Когда религия еще не превратилась в самобытийную и на себя зацикленную вещь, а была средством, которое позволяет быть сопричастным Богу, формирование Уголовного закона происходило именно в традиции религиозного отношения к человеку, где в преступлении всегда видели следствие человеческого, обладающего соответственно волевым и интеллектуальным началом. Отсюда понятие злонамеренности деяния.
Предполагается, что известность в человеческом такова, что исследуя человека определенным образом мы всегда можем ретроспективно установить его бытие в области возможности (бытие мысли) в интересующий нас момент (для целей квалификации – совершение преступления). таким образом, и Уголовный закон унаследовал эту эвристическую особенность – предполагать за своими методамипознания ( реализация уголовно- процессуальной формы) возможность установить «мысленное содержание человека» (субъективная сторона преступления). При этом предполагается, что умысел находит отражение в области действительного, а действительность воспринимает следы реализации умысла.
Итак, аффект характеризируется законодательными признаками: внезапность, степень душевного волнения (сильное), непосредственная причинно- следственная связь между противоправным поведением потерпевшего (различные формы) и аффективным состоянием (ст. 107 ч. 1 УК РФ). Прибавляем к этому бурную моторную деятельность (проявление – множественность ранений) и такую характеристику как сужение сознания и получаем возможность квалификации убийства в состоянии аффекта. Итак, законодатель полагает, что эти признаки будут однозначно свидетельствовать о наступлении у лица аффективного состояния. Они, по мнению законодателя, исключают умышленность.
Так ли неповторимы эти признаки, чтобы быть достаточными для безошибочной квалификации?
Что это означает на практике. Можно ударить человека один раз ножом, можно вообще не бить ножом (пересечь лучевую артерию, например- классика) и ваши действия будут квалифицированы по ст. 105 УК РФ. А можно, имитируя состояние аффекта перемолвиться с жертвой парой слов (для ссылки на видеодокументирование), завязать ссору, и после нанесения смертельного удара продолжать наносить хаотичные удары (имитация бурной деятельность), выкрикивать разные слова и иным образом имитировать душевное волнение.
Тоже самое касается и огнестрельного оружия (не один выстрел, а разряжение магазина до отведения затвора, продолжать нажимать на курок, пытаясь выстрелить, совершая хаотичные толчковые движения — свойственно непрофессиональным стрелкам). Даст ли это шанс обвинению в суде присяжных при квалификации, например, по ст. 105 ч. 2 УК РФ? Не думаю. Молодец ли законодатель, что так описывает состояние аффекта? Не уверен. Смогут ли достоверно установить имитацию? Не знаю.
Пользуются ли этой недоработкой? Еще как.
Sapienti Sat!