В августе 2016 года на автомагистрали Кемерово — Ленинск-Кузнецкий произошло резонансное ДТП в котором погибли два пассажира — члена детско-юношеской команды по футболу, и ещё несколько получили серьёзные травмы. Их тренер в это время находился в другом автомобиле.
Обстоятельства ДТП из обвинительного заключения:
«водитель» не имея водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории, управлял автобусом HyundaiGrandStarex,… двигался по левой полосе … автомобильной дороги… обозначенной дорожным знаком 5.1 (автомагистраль)...
Водитель, не учитывая интенсивность движения на данном участке автодороги, в виде движущихся в попутном направлении транспортных средств, скорость избрал не только без учета дорожной обстановки, но и с превышением скорости, предусмотренной для движения на автобусе вне населенного пункта – не более 90 км/ч, вел автобус со скоростью более 90 км/ч, которая не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства ...
При возникновении опасности для движения, в виде повреждения шины правого заднего колеса, воздействовал на рулевое управление своего автобуса, изменил траекторию его движения, то есть совершил небезопасный маневр. В результате своих действий допустил занос автобуса с последующим наездом на неподвижное препятствие – металлическое дорожное ограждение, расположенное слева по ходу движения, тем самым нарушил требования ПДД РФ…
Первоначальная позиция защиты была простой, и коротко её можно изложить так: «водитель ехал себе ехал, ничего не нарушал, колесо внезапно лопнуло, машину занесло, он потерял управление, машину занесло, а потом он ничего не помнит, и от дачи показаний отказывается на основании ст. 51 Конституции РФ».
На этой стадии, следователь откровенно «высказывал озабоченность» по-поводу перспектив этого дела, поскольку считал, что раз причиной заноса и дальнейшего столкновения стало лопнувшее колесо, а не действия водителя, то и вины его в наступлении страшных последствий нет — просто несчастный случай.
Естественно, мы не могли согласиться с таким подходом, и нам пришлось оказать помощь следователю в сборе доказательств, для чего нами были подготовлены несколько ходатайств, результаты рассмотрения которых, на наш взгляд, и привели к изменению позиции следователя, передаче уголовного дела в другое следственное подразделение, и в конечном счёте к вынесению водителю обвинительного приговора.
В распоряжении следствия имелась запись с видеорегистратора попутного автомобиля, запечатлевшего как сам момент ДТП, так и довольно продолжительный период его движения до аварии.
На тот момент местные эксперты не могли ничего вразумительного по этой видеозаписи сказать не могли, и никаких обоснованных выводов по ней не сделали. Однако, мы знали к кому следует обращаться в таких случаях, и именно наш, праворубский, эксперт Никонов В.Н., не только помог сформулировать вопросы эксперту, но и объяснил каким методом можно найти ответы на эти вопросы.
После того, как мы заявили следователю ходатайства о проведении экспертиз и поделились полученными от Владимира Николаевича подсказками, дело сдвинулось с мёртвой точки — экспертизы были назначены, хотя и не в Уфу, а в Кемерово и Новосибирск, но полученные результаты были неутешительными для стороны защиты. Напомню: мы в этом деле поддерживали сторону обвинения — представляли интересы потерпевших.
Кроме того, для подтверждения нашей версии, мы получили экспресс-консультации экспертов Семячкова А.К. и Туманова Э.В., которые так же помогли нам сформулировать вопросы экспертам в части наличия причинно следственной связи между тем, что пассажиры не были пристёгнуты ремнями безопасности, и наступившими трагическими последствиями.
После ознакомления с заключениями экспертов, позиция стороны защиты диаметрально изменилась, и водитель дал полностью признательные показания, которые впоследствии старательно поддерживал в суде, демонстрируя неудержимое раскаяние… которому мы конечно же не поверили.
В ходе судебного следствия мы несколько раз ловили подсудимого на противоречиях в его показаниях на предварительном следствии и в суде, причем в разных судебных заседаниях, по одним и тем же обстоятельствам. Но наш суд, как известно, «самый гуманный суд в мире» ©, и на наш взгляд, назначил подсудимому слишком мягкое наказание.
Мы обжаловали приговор… но наши доверители, первоначально настаивавшие на подаче апелляционных жалоб, внезапно изменили свою позицию, и потребовали отозвать уже поданные жалобы.
Естественно, мы не могли не выполнить волю наших доверителей. Жалобы отозваны, приговор вступил в законную силу.
P.S. В связи с произошедшим ДТП, в ближайшее время суд начнёт рассмотрение ещё одного уголовного дела, на это раз по обвинению собственника злополучного автобуса — предпринимателя, и отца осуждённого водителя по ч.3 ст. 238 УК РФ, но это уже совсем другая история…
P.P.S. В связи с тем же ДТП, нами поданы заявления о привлечении к уголовной ответственности руководства СДЮШОР и тренера футбольной команды по ст. 293 УК РФ в связи с их самоустранением от обеспечения безопасности при организации выезда несовершеннолетних воспитанников на соревнования.
Так выяснилось, что на протяжении нескольких лет, тот самый тренер собирал «пожертвования» с родственников своих подопечных футболистов по договору об оказании «спонсорской помощи», заключенному почему-то от имени другого юридического лица, в котором этот же тренер совмещал все руководящие посты, но собранные денежные средства не оприходовал, не говоря уже о «каких-то там» отчетах об их расходовании.
К сожалению, наши заявления пока «не нашли понимания» у следствия, но мы продолжаем добиваться регулярной отмены «отказняков», и надеемся всё-таки добиться вменяемой проверки наших доводов. Но это тоже будет совсем другая история.