Звонок. Этот голос я узнал сразу. Так трудно далась мне 10 лет назад медицинская история его жены.
— Приеду?
— Конечно!

Медицинская фабула

До его приезда я восстановил обстоятельства родов 10-летней давности, закончившихся мертворождением. Молодая семейная пара воспитывала двух дочек — 9 и 12 лет. Мечтали о мальчике. И вот получилось. Беременная жена встала на учёт в женской консультации своевременно (2012 год). На последнем месяце беременности частота сердечных сокращений плода стала нарушаться.
Женская консультация направила женщину в родильный дом.

Но ей отказали в госпитализации, ссылаясь на отсутствие свободных мест в отделении патологии беременных. Через две недели приступ повторился. Женская консультация вновь направила женщину — в тот же родильный дом. И снова отказ. Под тем же предлогом. Так получилось, что отказал тот же акушер-гинеколог, что и первый раз.

Через полмесяца женщина заподозрила неладное. Вызвала на дом бригаду скорой медицинской помощи. Пульс плода не определялся. Беременную доставили в тот же родильный дом. Но было поздно. Плод был уже мёртв. Индуцированы искусственные роды. Через 5 часов был извлечён трупик весом 2 475 г, ростом 48 см.

Старт

Супруги обратились ко мне. Самые главные медицинские документы (карта из женской консультации, история родов, протокол патологоанатомического исследования) у них отсутствовали. Медицинские организации отказались их выдавать. Пришлось работать с обрывочными и лаконичными данными.
Адвокат оформила исковое заявление о компенсации морального вреда, причинённого ненадлежащим оказанием медицинской помощи и нарушением прав пациента.

Я, насколько это было возможно в условиях недостаточной информации, сформулировал медицинскую часть заявления – нарушения при наблюдении за беременной в женской консультации и оказании помощи при родовспоможении, причинно-следственные связи (см.).

Уловка с уголовкой

После того, как исковое заявление было написано, сторона потерпевшей отказалась от первоначального замысла и перешла в уголовную плоскость. Забегая вперёд, скажу, что такая тактика полностью оправдалась.
Следственный комитет по заявлению родильницы возбудил уголовное дело и выполнил (за 7 лет! и бесплатно для потерпевшей!) значительную работу по добыванию доказательств. Будущий истец не потратил на это личное время, избежал кошельковых расходов на проведение экспертиз и изнурительной многолетней нервотрёпки.

Бремя гражданского судопроизводства по добыванию доказательств довело бы его до психушки или приобнял бы кондратий. В заявление для следственного комитета была скопирована моя медицинская часть, подготовленная для иска.
После этого супруги потерялись. На 10 лет. Несколько раз звонил муж, сообщал о промежуточных результатах и снова исчезал. Таким образом, моё участие в этой истории было коротким как выстрел из стартового пистолета.

Встреча через 10 лет

10 лет – это огромный срок в нашей жизни. Тогда ему было 35 лет. Худенький крепыш запросто умещался в моём гостевом кресле. А сейчас в кабинет вошёл возмужавший детина с огромной чёрной бородой. С трудом втиснулся между подлокотниками. За 10 лет он несколько раз поменял профессию, дочери закончили школу, сбылась мечта — родился сын. Был верен адвокату, прошедшему с ним тернистый путь.

Я тоже не терял время зря. Поседел, полысел. Профессии не изменил. Много работал, о чём праворубцы знают по моим публикациям. Дети создали семьи и подарили четырёх внучат. Попробуйте сами отмотать свою жизнь назад. Вы изумитесь, сколько событий уместилось в прожитом. Судебная эпопея завершилась победой в 900 тысяч рублей.

Посетитель был признателен, что 10 лет назад я дал толчок в нужном направлении. Меня восхитило то, что он помнил об этом и даже приехал поблагодарить. Выложил все имевшиеся у него материалы дела. Так я получил возможность проанализировать 10 лет борьбы потерпевших от медицины за свои права. И рассказать Вам об этой длиннющей истории, но пунктирно.

Судебно-медицинские экспертизы

Врачебное дело – это всегда комиссионные и комплексные судебно-медицинские экспертизы. Без них принятие процессуального решения невозможно. В разных экспертных учреждениях было выполнено 4 экспертизы.

2013 год. Тюменское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (Тюмень – см.). Тюменское заключение полностью оправдывало акушер-гинеколога («медицинская помощь оказана без дефектов»). Это произошло в силу местечковой корпоративной солидарности врачей, участвующих в экспертной комиссии (см., шаг второй).
Следователь 08.04.2014 вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 293 УК РФ на основании п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием события преступления. Потерпевшая добилась отмены этого постановления и назначения новой экспертизы.

2014 год. Свердловское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (Екатеринбург): «Установлены многочисленные дефекты оказания медицинской помощи, наличие косвенной причинно-следственной связи между выявленными дефектами и гибелью плода». Так мелькнул первый проблеск надежды. Но для уголовного преследования необходима прямая причинно-следственная связь. Назначается следующая экспертиза.

2018 год. Бюро судебно-медицинской экспертизы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Сургут). Прямая причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и гибелью плода вновь не установлена.
Тем не менее, следователь, получив сургутское заключение, решился 10.12.2018 на два процессуальных действия.
► Вынес постановление о привлечении акушер-гинеколога родильного дома, дважды отказавшего в госпитализации, в качестве обвиняемого по ч. 2 ст. 293 УК РФ. Она гласит:
«Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека» (лишением свободы на срок до пяти лет).

Тяжкий вред здоровью потерпевшей выразился в прерывании беременности в виде антенатальной (дородовой) гибели плода. Впоследствии следователь переквалифицировал на п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ, она гласит:
«Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью» (лишение свободы срок до шести лет).
►В этот же день, 10.12.2018, следователь признал заключение тюменских экспертов, не заметивших дефекты оказания медицинской помощи, недопустимым доказательством, «не подлежит включению в обвинительное заключение, а также использованию в процессе доказывания».
Вот здесь возмутился акушер-гинеколог и ходатайствовал о проведении экспертизы в самой «верхней» экспертной инстанции.

2019 год. Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России (Москва): «Гибель плода не вызвана недостатками оказания медицинской помощи и не состоит в прямой причинно-связи с недостатками оказания медицинской помощи». При отсутствии прямой причинно-следственной связи следователь был вынужден 21.05.2019 прекратить уголовное преследование по основанию, предусмотренному п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием события преступления. Но все возможные доказательства в течение 7 лет следственным комитетом были собраны. За счёт государства. На это и рассчитывала потерпевшая сторона. Любители выпятить свою гениальную прозорливость сказали бы в этом месте, что дьявольский замысел удался. Наш опытный адвокат был выше такого самолюбования.

Исковое производство

После прекращения уголовного дела потерпевшая сторона вернулась к своему первоначальному намерению и обратилась в суд с иском о компенсации морального вреда. Обосновали иск проведенными экспертизами. Решение было вынесено в пользу истицы, но для этого пришлось преодолеть 5 судебных инстанций. На это ушло ещё три года.

28.12.2020. Решение районного суда: взыскать сумму компенсации морального вреда 250 000 рублей с женской консультации и 450 000 рублей – с родильного дома. В гражданском судопроизводстве борьба в таких случаях разворачивается вокруг размера компенсации. Это и произошло. Истица и медицинские организации-ответчики обратились в апелляционную инстанцию.

29.03.2021. Апелляционное определение областного суда: решение первичной инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы — без удовлетворения (см.). Истица обратилась кассационную инстанцию с просьбой отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.

24.08.2021. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции (Челябинск): апелляционное определение от 29.03.2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – областной суд (см.).

20.10.2021. Апелляционное определение областного суда: решение районного суда от 18.12.2020 изменить в части размера компенсации морального вреда, увеличив его до 350 000 рублей с женской консультации и до 550 000 рублей – с родильного дома (см.). Стороны это не устроило, и они повторно обратились в кассационную инстанцию.

02.03.2022. Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции (Челябинск): апелляционное определение от 20.10.2021 оставить без изменения, кассационные жалобы истицы и медицинских организаций-ответчиков без удовлетворения (см.).

На этом 10-летний марафон финишировал. Итого получилось 900 тысяч рублей (запрашивалось 6,5 млн).

Данный случай показателен в том отношении, что удачно использованы возможности следствия для получения доказательств, применённых затем в исковом производстве. Эта следственно-исковая история является путеводителем для аналогичных врачебных дел.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Исковое заявление. М​едицинская часть475.4 KB
2.Заключение экспертов​. Выводы516.3 KB
3.29.03.2021 Апелляцио​нное определение224.4 KB
4.24.08.2021 Кассацион​ное определение133.9 KB
5.20.10.2021 Апелляцио​нное определение203.1 KB
6.02.03.2022 Кассацион​ное определение150.3 KB

Да 36 36

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Шелестюков Роман, Семячков Анатолий
  • 31 Мая 2022, 16:11 #

    Уважаемый Анатолий Кириллович, адвокат конечно молодец8-|(Y), да и вы здесь сыграли значительную(muscle) роль8) С чем Вас и поздравляю(handshake)!
    P.S. Надо сказать выплыла на память одна аналогия по времени и сумме… В 2004 году началась эпопея, а закончилась:) в 2019м с суммой в 700 тыс.р. Но в остальном это, как говорится,  адвокатская тайна:x

    +3

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Весточка из прошлого. Дело против врачей начато при участии независимого судебно-медицинского эксперта 10 лет назад. И вот финиш» 5 звезд из 5 на основе 36 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации