Евангельское повествование о распятии Иисуса Христа являясь краеугольным камнем Нового Завета и Христианской религии, вот уже почти две тысячи лет привлекает к себе внимание многих миллионов людей, как христиан, так и представителей иных религий и убеждений.

Если в предыдущие столетия распятие рассматривали преимущественно с теологических и исторических позиций, то ХХ век ознаменовался всплеском научных исследований медико-биологического характера, посвященным исследованию звеньев танатогенеза при распятии.

Однако, внимательный анализ предложенных концепций наступления смерти при распятии показывает, что не все они состоятельны, более того, некоторые авторы иногда не только не учитывают имеющиеся исторические факты. В опубликованных работах не только не проводится анализ исходного, греческого текста Евангелий, но и порой пренебрегают самими Евангелиями.

Всё это, безусловно, сказывается как на качестве проведенных исследований, так и на адекватности сделанных выводов.

В то же время, представляется очевидным, что достоверная теория, объясняющая физическую смерть Иисуса Христа, может быть построена только лишь в полном соответствии с текстами Евангелий, а также должна максимально учитывать имеющиеся исторические и археологические сведения и базироваться на фундаментальных медицинских данных.

Считается, что распятие как способ казни изобрели вавилоняне, не желавшие осквернять землю, посвященную Ахурамазде, мертвыми телами казненных преступников. Об этом можно встретить упоминания в сохранившихся трудах Геродота (III, 132; 159; IV, 43; VI, 30; VII, 194), а также других античных авторов.

В IV веке до н.э., после завоевания Персии Александром Македонским, данный вид наказания распространился по всем покоренным им землям, получив применение в Греции, странах Ближнего Востока, Египте и Финикии. Римляне же переняли распятие у своих злейших врагов, — карфагенян, которыми эта казнь использовалась достаточно часто (Валерий Максим II, 7; Силий Италик II, 334, Полибий I, 24).В древнем мире было крайне негативное отношению к казни посредством распятия.

Греки полагали эту казнь как крайне унизительную и недостойную, евреи считали всех повешенных на кресте проклятыми. Римлянами распятие воспринималась как позорная казнь, servile supplicium — наказание для рабов (Тацит. История IV, 11; Ювенал. Сатиры. VI, 219).

Как в свое время греческий закон, так и позже и римский запрещали повергать распятию свободных граждан. Однако распятие широко применялось в Римской республике для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.

Так, например, после разгрома Спартака по приказанию Помпея 6000 тысяч восставших рабов были распяты вдоль Апиевой дороги, ведущей в Рим. После превращения Рима в империю, охватившую все Средиземноморье, распятие, как эффективное средство устрашения, стало применяться римлянами еще и к жителям покоренных провинций.

Иосиф Флавий, называя распятие «самой мучительной из смертей» (Иудейская война. VII, 6, 4) отмечал большое количество подобных казней, проводившимися римлянами в Палестине, особенно в ходе восстания 66-70 гг. н. э. (Древности. 17, 10; 20, 6; Иудейская война. II, 12, 6; 13, 2; 14, 9; III, 7, 33; V, 11, 1; VII, 10, 1). Изначально процедура казни четко не регламентировалась, осужденных на распятие просто привязывали к дереву, либо к вертикально врытому деревянному столбу, таким образом, чтобы ноги осужденного не касались земли.

Однако, для придания осужденному максимальной боли и продления его страданий, римляне со временем не только значительно усовершенствовали технику распятия, но и достаточно подробно легитимизовали процедуру его применения.

Обычная форма приговора на крестную смерть при этом выражалась словами судьи: «ibis ad (или in) crucem» — «иди (пойдешь) на крест!». После чего осужденного к смерти подвергали бичеванию. С этой целью с него снимали одежду и привязывали за руки к столбу на территории суда.

Затем его пороли короткой плетью, называемой flagrum (или flagellum). Плеть состояла из рукояти, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины, в концы которых были вплетены куски свинца, а по длине — зазубренные фрагменты костей. У римлян не было законодательного ограничения количества наносимых ударов, в то время как по еврейским законам во время бичевания нельзя было наносить более сорока ударов.

Поэтому, следившие за бичеванием фарисеи чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете, ограничивали число ударов тридцатью девятью. Римляне же иудейские законы не соблюдали и могли не придерживаться точного счета ударов.

Удары флагрумом наносились одним или двумя исполнителями наказаний (ликторами) по спине, ягодицам и бедрам осужденного. Избегали только наносить удары в проекцию сердца, потому что это могло привести к преждевременному наступлению смерти. Последствия такого бичевания были поистине ужасающими. В местах ударов ремней флагрума кожа разрывалась, а подлежащие мягкие ткани размозжались.

Не случайно плеть для наказаний иногда также называли flagrum taxillatum – язвящая плеть, «бич, наводящий ужас».Рис. Бич для наказаний. В то же время, бичевание, вызывая обширные повреждения мягких тканей спины, не могло привести к значительной кровопотере, так как не приводило к повреждению сколь либо крупных кровеносных сосудов.

Кровотечение же из поврежденных при экзекуции кровеносных сосудов кожи и подкожно-жировой клетчатки было относительно незначительно, и достаточно скоро прекращалось. После бичевания осужденного вновь одевали и заставляли нести крест на своих плечах до места казни, что было большим издевательством над распинаемым, его естественной любви к жизни и ненависти к орудию своей смерти [7,8,14, 25].

Крест изготовлялся заранее, и использовался для исполнения наказаний многократно. Состоял он из двух основных частей — горизонтальной балки (patibulum), и вертикальной части (staticulum). Согласно имеющимся археологическим и историческим данным вес всего креста в сборе мог достигать 136 кг и более.

Нести такой груз было крайне тяжело даже здоровому человеку, а только что подвергнутому бичеванию, было и вовсе не под силам. Вследствие этого осужденный иногда нес не весь крест целиком, а только патибулум, который весил по разным источникам от 34 до 57 кг.

Обессиленный после бичевания Христос также с трудом мог нести свой крест и поэтому «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23. 26). После того, как крест либо его части закрепляли на спине осужденного, его в последнем шествии до места казни сопровождала вооруженная охрана из отряда римских солдат под предводительством центуриона (сотника).

Один из солдат шел впереди и нес табличку (titulus), на которой было написано имя осужденного и его преступление.

Начиная с этой минуты охрана уже не покидала осужденного вплоть до того момента, пока полностью не убеждалась в наступлении его смерти. Римляне использовали для распятия разные виды орудий, среди которых были наиболее распространены crux simplex (простой столб без перекладины), crux сommissa (крест связанный, в форме буквы «Т»), crux immissa (крест вбитый, в форме знака «†») и crux decussata (крест сбитый, в форме буквы «Х»). Однако есть все основания полагать, что Иисус Христос был распят на четырехконечном кресте (crux immissa).

Чрезвычайно ценным, решающим в этом вопросе доказательством является замечание евангелиста Матфея: «и поставили над головой Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Здесь евангелист говорит о табличке, на которой была обозначена мнимая вина Спасителя.

Но вполне очевидно, что для того, чтобы поместить над головой Христа такую дощечку, необходимо, чтобы основной вертикальный столб имел продолжение вверху, над поперечным брусом, т.е. необходимо, чтобы крест был четырехконечный, а не трехконечный связанный (в виде буквы Т), а также не сбитый (в виде буквы Х). В произведениях античных писателей (Тертуллиана, Оригена и др.) и в некоторых археологических свидетельствах (монетах, монограммах, древнехристианских изображениях) есть указания и на трехконечный Крест Христов.

Однако это свидетельствует лишь о том, сама ранняя Христианская Церковь не сразу решила вопрос относительно формы того священного древа Креста, на котором был распят Иисус Христос. И разногласие в этом случае тем естественней и понятней, что христианство принимали те же римляне, которым было известно несколько форм креста. После прибытия на место распятия осужденного раздевали донага, а его одежу отдавали воинам, охранявшим крест.

Однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев (Быт. 9:22-23; Лев. 18:6-19; 20:17; Ос. 2:3), римляне оставляли осужденным набедренную повязку (Мишна. Санхедрин. 6:3; Тосефта.

Санхедрин. 9:6). После этого осужденного помещали на крест. Фиксация тела распинаемого к кресту могла осуществляться различно. Согласно одному из способов для распятия, осужденного клали на спину с руками, распростертыми вдоль патибулума, после чего их прибивали к нему кованными четырехгранными гвоздями, которые достигали 13 — 18 сантиметров в длину и около 1 см в поперечнике, либо привязывали веревками [26].

Затем патибулум вместе с пригвожденным к нему человеком поднимали с помощью особого рода вил (furcilla) и помещали на заранее вкопанный в землю вертикальный столб (Цицерон. In С. Verrem. 5:66; Иосиф Флавий. Иудейская война VII. 6:4).

После этого ноги распинаемого несколько сгибали в коленях и прибивали к статикулуму гвоздями либо фиксировали веревками. Осужденных могли также распинать и на уже целиком собранных крестах, лежащих вначале на земле, а потом поднимаемых вертикально, а также и на крестах, уже вкопанных в землю. Для того, чтобы поднять на уже закрепленный в земле крест осужденного и прибить его гвоздями требовались определенные усилия. К патибулуму приставлялись лестницы.

На них поднимались двое из исполнявших казнь солдат, которые при помощи веревок поднимали тело осужденного, а остававшиеся внизу помогали им. Распинаемый, поднятый до надлежащей высоты, за руки привязывался веревками к патибулуму, после чего на его запястья ставили два железных гвоздя, которые ударом молота вгоняли в дерево.

Солдаты, стоявшие внизу, в это время привязывали либо прибивали к статикулуму ноги осужденного. Для этого их ему либо складывали таким образом, чтобы одна стопа покрывала другую, после чего через обе стопы разом вбивали один гвоздь, либо прибивали гвоздями каждую стопу по отдельности.

Как были прибиты ноги Иисуса Христа, одним или двумя гвоздями, точно не известно. Одни отцы Христианской Церкви (свв. Григорий Назианзин, египетский епископ Нонн) указывали на один гвоздь, а другие (свв. Григорий Турский, Киприан) говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног.

Иконография Православной Церкви приняла второе предание, а Римско-католической — первое. Для того, чтобы распятый человек мог оставаться на кресте живым как можно большее время и таким образом продлить муки жертвы, римляне применяли разные устройства, обеспечивавшие некоторую поддержку для тела жертвы (это может объяснять фразу «сидеть на кресте», использовавшуюся римлянами). С этой целью иногда использовался небольшой уступ или седалище (sedile), которое размещали на статикулуме таким образом, чтобы это седалище проходило между ногами осужденного.

Чтобы увеличить страдания жертвы, сиденье иногда делалось остроконечным. Вместо седалища иногда делали упор для ног в виде прибитой внизу статикулума дощечки (pedale, или suppedaneum) что было менее болезненно, чем нахождение на заостренном седалище, но также продлевала страдания осужденного. В этих обоих случаях распятый человек скорее не висел на кресте, а сидел или стоял, пригвожденный к нему.

Традиционная христианская иконография и живопись изображают Распятого с руками, пробитыми гвоздями посредине ладоней. Однако исследования, выполненные в первой половине ХХ века Pierre Barbet – главным хирургом в Парижской больнице Св. Иосифа, показали, что христианские художники в этом плане достаточно сильно заблуждались. Проведя ряд экспериментов с ампутированными руками, а также с трупами, P.Barbet, обнаружил неожиданные на то время факты.

Оказалось, что при прибивании к кресту на уровне середины ладоней, кисти срывались с гвоздей при нагрузке около 39 кг (88 фунтов). Экспериментальные данные подтвердили математические вычисления, показавшие, что при положении на кресте, во время которого руки распинаемого отходят от туловища к патибулуму под углом близким к 68º, тело осужденного обязательно сорвется с креста.

Ища анатомическое место, которое могло бы с одной стороны максимально полно соответствовать Евангельскому тексту и историческим хроникам, а с другой — надежно удерживать на гвоздях вес распинаемого, P.Barbet пришел к выводу, что этого наиболее хорошо походит имеющееся на запястье пространство Десто (Destot) [7,8]. рис.  Пространство Десто.

В случае, если гвоздь забивался в расположенное между трехгранной, головчатой и крючковидной костями запястья, пространство Десто полностью отвечает требованиям, руки распятого надежно удерживалось на кресте независимо от его массы тела.

Важным обстоятельством явился также тот факт, что при прохождении гвоздей через пространство Десто кровотечение из пробитых запястий относительно незначительно, так как при этом не происходит повреждения крупных магистральных кровеносных сосудов.

Следует особо отметить, тот факт, что выявленные P.Barbet анатомические данные о фиксации тела распинаемых к кресту в целом соответствуют тексту Нового Завета. Употребленное в Евангелии от Иоанна древнегреческое слово χειρ означало как руку в целом, так и запястье — καί ἰδε τᾶς χειράς μου — и посмотри руки Мои (Ин 20:27) (χειράςбукв. — раны на руках, запястьях).

Расхождение выявленных в работах P.Barbet данных с традиционной иконографией можно объяснить тем простым фактом, что, начиная с IV н.э., после эдикта Константина Великого, в христианском мире казнь посредством распятия была запрещена и многие знания об этой процедуре были со временем забыты. Первые научные работы, посвященные изучению механизма смерти при распятии были выполнены в 20-е годы ХХ века французским врачом А. LeBec. Им первым было выдвинуто предположение, что смерть при распятии наступала вследствие удушья [18].

Данное предположение было поддержано в дальнейшем многими учеными и в настоящее время принято, как основная причина смерти при распятии, рассматриваясь как один из вариантов смерти при позиционной асфиксии [9,14,20].

В ставших уже классическими опытах P. Barbet было убедительно продемонстрировано, что в случае распятия на кресте c руками, несколько согнутыми в локтях и распростертыми вдоль патибулума, и с ногами, полусогнутыми в коленных суставах и стопами, фиксированными к статикулуму, приговоренный к распятию человек мог принимать на кресте только два основных положения.

Первое – с распрямленными в коленях ногами и руками, вытянутыми вдоль патибулума (по P. Barbet — выпрямленная позиция). Осужденный при этом опирался на ноги, на которые в этой позиции приходилась нагрузка практически всей массы тела.

Второе – с ногами, согнутыми в коленных суставах. В этом случае распятого человека туловище провисало вниз и несколько вперед, а руки отходили от туловища к patibulum вверх и в стороны под углом, близким к 60-65º. В подобной позиции запястьям осужденного приходилось выдерживать всю массу его тела, По мере нарастания мышечной усталости распятый все больше и больше времени проводил во второй позиции.

Под действием веса собственного тела перерастяжение грудной клетки достаточно быстро приводило к нарастанию усталости межреберных мышц и брюшной диафрагмы, которые и отвечают за акт дыхания в норме. В этих условиях становится возможным вдох, но резко затруднен выдох, что приводит к накоплению в организме углекислого газа, а также других продуктов метаболизма, выводимых их организма в процессе дыхания через легкие.

Распятый мог компенсировать это состояние, только приняв первую позицию, для чего надо было выпрямить ноги в коленных суставах, и переместить тело вверх по кресту. Однако на запястья, руки и плечевые суставы распятого, под действием веса его собственного тела начинало действовать значительная нагрузка, которая постепенно приводила к дислокации суставных соединений пояса верхних конечностей.

По мере развития усталости, руки распинаемого, все чаще находились в положении, когда они направлены кзади и верх, а туловище обвисало на согнутых в коленях ногах вперед и вниз, что затрудняло работу дополнительных дыхательных мышц.

Помимо этого, при каждой попытке изменить положение на кресте кости запястья и стоп проворачивались вокруг вбитых гвоздей, а поврежденные при бичевании мягкие ткани спины обдирались о стабилум, что доставляло распятому сильнейшую боль.

Так как для того, чтобы говорить человек должен набрать в легкие достаточное количество воздуха, то для произнесения каждого слова распятому также надо было подниматься на кресте. Для этого ему каждый раз, обдирая надкостницу, ему надо было опереться на пронзенные гвоздями ноги и одновременно подтянуться на прибитых к кресту руках. Можно представить, какую сильнейшую боль приносило распятому человеку каждое произнесенное на кресте слово.

Чем дольше времени проходило от момента распятия на кресте, тем больше сил терял казнимый, у него нарастали судороги и мышечная боль, все более выраженной становилась дислокация суставов пояса верхних конечностей, и всё чаще он принимал положение, препятствующее нормальному дыханию. Вдох осуществлялся только за счет диафрагмы, что постепенно приводило к развитию выраженного удушья, от которого он в конечном итоге распятый человек и погибал.

Такое состояние продолжалось многие мучительные часы. Римский историк Ориген писал о том, что видел распятого, который прожил всю ночь и следующий день. 

Пример, когда три распятых еврея оставались живыми на кресте в течение трех дней можно найти в сочинениях Иосифа Флавия (Иосиф Флавий Древности XIV). Во время массовых казней, последовавших после восстания Спартака, некоторые из распятых повстанцев общались с солдатами в течение трех дней (Appian. B.Civ. I,20). Для того, чтобы сократить время мучений распятых на кресте, существовал обычай crurifragium (skelokopia), который применялся в тех случаях, когда по каким-либо причинам принималось решение ускорить наступление смерти осужденных

В ходе скелокопии распятым молотом перебивали кости голеней, после чего тело осужденного лишалось точки опоры и повисало на руках. В этих условиях быстро наступало перерастяжение грудной клетки и удушье наступало значительно быстрее – в течении нескольких десятков минут и даже быстрее.

Это положение было убедительно доказано K-S.D. Schulte, который в серии контролируемых экспериментов на добровольцах показал, что если распятие происходило только за счет висения на руках, без опоры на ноги, то у всех испытуемых уже на 6-ой минуте объем вдыхаемого воздуха уменьшался приблизительно на 70 %, артериальное давление падало на 50 % от нормы, а частота сердечных сокращений увеличивалась вдвое. Спустя 12 минут дыхание осуществлялось только за счет движений диафрагмы и наступала потеря сознания.

Когда же добровольцам разрешили при распятии периодически (один раз в течение 20 секунд) опираться на ноги, то происходила выраженная нормализация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания. Эксперимент в последнем случае продолжался до 30-40 минут, после чего у испытуемых наступала выраженная боль в запястьях и эксперимент на этом прекращался [27].

Теория P. Barbet о том, что о том, что смерть осужденных на распятие наступала вследствие позиционной асфиксии, обусловленной положением тела распинаемого на кресте, представляется вполне убедительной, аргументировано объясняя наступление летального исхода у распинаемых людей, и в настоящее время принята практически всеми исследователями. Однако, отдавая должное пионерским работам P. Barbet, следует все же признать, что раскрыв особенности наступления смерти при распятии, он так и не смог адекватно объяснить один конкретный случай – смерть Иисуса Христа на кресте.

Действительно, удушье в целом, а в особенности обусловленное невозможностью сделать адекватный выдох, делает невозможными все попытки не только к произношению каких-либо слов, но и отдельных членораздельных звуков. Однако, во время распятия Иисус Христос мог вполне внятно говорить на кресте до последних мгновений своей земной жизни. Об этом говорится во всех четырех Евангелиях.

Так, в частности в Евангелии от Луки сказано: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк, 23 46). Следующим, достаточно важным, возражением против удушья, как причины смерти Иисуса Христа является само время его нахождения на кресте.

Распятые могли находились на кресте до момента наступления смерти несколько суток, а смерть Христа наступила спустя всего около 3-х часов после пригвождения к кресту, о чем достаточно четко написано в Евангелиях: «Был час третий, и распяли Его» (Мк 15 25) и «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк 23 44-46).

Не ожидали столь быстрой смерти Христа и фарисеи, следившие за распятием. Требуя утром казни, они понимали, что распятые пробудут на крестах сутки и более. А это значило, что Ветхозаветная Пасха, которая должна была начаться в субботу будет омрачена казнью, что было серьезным нарушением иудейского закона. С другой стороны, они боялись, что если суд и казнь будут отложены на дни, следующие за пасхальными, то это даст время Пилату все передумать и отменить казнь.

Таким образом, они сами себя загнали в ловушку — перенести казнь они боялись, а оскорбить Пасху смертной казнью, означало не просто нарушить, но и серьезно оскорбить закон. Поэтому они были вынуждены просить Пилата разрешить акт милосердии к распинаемым — перебить им голени, что ускорило бы их смерть, и позволило бы снять тела казненных с крестов до начала ветхозаветной Пасхи. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19: 31).

Пилат это позволил, после чего солдаты пришли и перебили голени разбойникам. Когда же они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер и потому процедуру скелокопию по отношению к Нему не применили, так как она стала не нужна.

На этот факт в Евангельском тексте обращается особое внимание. «Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19 31 -33).

Тогда один из римских солдат, желая убедиться в том, что Христос умер, пронзил его тело копьем.

«Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». (Ин. 19 34-35)

Люди античного мира, а особенно солдаты, постоянно видели в своей жизни насилие, и хорошо могли по особенностям вытекания крови определить, из живого либо мертвого тела она выделяется. Истечение крови и воды из раны Христа вполне убедило как римских солдат, так и евреев в наступлении физической смерти Христа.

Следует отметить, что столь быстрая смерть Христа удивила не только присутствующих, но и много повидавшего Пилата. «пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу» (Мк 15. 43-45).

Отмеченный ряд обстоятельств смерти Иисуса Христа, который приводится в Евангелиях, а именно – относительно скорое наступление смерти, способность Иисуса Христа к четкому произнесению слов до последних минут жизни, ясность сознания, сохраняемая Распятым до самой смерти, а также поток крови и воды, истекшие из раны, нанесенной Ему посмертно копьем, позволяют усомниться в обоснованности асфиксического генеза смерти Христа.

Это побудило многих исследователей к поискам других, отличных от асфиксической, теорий, которые могли бы объяснить Его земную смерть.

Продолжение публикации тут:
Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта. Часть II

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: alvitvas, Туманов Эдуард, gumnactka-qu, fknfqcrfz37, Ильин Александр, Рисевец Алёна, Коробов Евгений, Климушкин Владислав
  • 31 Мая 2016, 14:11 #

    Уважаемый Эдуард Викторович, ну Вы и темку выбрали.... 
    однако-ж, материал обширный и интересный.

    +4
    • 31 Мая 2016, 15:00 #

      Уважаемый Александр Витальевич, эта статья уже была ранее опубликована в научных изданиях, и пару раз доложена на конференциях
      У ученых мужей критики не было, у священников тоже
      Вот я и подумал: а почему бы ее не выложить на Праворубе?
      Научные издания имеют маленький тираж и узкий круг читателей
      А тема, по идее, интересна многим

      +4
      • 31 Мая 2016, 15:03 #

        Уважаемый Эдуард Викторович, ну, я ее только сейчас увидел, так что в любом случае, не зря ее на Праворуб выложили (Y)

        +2
  • 31 Мая 2016, 15:53 #

    Уважаемый Эдуард Викторович, прочитала не отрываясь. Вижу, что уже вторая часть есть. А как Вы считаете, от чего произошла смерть Иисуса? Если он мог говорить до последней секунды жизни…
    Спасибо, за столь хорошо подготовленный материал!

    +4
  • 31 Мая 2016, 18:44 #

    Уважаемый Эдуард Викторович, очень интересная статья! Спасибо, впечатляюще.

    +4
  • 31 Мая 2016, 18:51 #

    Уважаемый Эдуард Викторович, очень интересно!

    +3
  • 01 Июня 2016, 06:24 #

    Уважаемый Эдуард Викторович, спасибо, очень интересно!
    Саму процедуру распятия я знала более-менее. А вот о том, что смерть наступает в результате асфиксии, признаюсь, мне было не известно, а может помнила, но забыла...(wasntme) 

    Крайне мучительная и унизительная смерть. И ведь в те времена от подобных видов казни часто страдали невиновные люди… впрочем, как и сейчас. Хорошо, что мы живем в век гуманизма и нет у нас таких видов наказания.:)

    +2
    • 02 Июня 2016, 08:55 #

      Уважаемая Алёна Александровна,
      Хорошо, что мы живем в век гуманизма и нет у нас таких видов наказания.:)Казнь на электрическом стуле не менее ужасна.
      У меня есть неплохие статьи американских врачей на эту тему.
      Как нибудь соберусь, сделаю публикацию о том, как казнят в самой демократичной стране мира

      +2
  • 01 Июня 2016, 08:03 #

    У ученых мужей критики не было, у священников тоже Интересно, священные мужи будут отказываться от того, чего они два тысячелетия подчищали? Было бы странно однако с их стороны!
    Признаюсь, удивили Вы меня, Уважаемый Эдуард Викторович, подобной статьей. Написать статью не только с точки зрению эксперта-паталогоанатома, но и с исторического ракурса, с привязкой к историческим артефактам, увязать все это воедино, так, как будто Вы сами побывали на местах распятых и лично поговорили с Понтием Пилатом. Ваша статья читается настолько лёгко, завороженно и увлекательно, как и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
    Статья также очень познавательна с анатомической и криминалистической области деятельности. Спасибо! (bow)
    Идём в часть II.

    +2
    • 01 Июня 2016, 08:38 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, (Y)- мою мысль выразили в полном объеме!

      +2
    • 01 Июня 2016, 09:29 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, искреннее авторское спасибо за высокую оценку публикации!отвечу на некоторые Ваши замечания:
      Интересно, священные мужи будут отказываться от того, чего они два тысячелетия подчищали? Было бы странно однако с их стороны!
      Эти материалы докладывались, в том числе, и на научных чтениях, проходивших под патронатом РПЦ
      Результаты исследования вызвали полное одобрение:
      — со стороны научных работников, так как согласуются с фундаментальными медицинскими данными;
      — со стороны священнослужителей, так как не противоречат Евангельским текстам и подтверждают факт физической смерти Христа. 
      … священные мужи ... Маленькая ремарка — в Православной Церкви нет такого обращения к священнику как «святой отец»

      +1
  • 01 Июня 2016, 23:51 #

    Где-то видел подобные выводы, вероятно, когда-то нарвался именно на одну из статей Эдуарда Викторовича. Помню, что есть ещё одно интересное исследование: книга "Сын человеческий". Хочу напомнить, что наука не существует без сомнений, а вера, напротив, никаких сомнений не допускает. Потому — это разные области человеческого миропонимания (подобно тому, как любовь к детям различны у отца и у матери). Умные люди это понимают и никогда между собой не смешивают, подобно тому, как мы до сих пор соблюдаем многие традиции и приметы, хотя понимаем, что это не соответствует современному уровню знаний, однако, это наше, родное, и пусть так будет, так повелось.

    +2

Да 17 17

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Смерть при распятии. Взгляд судебно-медицинского эксперта Часть I» 3 звезд из 5 на основе 17 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации