В силу части 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. А навязывание банком конкретной страховой компании, как было раньше (возможно практикуется в настоящее время) и вовсе ущемляет права потребителя. Суды указывают на то, что требование банка о страховании заемщика в конкретной названной банком страховой компании и навязывание условий страхования при заключении кредитного договора не основано на законе. (Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013).
Устанавливая в кредитном договоре в качестве страховщика конкретную страховую компанию, банк обязывает заемщика застраховаться только в этой страховой компании, нарушая тем самым право потребителя на свободу выбора стороны договора (страховой компании) и право на заключение самого договора (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).
Теперь банки нашли новый способ навязать услуги по страхованию, поставив процентную ставку в зависимость от страхования. Тем самым банки снова фактически навязали услуги по страхованию, но уже другим способом, законность которого предстоит оспаривать в ФАС России или судах общей юрисдикции.
К сожалению, пока судебная практика по признанию недействительными пунктов кредитных договоров, ставящих процентную ставку в зависимость от страхования не в пользу потребителя. Суды приходят к выводу, что страхование относится к мерам по снижению риска невозврата кредита, в связи с чем, предусмотренная кредитным договором возможность повышения процентной ставки в случае отказа от страхования не нарушает права потребителя (Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.05.2015 по делу N 33-7741/2015).