 ст.25 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре” существенные условия, да еще максимально подробно ведет адвокатское производство (досье) на клиента, то сама возможность появления судебных исков к адвокатам становится минимальной.
Подготовила Наталья НЕВСКАЯ,спецкор “Российского адвоката”по Дальневосточному федеральному округу
Фото Даниила ЛИТВИНЕНКО
перепечатано с сайта журнала «Российский адвокат».


Нужно быть о-о-очень недальновидным человеком, чтобы предъявлять иск к своему собственному адвокату, и не догадываться о последствиях. Где то на этом сайте я видел дело по иску к адвокату, закончившееся взысканием судебных издержек с истца...
Уважаемый Алексей Александрович, согласен, это как минимум странно
Выбрать кому предъявлять иск, не составляет никакого труда, однако же необходимо предполагать чем это дело может обернуться и для адвоката и для истца, правильно говорит LexDemon, что даже такое дело может закончиться плачевно. Однако все зависит от того, насколько добросовестно исполнял адвокат свои обязанности по отношению к клиенту.
Конечно разные люди попадаются и адвокаты могут относиться к такой (разной) категории.
Ой, я читала, читала, читала… и поняла, что я уже такое где-то читала. Что — то наподобе "Диффамация в отношении защитника в деле по иску клиента о взыскании гонорара". Да?
В принципе, темы похожи, но проблемы далеко не одинаковы. Одно дело когда клиент требует вернуть якобы неотработанный гонорар, а другое — когда желает возметить свои действительные или мнимые издержки. Ну а когда адвокат добивается оговоренной оплаты с клиента — уже совсем третье...
Коллеги, в принципе, как верно заметила Соня, эта статья уже публиковалась на сайте, под ее первым названием Диффамация в отношении защитника в деле по иску клиента о взыскании гонорара.
Впервые же она была опубликована в «Вестнике адвокатской палаты Хабаровского края» Вып. 8. 2008.
затем помимо публикации в «Российском адвокате» ее перепечатывали и региональные адвокатские издания.
Так, что затронутая в ней тема упала на благодатную почву.
Что же касается того, кто из моих друзей повторно разместил эту статью на этом сайте, об этом история умалчивает, поскольку я этого не делал. В любом случае рад, что по существу одна и таже статья вызвала повторное обсуждение.
Если кого-то факт повторного размещения заморачивает — могу удалить...
Алексей Владимирович, меня ни капельки не заморачивает Ваша статья. Наоборот, я очень рада, что данная тема оказалась столь популярна и соответственно является актуальной.
Тема и правда интересная, а почва благодатная. Предьявлять иски к адвокату — примерно тоже самое, как обвинять доктора в том, что не смог вылечить хронический триппер одной таблеткой.
Меня что в свое время побудило статейку эту тиснуть:
— представление интересов коллегии по одному из приведенных в ней дел, это во-первых;
— а во-вторых, хотелось намекнуть товарищам, что скроменее надо быть в конце-то концов…
Есть рекомендации ФПА по осуществлению адвокатской деятельности, есть Кодекс этики и закон, наконец. И не надо в этой связи ничего выдумывать, наше дело прежде всего бумажное, бюрократическое — сиди ходатайства строчи, защищай во-обсчем. А рассуждения типа: "Я ордер вложил и дело прекратилось", — хороши для междусобойчика в теплой компании за кружечкой пива, конечно для тех кто еще упоряблеят ныне реализуемое под названием этого напитка поило.
Пренебрежение названными правилами, на мой взгляд:
— чаще всего вредит качеству оказания услуг и соответственно негативно влияет на результат;
— влечет, к тому же, возникновение у клиента недопонимания, зачастую влекущего подобного рода иски.
"Клиент твой — враг твой", — говорили прежние поверенные. Я конечно, не настолько еще мизантроп, но из подзащитных врагов по собственной небрежности делать также никому не советую.
Самая правильная мысль: "намекнуть товарищам, что скроменее надо быть в конце-то концов..." Крайностей всегда хватет, но они никому не нужны. Лучше до таких ситуаций не доводить
Мда, не любят наши казнохраны расставаться с денежками, а уж по административным делам и подавно. Надо учить...
Кстати, — а почему ссылка текстовая, есть же возможность вставить нормально — неудобно заниматься Ctrl+C & Ctrl+V
Алексей Владимирович, затронутая Вами тема, действительно болезненная, и для того чтобы подобные ситуации не возникали, с одной стороны "нужно быть скромнее", а с другой работать так, чтобы ни у кого из наших клиентов даже мысли о предъявлении требований к своему защитнику не возникало.
Но ведь бывают такие адвокаты-индивидуумы, которые действительно ничего не делают, максимум на заседании выступят экспромтом. Иван Николаевич, как можно защитить право на качественную юридическую помощь за свои деньги? Ведь действительно подавать подобные иски просто нецелесообразно.
Для того, чтобы не подавать подобные иски, нужно вначале думать, а потом делать:
1. Использовать свое право на выбор адвоката, т.е. предварительный анализ его деловой репутации, специализации, опыта и т.п.
2. Заключать соглашение с адвокатом, исходя из результата, полученного на этапе № 1, и с учетом своих финансовых возможностей.
3. При заключении соглашения с адвокатом, обсуждать механизмы взаимопроверки готовности группы: «клиент-адвокат» к различным действиям, т.к. бывают случаи, когда клиент не только не помогает адвокату, но и может даже навредить (причем себе).
Соблюдение этих простых правил, как правило, позволяет избежать неожиданных разочарований :)
Спасибо за Ваш, как всегда должным образом аргументированный, ответ.
Уважаемый Иван Николевич, вы как всегда правильно, определили основную смысловую направленность материала.
Благодарю за публикацию! Ценная инфа.