Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. (далее — Закон) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Сама по себе задумка неплохая, но чудеса законодательной логики и пренебрежение правилами юридической техники, привели к тому, что цели принятия этого закона, для большинства семей — потенциальных получателей этих самых мер государственной поддержки, оказались практически недостижимыми и бесполезными. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» ©
Что же такое материнский (семейный) капитал, кому он принадлежит, и как его можно использовать?
В статье 2 ФЗ № 256 от 29.12.2006 г., даны основные понятия, установленные этим законом:Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);В этой части статьи второй Закона, фактически воспроизведены его цели, ранее приведённые в преамбуле, с той лишь разницей, что обеспечение права на достойную жизнь семей, оказывается включает только улучшение жилищных условий, и повышение уровня образования и пенсионного обеспечения.
Исходя из конкретизированного законодателем понимания достойной жизни, государство совершенно не интересуют вопросы пропитания семьи, во что одеваются дети и родители, имеют ли они возможности для отдыха и лечения, да даже пусть и просто для развлечения. Неужели представления наших депутатов о достойной жизни настолько убоги?
Лично для меня осталось не понятным, почему это вдруг наши законотворцы решили, что купить «домик в деревне» с использованием средств материнского капитала, и обязав при этом наделить всех членов семьи долями в этой избушке (т.е. фактически спровоцировав в будущем споры о выделе этих долей и распоряжении ими), а вот сделать ремонт или обновить мебель в уже имеющейся квартире «низзя!»?
Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;В этом определении указывается источник финансирования и оператор, уполномоченный на производство выплат средств материнского (семейного) капитала их конечным получателям.
По сути, на органы ПФР возложены обязанности банковского операциониста, проверяющего основания и реквизиты платежей, но никак не распорядителя самих средств материнского капитала, которыми могут являться только те, кому они предназначены для достойной жизни.
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.В третьей части ст. 2 Закона, содержится указание на документ, подтверждающий право на получение средств дополнительной государственной поддержки, и одновременно на момент, с которого эти самые средства переходят в собственность семьи, для поддержки которой они и предназначены.
По своей сути, выдача сертификата на материнский капитал, аналогична выдаче депозитарной расписки, аккредитива (ст.ст. 867 ГК РФ), или векселя, и с этого момента, бюджетное (т.е. административное) обязательство, трансформируется в гражданско-правовое, т.е. в обычное долговое — на ПФР возлагается обязанность оплачивать расходы владельца сертификата, в пределах установленной суммы, при предоставлении соответствующего заявления и определённых документов.
Если ещё проще — выдача сертификата на материнский капитал означает, что с этого момента, средства господдержки, перестали быть бюджетными, т.к. право на их получение уже проверено и подтверждено. С этого момента, деньги принадлежат уже не государству или пенсионному фонду, а владельцу сертификата, просто он ими ещё не успел воспользоваться, и они временно хранятся в ПФР как вклад в банке, и ждут, когда их новый хозяин (уже НЕ государство) ими распорядится.
По аналогии с банком — операционист проверяет документы владельца счёта, аутентичность его подписи, остаток средств на счете и реквизиты получателя платежа, после чего исполняет распоряжение владельца счёта. Банк осуществляет операции с денежными средствами своих клиентов, и не вправе контролировать, и тем более определять цели своих клиентов — это не его дело! Всё законно (ст.ст. 863 — 866 ГК РФ) и логично.
Однако, в случае с материнским капиталом «что-то пошло не так» — мыслительная деятельность правоприменителей споткнулась об упоминания бюджета, как первоисточника средств дополнительной господдержки, и в приговорах массово стали появляться подобные выверты:
«М, неправомерно завладев денежными средствами Управления Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области в размере 374 920 рублей 30 копеек, предоставив заведомо ложные и недостоверные сведения, обратив денежные средства в свое безвозмездное пользование, чем причинила Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе по Иркутской области ущерб в крупном размере. М. судом была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, и ей назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев».
Помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Климова А.Н.
Или ещё круче:
«приговором мирового судьи Койгородского судебного участка РК от 17.09.2012 года К. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Приговором установлено, что К. незаконно, путем обмана похитила денежные средства из федерального бюджета Российской Федерации путем распоряжения средствами материнского капитала по своему усмотрению (приобретение автомобиля) на цели, не предусмотренные Законом Российской Федерации N 256-ФЗ от 29.12.2006 года».
Апелляционное определение ВС Республики Коми от 27 мая 2013 г. по делу N 33-2833/2013С какой это стати, распоряжение средствами СВОЕГО материнского капитала, вдруг стало хищением? Неужели взрослые люди, имеющие высшее юридическое образование, действительно не понимают, что собственник ничего не может похитить у самого себя?
Иначе как мозаичностью мышления, массово поразившей правоохренителей в мундирах и сутанах, я этот феномен объяснить не могу…
Ну вы блин даёте! Что это было? ©
Я конечно понимаю, что не от хорошей жизни наши законодратели так расщедрились — виной всему удручающая демографическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, и эту ситуацию конечно нужно исправлять.Но я не понимаю, почему бездумное законопроизводство только стимулирует социальное неравенство и заставляет многие тысячи людей искать способы обналичивания материнского капитала, а безумное законоприменение обрекает ещё большее число людей на знакомство с уголовным кодексом, судебные тяжбы, и почти гарантированную судимость, которая впоследствии негативно скажется на всех членах семьи.
Неужели это и есть то самое, декларируемое государством, обеспечение достойной жизни семьям, имеющим детей?
Безусловно, я против того, чтобы средства материнского (семейного) капитала расходовались родителями-забулдыгами вопреки интересам семьи и детей, но ведь мы: адвокаты, следователи, прокуроры, судьи, мы ВСЕ = ЮРИСТЫ, и мы ВСЕ обязаны правильно понимать закон, ИМЕННО ЗАКОН, а не чьи-то бюджетно-политизированные софизмы.Dura Lex, sed Lex
Если уж нашим правохоронителям так хочется «огорчить до невозможности» многодетных родителей, и непременно сделать из них уголовников, то даже в этом случае должны применяться исключительно законные средства, которых в нашем уголовном кодексе с избытком.Прежде всего, к своре всевозможных контролёров, можно попробовать примерить ст. 285.1 УК РФ, которая так и называется: нецелевое расходование бюджетных средств. А что, пусть тоже поучаствуют в улучшении показателей раскрываемости, и увеличении доли граждан, вкусивших прелестей тюремной романтики.
Ну а самим получателям средств материнского капитала, можно инкриминировать ст. 330 УК РФ (Самоуправство), т.к. на большее, их самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, явно «не тянет».
P.S. Дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, в отношении моей доверительницы, ещё далеко не закончено, и в суд попадёт (если попадёт) не раньше осени, но по моим сведениям, некоторые слабовольные фигуранты, лишь бы выйти из СИЗО, уже согласились на заключение досудебного соглашения со стороной обвинения, а значит будут осуждены именно за то, в чём они сами сдуру признались, а вовсе не за то, что на самом деле делали…