Мы живём в достаточно жестоком мире, в котором люди совершают преступления. По аналогии с поговоркой «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», каждый из нас может стать потерпевшим от того или иного преступления — и хорошо, если оно не будет связано с применением насилия.
Традиционно отношение к потерпевшим со стороны правоохранительных органов, да и суда, можно охарактеризовать как пренебрежительное. Внимание им достаётся по остаточному принципу — приди на допрос, подпиши отказ от ознакомления с экспертизами и делом, да ступай с богом. В суд можешь не ходить. Гражданский иск? Ай, заявишь в суде. В который можешь не ходить, да.
Яркая иллюстрация такого отношения — в публикации Олега Витальевича Матвеева. «Терпила» — слово из арестантского жаргона перекочевало в лексикон правоохранителей, судей, да и некоторых адвокатов тоже. Лично меня оно коробит, не использовал его никогда.
Становясь жертвой преступления, зачастую потерпевший оказывается один на один с бездушием правоохранителей, давлением со стороны «обидчика», и прочими неприятностями. Присказка «когда убьют, тогда и приходите» родилась не на пустом месте, иногда прорываясь в реальный мир. Нередко путь от заявления о преступлении до возбуждения уголовного дела занимает один-два года, а расследование и рассмотрение дела — и того больше. За это время проходят сроки давности, умирают обвиняемые или потерпевшие, меняется законодательство.
Большинство потерпевших получают несколько однотипных отказов в возбуждении уголовного дела и опускают руки. Некоторые борются сами. Некоторые приглашают представителей, которые, как правило, работают не бесплатно. Возмещение расходов потерпевшего на представителя — достаточно больная тема, поскольку расходы нужно понести сейчас, а компенсация будет когда-нибудь потом.
ст. 131 УПК РФ предусматривает возмещение процессуальных издержек "за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства".
Вот это вот дьявольское «либо» привело к тому, что практика по компенсации расходов на потерпевшего в разных регионах диаметрально противоположная. Где-то суды, не мудрствуя лукаво, «взыскивают» расходы с осужденного, выдавая потерпевшему исполнительный лист, который никогда не будет исполнен. Где-то подход более человечный: расходы компенсируются за счёт бюджета с последующим взысканием с осужденного. Такая практика есть у вашего покорного слуги, с заявлением и постановлением можно ознакомиться.
В любом случае, в современной непростой (со всех сторон) ситуации государство стремится оптимизировать свои затраты на разные скучные социальные обязательства, поэтому без особой шумихи, явочным порядком с 27 октября 2022 года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, которым урегулирован порядок возмещения процессуальных издержек.
Традиционно адвокатов интересуют положения этого постановления, относящиеся к выплате вознаграждения за участие в уголовных делах по назначению. Теперь постановление дополнено пунктом 22.3, приведу его практически полностью:
22.3. Расходы потерпевшего по уголовному делу, связанные с выплатой вознаграждения его представителю, возмещаются за счет средств федерального бюджета в ходе досудебного производства по уголовному делу на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора в размерах, обоснованных подтверждающими документами, но не превышающих следующие значения:
а) по делам в отношении 3 или более подозреваемых, обвиняемых, в случае предъявления обвинения по 3 или более инкриминируемым деяниям, по делам, объем материалов по которым составляет более 3 томов, за один день участия в ночное время — 2710 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, — 3027 рублей, в остальное время за один день участия — 2008 рублей;
б) по уголовным делам, возвращенным в порядке, предусмотренном статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и при условии участия в судебном заседании с участием присяжных заседателей, в Верховном Суде Российской Федерации, кассационном суде общей юрисдикции, апелляционном суде общей юрисдикции, кассационном военном суде, апелляционном военном суде, верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде за один день участия в судебном заседании в ночное время — 3146 рублей, за один день участия в судебном заседании, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, — 3484 рубля, в остальное время за один день участия в судебном заседании — 2236 рублей;
в) по делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых либо с участием несовершеннолетних потерпевших, не достигших возраста 16 лет, по делам в отношении подозреваемых, обвиняемых, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, по делам в отношении подозреваемых, обвиняемых, которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту, а также по уголовным делам, возвращенным в порядке, предусмотренном статьей 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и при условии участия в закрытом судебном заседании или вне зданий судов за один день участия в ночное время — 2278 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, — 2580 рублей, в остальное время за один день участия — 1784 рубля;
г) в иных случаях, не предусмотренных подпунктами «а» — «в» настоящего пункта, за один день участия в ночное время — 1846 рублей, за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, — 2132 рубля, в остальное время за один день участия — 1560 рублей.
Как мы видим, размеры компенсации приравнены к оплате вознаграждения защитника по назначению. Порядок подсчёта аналогичен: оплачивается каждый день занятости, включая следственные действия и иные действия адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии предоставления подтверждающих документов.
Сразу же возникают вопросы:
Во-первых, внесённые изменения касаются только досудебной стадии производства. Каким образом суды будут определять размер возмещения за работу представителя при рассмотрении дела в суде?
Во-вторых, будут ли возмещаться затраты на работу до возбуждения уголовного дела: составление и подача заявления о преступлении, присутствие на опросах заявителя (которых может быть не один и не два), обжалование отказов в возбуждении уголовного дела прокурору или в суд? В соответствии со статьей 5 УПК досудебное производство начинается с момента получения сообщения о преступлении, поэтому, на мой взгляд, должны возмещать.
В-третьих, затраты потерпевшего на представителя могут превысить установленные «расценки». Каким образом и с кого взыскивать остаток? С осужденного, как вариант. В конце концов, право потерпевшего на компенсацию расходов на представителя (пока что) из УПК не убрали.
В-четвёртых, будут ли компенсированы расходы по «живым» делам, произведённые до 27 октября 2022 года? В постановлении правительства это никак не урегулировано. Зная подход к экономии бюджетных средств, выражу уверенность в том, что нет.
Следователи «на местах» пожимают плечами и удивляются нововведению, до них его пока что никто «не довёл». Как будет складываться практика, увидим в ближайшее время. Однако прямо сейчас нужно завести привычку документировать каждую встречу и каждый «чих» по делам, где адвокат, юрист выступает в качестве представителя заявителя, а в дальнейшем, и потерпевшего. Встречи для консультаций, написание заявлений, жалоб, участие в судебных заседаниях (в порядке ст. 125 УПК РФ, например), и так далее. Пригодится.